Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Специфика обучения математике в вечерней (сменной) общеобразовательной школе при исправительном учреждении в условиях уровневой дифференциации
Автор(ы): Деева Лариса Николаевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В течение ряда лет в школе последовательно решалось несколько исследовательских задач. Первоначально исследовали “кого” мы учим : 1999/2001 уч. года - перерыв в обучении учащихся;
- динамика изменения численности учащихся в течение года;
- причины выбытия и не посещаемости учащихся;
- мотивация учащихся.
2001/2002 уч. года - аттестационные характеристики выпускников в динамике двух лет (выбор экзамена, результаты экзамена, качество аттестатов).
2002/2003 уч. года - фактические знаньевые компетенции учащихся (входной контроль);
- реальные учебные возможности учащихся - интеллектуальные компетенции (диагностирующий анализ выпускников).
Параллельно с исследованием вопроса “кого” мы учим, проводилась работа по отработке вопросов “как учить” (технологические приемы) и “чему учить” (содержание обучения). Исходя из “особенностей” обучающихся в школе (большой перерыв в обучении у 50 % учащихся, отсутствие системности и систематичности знаний, отсутствие общеучебных и организационных умений), определили технологические приемы в обучении: - разработка справочных таблиц; дидактических материалов с образцами решения заданий; уровневых тренажных карточек; лекций-конспектов (типа “обучающая” карточка);
- проведение тренажных работ по темам курса;
- использование при обучении справочных таблиц; дидактических материалов с образцами решения заданий; лекций-конспектов (типа “обучающая” карточка);
- систематическое проведение тестовых заданий на формирование интеллектуальных умений;
- проведение школьных олимпиад, выполнение творческих работ по темам курса;
- целенаправленная коррекция мотивов обучения, через практическую направленность обучения, рефлексию поведения и обучение учащихся компетенции в общении; и т.д.
В результате работы над содержанием обучения было преложено развитие следующих компетенций учащихся: знаньевые компетенции; общеучебные – планирование; умение работать со справочной литературой; работа по формуле; работа над понятием “величина”; вычислительные навыки; чтение задач, представленных в форме таблицы; оценочные (самоконтроль); организационные (самоорганизация); рефлексивные (поведения и самодиагностика обученности); коммуникативные (умение слушать и слышать, корректность и доброжелательность в общении, умение помогать другому); интеллектуальные ( развитие теоретического анализа и гибкости мышления); компетенция самореализации (возможность многовариантности выбора способа решения задач); компетенция самовыбора (самостоятельный выбор уровня обучения – дифференцированность заданий); Развитие компетенций учащихся. Знаньевые компетенции учащихся определяются требованием программы по предмету. Исходя из специфики контингента учащихся, нами было предложено проводить уровневую дифференциацию обучения учащихся на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов): - принцип открытости обязательных требований;
- признание права ученика на выбор уровня обучения;
- “возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного”.
Оценивание знаньевых компетенций учащихся проводят путем проведения уровневых контрольных работ. Развитие общеучебных и специальных компетенций учащихся. Наши технологические приемы обучения направлены на развитие следующих компетенций учащихся: - общеучебных – планирование; умение работать со справочной литературой; работа по формуле; работа над понятием “величина”;
- оценочных (самоконтроль);
- организационных (самоорганизация);
- рефлексивных (поведения и самодиагностика обученности);
- коммуникативных (умение слушать и слышать, корректность и доброжелательность в общении, умение помогать другому);
- интеллектуальных (работа с тестами по развитию теоретического анализа и гибкости мышления);
Одним из способов развития компетенций учащихся является выделенный нами, специально, в курсе "Геометрия", раздел "Вычислительная геометрия" (см. Приложение. Дидактические материалы, разработанные учителем). Вычислительная геометрия. Кроме знаньевых компетенций вычислительная геометрия направлена на формирование общеучебных умений и специальных компетенций, а именно: общеучебные умения: - чтение задач, представленных в форме таблицы;
- самоорганизация работы ученика;
- умения работать со справочными материалами;
- работа по формуле;
- вычислительные навыки;
- работа над понятием “величины”;
специальные компетенции: - компетенция самореализации (возможность много вариантности выбора способа решения задач);
- компетенция само выбора (самостоятельный выбор уровня обучения – дифференцированность заданий).
Технологическим приемом обучения является проведение тренажных работ по теме (каждый ученик выполняет свою карточку; проверка результатов выполнения карточки проводится в зависимости от уровня обученности учащегося по теме). Кроме знаньевых умений, этот вид заданий позволяет формировать оценочные компетенции (самоконтроля учащихся). С учетом выбранного уровня обучения (“обязательный”, “4 и 5”), возможно три уровня контроля. Первоначально используют уровень контроля I (“обязательный” уровень обучения); при работе с учащимися, работающими на “4”, “5”, используют уровни контроля II и III, хотя учащиеся, работающие на “обязательном” уровне, как правило, владеют уровнем контроля II. Уровень контроля | Документ контроля | Кто осуществляет контроль | I | табло ответов | учитель | II | табло ответов | ученик | III | тетрадь (учителя) с решениями | ученик | Динамика обученности учащихся компетенции самоконтроля. Класс | Начало года | Конец года | Уровень контроля | Уровень контроля | I | II | III | I | II | III | 9 А | 3 | 4 | – | 3 | 12 | 2 | 10 Б | 13 | 2 | – | 4 | 6 | 3 | 11 А | 3 | 11 | 1 | – | 12 | 3 | 12 | 2 | 9 | 2 | – | 10 | 3 | В связи со спецификой контингента учащихся, одним из технологических приемов обучения является целенаправленная коррекция мотивов обучения через практическую направленность обучения, рефлексию поведения и обучение учащихся компетенции в общении. Формирование новых компетенций учащихся возможно не только на уроке. Так, в феврале 2001 г. был проведен школьный проблемный семинар “Школа в зоне, какой ей быть?”. Во время семинара происходило развитие следующих компетенций учащихся: умение рефлексировать, прогнозировать, овладение новыми коммуникативными умениями – освоение способов, средств и техники понимания в коммуникации; освоение особых форм и способов организации коммуникации. Компетенции самоуважения и самодостаточности формировались при разработке материалов рабочих групп по темам: “Чему учить?”, “Как бы я хотел учиться?”, “Что (кто) влияет на позицию ученика, его деятельность в школе?”. Одним из технологических приемов обучения является систематическое проведение тестовых заданий на формирование интеллектуальных умений. Развитию креативных способностей учащихся способствует также участие в школьных олимпиадах, выполнение творческих работ по темам курса. Результативность развития интеллектуальных компетенций у учащихся 12 класса (70 % учащихся учатся три года) и 9 А, 9 Г классов (30 % учащихся учатся второй год) показана ниже в таблице. Сравнение познавательных способностей учащихся 12 класса и 9А, 9Г классов Параметры | Учащиеся, в % | 12 класс | 9 А, 9 Г | Скорость протекания мышления (высокая и средняя) | 90 | 63 | Способность к классификации (высокая и средняя) | 90 | 30 | Результативность работы учителя. - Результаты письменного экзамена (алгебра).
Учебный год | Класс | Количество человек | “5” | “4” | “3” | Успеваемость % | Качество % | Средний балл | 1999 / 2000 | 9 | 47 | 1 | 11 | 35 | 100 | 26 | 3,3 | 2001 / 2002 | 12 | 8 | 1 | 3 | 4 | 100 | 50 | 3,6 | - Результаты устного экзамена (алгебра).
Учебный год | Класс | Чел. | “5” | “4” | “3” | Подтвер. оценки | Улучшили | Средний балл | Примечание | чел | % | чел | % | 1999 / 2000 | 9 | 4 | – | 2 | 2 | 2 | 50 | 2 | 50 | 3,5 | разработаны билеты, утвержд. в КК ИПК РО | 2001 / 2002 | 12 | 7 | 1 | 4 | 2 | 4 | 57 | 3 | 47 | 3,9 | разработаны билеты, утвержд. в КК ИПК РО | Комментарии: за результативность экзамена были выбраны параметры (ср. балл, % учащихся подтвердивших, улучшивших оценки); эти параметры позволяют сравнивать достижения учащегося самого с собой. Участие учащихся в заочной школьной олимпиаде. Учебный год | Классы | Количество участников | Призовые места | Общий балл | % от всех участников | % от общего балла | 1999 / 2000 | 9 | 13 | II, III, IV | 1187 | <...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2011
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|