Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Специфика обучения математике в вечерней (сменной) общеобразовательной школе при исправительном учреждении в условиях уровневой дифференциации - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Специфика обучения математике в вечерней (сменной) общеобразовательной школе при исправительном учреждении в условиях уровневой дифференциации


Автор(ы): Деева Лариса Николаевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В течение ряда лет в школе последовательно решалось несколько исследовательских задач.
Первоначально исследовали “кого” мы учим :
1999/2001 уч. года
  • перерыв в обучении учащихся;
  • динамика изменения численности учащихся в течение года;
  • причины выбытия и не посещаемости учащихся;
  • мотивация учащихся.
2001/2002 уч. года
  • аттестационные характеристики выпускников в динамике двух лет (выбор экзамена, результаты экзамена, качество аттестатов).
2002/2003 уч. года
  • фактические знаньевые компетенции учащихся (входной контроль);
  • реальные учебные возможности учащихся - интеллектуальные компетенции (диагностирующий анализ выпускников).
Параллельно с исследованием вопроса “кого” мы учим, проводилась работа по отработке вопросов “как учить” (технологические приемы) и “чему учить” (содержание обучения).
Исходя из “особенностей” обучающихся в школе (большой перерыв в обучении у 50 % учащихся, отсутствие системности и систематичности знаний, отсутствие общеучебных и организационных умений), определили технологические приемы в обучении:
  • разработка справочных таблиц; дидактических материалов с образцами решения заданий; уровневых тренажных карточек; лекций-конспектов (типа “обучающая” карточка);
  • проведение тренажных работ по темам курса;
  • использование при обучении справочных таблиц; дидактических материалов с образцами решения заданий; лекций-конспектов (типа “обучающая” карточка);
  • систематическое проведение тестовых заданий на формирование интеллектуальных умений;
  • проведение школьных олимпиад, выполнение творческих работ по темам курса;
  • целенаправленная коррекция мотивов обучения, через практическую направленность обучения, рефлексию поведения и обучение учащихся компетенции в общении; и т.д.
В результате работы над содержанием обучения было преложено развитие следующих компетенций учащихся:
  • знаньевые компетенции;
  • общеучебные – планирование; умение работать со справочной литературой; работа по формуле; работа над понятием “величина”; вычислительные навыки; чтение задач, представленных в форме таблицы;
  • оценочные (самоконтроль);
  • организационные (самоорганизация);
  • рефлексивные (поведения и самодиагностика обученности);
  • коммуникативные (умение слушать и слышать, корректность и доброжелательность в общении, умение помогать другому);
  • интеллектуальные ( развитие теоретического анализа и гибкости мышления);
  • компетенция самореализации (возможность многовариантности выбора способа решения задач);
  • компетенция самовыбора (самостоятельный выбор уровня обучения – дифференцированность заданий);
Развитие компетенций учащихся.
Знаньевые компетенции учащихся определяются требованием программы по предмету. Исходя из специфики контингента учащихся, нами было предложено проводить уровневую дифференциацию обучения учащихся на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов):
  • принцип открытости обязательных требований;
  • признание права ученика на выбор уровня обучения;
  • “возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного”.
Оценивание знаньевых компетенций учащихся проводят путем проведения уровневых контрольных работ. Развитие общеучебных и специальных компетенций учащихся.
Наши технологические приемы обучения направлены на развитие следующих компетенций учащихся:
  • общеучебных – планирование; умение работать со справочной литературой; работа по формуле; работа над понятием “величина”;
  • оценочных (самоконтроль);
  • организационных (самоорганизация);
  • рефлексивных (поведения и самодиагностика обученности);
  • коммуникативных (умение слушать и слышать, корректность и доброжелательность в общении, умение помогать другому);
  • интеллектуальных (работа с тестами по развитию теоретического анализа и гибкости мышления);
Одним из способов развития компетенций учащихся является выделенный нами, специально, в курсе "Геометрия", раздел "Вычислительная геометрия" (см. Приложение. Дидактические материалы, разработанные учителем).
Вычислительная геометрия.
Кроме знаньевых компетенций вычислительная геометрия направлена на формирование общеучебных умений и специальных компетенций, а именно:
общеучебные умения:
  • чтение задач, представленных в форме таблицы;
  • самоорганизация работы ученика;
  • умения работать со справочными материалами;
  • работа по формуле;
  • вычислительные навыки;
  • работа над понятием “величины”;
специальные компетенции:
  • компетенция самореализации (возможность много вариантности выбора способа решения задач);
  • компетенция само выбора (самостоятельный выбор уровня обучения – дифференцированность заданий).
Технологическим приемом обучения является проведение тренажных работ по теме (каждый ученик выполняет свою карточку; проверка результатов выполнения карточки проводится в зависимости от уровня обученности учащегося по теме). Кроме знаньевых умений, этот вид заданий позволяет формировать оценочные компетенции (самоконтроля учащихся). С учетом выбранного уровня обучения (“обязательный”, “4 и 5”), возможно три уровня контроля. Первоначально используют уровень контроля I (“обязательный” уровень обучения); при работе с учащимися, работающими на “4”, “5”, используют уровни контроля II и III, хотя учащиеся, работающие на “обязательном” уровне, как правило, владеют уровнем контроля II.
Уровень контроля Документ контроля Кто осуществляет
контроль
I табло ответов учитель
II табло ответов ученик
III тетрадь (учителя)
с решениями
ученик
Динамика обученности учащихся компетенции самоконтроля.
Класс Начало года Конец года
Уровень контроля Уровень контроля
I II III I II III
9 А 3 4 3 12 2
10 Б 13 2 4 6 3
11 А 3 11 1 12 3
12 2 9 2 10 3
В связи со спецификой контингента учащихся, одним из технологических приемов обучения является целенаправленная коррекция мотивов обучения через практическую направленность обучения, рефлексию поведения и обучение учащихся компетенции в общении.
Формирование новых компетенций учащихся возможно не только на уроке. Так, в феврале 2001 г. был проведен школьный проблемный семинар “Школа в зоне, какой ей быть?”. Во время семинара происходило развитие следующих компетенций учащихся: умение рефлексировать, прогнозировать, овладение новыми коммуникативными умениями – освоение способов, средств и техники понимания в коммуникации; освоение особых форм и способов организации коммуникации. Компетенции самоуважения и самодостаточности формировались при разработке материалов рабочих групп по темам: “Чему учить?”, “Как бы я хотел учиться?”, “Что (кто) влияет на позицию ученика, его деятельность в школе?”.
Одним из технологических приемов обучения является систематическое проведение тестовых заданий на формирование интеллектуальных умений. Развитию креативных способностей учащихся способствует также участие в школьных олимпиадах, выполнение творческих работ по темам курса.
Результативность развития интеллектуальных компетенций у учащихся 12 класса (70 % учащихся учатся три года) и 9 А, 9 Г классов (30 % учащихся учатся второй год) показана ниже в таблице.
Сравнение познавательных способностей учащихся 12 класса и 9А, 9Г классов
Параметры Учащиеся, в %
12 класс 9 А, 9 Г
Скорость протекания мышления
(высокая и средняя)
90 63
Способность к классификации
(высокая и средняя)
90 30
Результативность работы учителя.
  1. Результаты письменного экзамена (алгебра).
  2. Учебный год Класс Количество человек “5” “4” “3” Успеваемость % Качество % Средний
    балл
    1999 / 2000 9 47 1 11 35 100 26 3,3
    2001 / 2002 12 8 1 3 4 100 50 3,6
  3. Результаты устного экзамена (алгебра).
  4. Учебный
    год
    Класс Чел. “5” “4” “3” Подтвер.
    оценки
    Улучшили Средний
    балл
    Примечание
    чел % чел %
    1999 / 2000 9 4 2 2 2 50 2 50 3,5 разработаны билеты, утвержд. в КК ИПК РО
    2001 / 2002 12 7 1 4 2 4 57 3 47 3,9 разработаны билеты, утвержд. в КК ИПК РО
    Комментарии: за результативность экзамена были выбраны параметры (ср. балл, % учащихся подтвердивших, улучшивших оценки); эти параметры позволяют сравнивать достижения учащегося самого с собой.
  5. Участие учащихся в заочной школьной олимпиаде.
  6. <...

    Учебный
    год
    Классы Количество
    участников
    Призовые
    места
    Общий
    балл
    % от всех
    участников
    % от общего
    балла
    1999 / 2000 9 13 II, III, IV 1187
    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2011

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340