Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (история + физика) по теме Рождение новой европейской науки - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Интегрированный урок (история + физика) по теме Рождение новой европейской науки


Автор(ы): Христолюбова Надежда Юрьевна, учитель физики; Владимирова Алевтина Анисимовна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ОФО: Интегрированный урок (физика, история).
Оборудование: проектор, раздаточный материал, мультимедийная презентация. Приложение1.
МО: По степени самостоятельности ученика в приобретении знаний – репродуктивный, частично-поисковый; по способу подачи школьникам учебного материала – словесные, наглядные, практические; по способу организации мышления – индуктивный, дедуктивный.
Цели урока:
Обучающая:
  • ознакомить учащихся с наиболее важными достижениями науки;
  • подвести к выводу о рождении новой европейской науки в эпоху Возрождения;
Развивающая:
  • развивать операционный стиль мышления учащихся;
  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация;
  • продолжить развивать умения делать доклады, сообщения;
Воспитывающая:
  • воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности;
  • вызвать чувство восхищения великими учеными и их великим научным подвигом во имя прогресса всего человечества;
  • воспитывать у учащихся любознательность, интерес к великим открытиям, научной деятельности, знаниям.
Задачи урока:
  • Вспомнить какие представления существовали у европейцев в эпоху средневековья.
  • Познакомиться с наиболее важными достижениями науки того времени.
  • Выяснить как повлияли достижения науки на изменение представлений о мире.
Планируемый результат: учащиеся осознают, что в XVI-XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.
Проблемный вопрос: подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времен.
План урока:
1. Актуализация знаний
  • мобилизующее начало урока
  • проверка знаний учащихся.
2. Формирование умений и навыков
  • объяснение нового материала (беседа);
  • работа с источниками.
3. Применение полученных знаний и умений на практике:
  • постановка и решение проблемной задачи
  • творческое домашнее задание
  • подведение итогов урока
  • выставление оценок.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

(Учитель сообщает цели и задачи урока).
Проблема «Подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени».

2. Фронтальное повторение материала

Учитель истории:
Стремились все - открыть, изобрести,
Найти, создать…царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.
Валерий Брюсов.
Одной из характерных черт нового времени стало усиление интереса к окружающему миру. Старый средневековый образ мира начинает разрушаться.
- Ребята, как вы думаете, какие процессы и события в развитии европейского общества в 15 - 16 вв. повлияли на изменение представлений о мире?
Слайд (Великие географические открытия: 1492 г. – открытие Америки; 1498 г.– морской путь в Индию; 1519 – 1521 гг. - кругосветное путешествие).
Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили и дали новые знания о живущих на ней людях.
Рост городов, развитие мануфактурного производства, увеличение торговых связей между странами и континентами рождали потребность в точных научных знаниях.
Изменилась и духовная жизнь людей.
Рядом с постоянной мыслью о вечном, о душе (в те времена все люди были религиозны) проявляется интерес к жизни земной.
В эпоху средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности.
Однако любознательность и критическое отношение к действительности заставляют людей раннего нового времени лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали ученые гуманисты.
- Ребята давайте вспомним определение гуманисты.
Хотя наука в это время еще не была свободной от религиозных взглядов, а многие великие ученые оставались людьми верующими, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях уже не опирались на религию. Духовенство поддерживало учение Птолемея. Слайд
Слайд - Давайте вспомним это учение. (Земля не подвижна и находится в центре мира).
Это учение не противоречило Библии о том, что бог создал Землю и людей, а Солнце и планеты заставил вращаться вокруг Земли.

3. Изучение нового материала.

Учитель истории:
Сокрушительный удар по устаревшим взглядам на Вселенную нанес великий польский ученый Н. Коперник.
- Сообщение учащихся о нем. Слайд
- Работа с документом.
Выводы об учении Коперника.
Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из планет, и все они вращаются вокруг Солнца.
Открытие Коперника произвело переворот в науке и стало началом новой астрономии.
Слайд Дело Коперника было продолжено Дж. Бруно. Развивая учение Коперника, пришел к следующим выводам:
- Работа с документом.
Учитель истории:
Давайте обратимся к документу и выясним к каким же выводам пришел Дж. Бруно.
Итог: «Вселенная не имеет края, безмерна и бесконечна». Не только Земля, но и Солнце не является центром мира. Вселенная – это бесконечное множество звезд. Вокруг Солнца все планеты.
Это учение Дж. Бруно стоило жизни. Он стал настоящим борцом за науку.
- Сообщение учащихся о нем. Слайд
Итог: Николай Коперник разрушил старые представления о неподвижности Земли, являющейся центром Вселенной.
Джордано Бруно разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира.
Учитель истории:
Подобной судьбы еле удалось избежать другому гениальному ученому - Галилео Галилею.
- Сообщение учащихся о нем. Слайд
Учитель физики:
Вы часто наблюдали падение тел, то есть движения тяжелого тела, падающего с некоторой высоты. Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие умы - Леонардо да Винчи, Галилео Галилей.
Давайте проделаем простой опыт. Возьмем лист бумаги и отпустим его с высоты своего роста. Затем тот же листик скомкаем и снова отпустим с той же высоты. Что вы заметили? Конечно же, вам бросилось в глаза, что в первом случае бумага падает медленнее, чем во втором.
- Что является «виновником» торможения листа бумаги?
Нетрудно догадаться, что «виновником» торможения листа бумаги был воздух. А если будут падать перышко и свинцовый шар? Со времен Аристотеля считалось, что всегда тяжелые предметы падают быстрее легких. И только Г.Галилею, проведшему в своей лаборатории множество опытов с падающими телами, удалось выяснить, что если бы не было воздуха, все тела — и тяжелые, и легкие — падали бы одинаково. То есть в отсутствие воздуха наш плоский листик и смятый бумажный комок, пушинка и массивная гиря упали бы на землю с одной и той же высоты за одно и то же время.
Слайд Знаменитая «падающая» башня — это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля. Благодаря своему конструктивному изъяну она известна во всем мире. Башня достигает в высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174 году. В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый.
Слайд Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.
Слайд Свободное падение - это движение тел в безвоздушном пространстве (вакууме) без начальной скорости только лишь под действием притяжения Земли (под действием силы тяжести).
Слайд Лишь итальянскому ученому Галилео Галилею удалось установить, что траекторией тела, брошенного под углом к горизонту в безвоздушном пространстве, является парабола.
Итог: Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвердили учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной.
Все открытия подтвердили учение Коперника и Джордано Бруно.
Учитель физики:
Слайд “Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет, и вот явился НЬЮТОН.”
- Сообщение учащихся о нем. Слайд
Великий английский ученый семнадцатого столетия Исаак Ньютон заложил основы современных физики и астрономии.
Существует легенда, что однажды Ньютону с дерева на голову упало яблоко. Почему яблоко не улетает в сторону, а всегда падает вниз?
Инсценировка легенды.
Слайд
Когда однажды, в думу погружен,
Увидел Ньютон яблока паденье,
Он вывел притяжения закон,
Из этого простого наблюденья.
Слайд Ответ на этот вопрос дал открытый им закон ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ, которому подчиняется и падение яблока и движение планет.
Слайд о яблоне
Почему, разогнавшись на санках с ледяной горки, мы можем довольно долго мчаться...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.30 | Просмотров: 2856

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340