Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Интегрированный урок (история + физика) по теме Рождение новой европейской науки
Автор(ы): Христолюбова Надежда Юрьевна, учитель физики; Владимирова Алевтина Анисимовна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ОФО: Интегрированный урок (физика, история). Оборудование: проектор, раздаточный материал, мультимедийная презентация. Приложение1. МО: По степени самостоятельности ученика в приобретении знаний – репродуктивный, частично-поисковый; по способу подачи школьникам учебного материала – словесные, наглядные, практические; по способу организации мышления – индуктивный, дедуктивный. Цели урока: Обучающая: - ознакомить учащихся с наиболее важными достижениями науки;
- подвести к выводу о рождении новой европейской науки в эпоху Возрождения;
Развивающая: - развивать операционный стиль мышления учащихся;
- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация;
- продолжить развивать умения делать доклады, сообщения;
Воспитывающая: - воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности;
- вызвать чувство восхищения великими учеными и их великим научным подвигом во имя прогресса всего человечества;
- воспитывать у учащихся любознательность, интерес к великим открытиям, научной деятельности, знаниям.
Задачи урока: - Вспомнить какие представления существовали у европейцев в эпоху средневековья.
- Познакомиться с наиболее важными достижениями науки того времени.
- Выяснить как повлияли достижения науки на изменение представлений о мире.
Планируемый результат: учащиеся осознают, что в XVI-XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной. Проблемный вопрос: подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времен. План урока: 1. Актуализация знаний - мобилизующее начало урока
- проверка знаний учащихся.
2. Формирование умений и навыков - объяснение нового материала (беседа);
- работа с источниками.
3. Применение полученных знаний и умений на практике: - постановка и решение проблемной задачи
- творческое домашнее задание
- подведение итогов урока
- выставление оценок.
Ход урока 1. Актуализация знаний. (Учитель сообщает цели и задачи урока). Проблема «Подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени». 2. Фронтальное повторение материала Учитель истории: Стремились все - открыть, изобрести, Найти, создать…царила в эти годы Надежда – вскрыть все таинства природы. Валерий Брюсов. Одной из характерных черт нового времени стало усиление интереса к окружающему миру. Старый средневековый образ мира начинает разрушаться. - Ребята, как вы думаете, какие процессы и события в развитии европейского общества в 15 - 16 вв. повлияли на изменение представлений о мире? Слайд (Великие географические открытия: 1492 г. – открытие Америки; 1498 г.– морской путь в Индию; 1519 – 1521 гг. - кругосветное путешествие). Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили и дали новые знания о живущих на ней людях. Рост городов, развитие мануфактурного производства, увеличение торговых связей между странами и континентами рождали потребность в точных научных знаниях. Изменилась и духовная жизнь людей. Рядом с постоянной мыслью о вечном, о душе (в те времена все люди были религиозны) проявляется интерес к жизни земной. В эпоху средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности. Однако любознательность и критическое отношение к действительности заставляют людей раннего нового времени лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали ученые гуманисты. - Ребята давайте вспомним определение гуманисты. Хотя наука в это время еще не была свободной от религиозных взглядов, а многие великие ученые оставались людьми верующими, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях уже не опирались на религию. Духовенство поддерживало учение Птолемея. Слайд Слайд - Давайте вспомним это учение. (Земля не подвижна и находится в центре мира). Это учение не противоречило Библии о том, что бог создал Землю и людей, а Солнце и планеты заставил вращаться вокруг Земли. 3. Изучение нового материала. Учитель истории: Сокрушительный удар по устаревшим взглядам на Вселенную нанес великий польский ученый Н. Коперник. - Сообщение учащихся о нем. Слайд - Работа с документом. Выводы об учении Коперника. Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из планет, и все они вращаются вокруг Солнца. Открытие Коперника произвело переворот в науке и стало началом новой астрономии. Слайд Дело Коперника было продолжено Дж. Бруно. Развивая учение Коперника, пришел к следующим выводам: - Работа с документом. Учитель истории: Давайте обратимся к документу и выясним к каким же выводам пришел Дж. Бруно. Итог: «Вселенная не имеет края, безмерна и бесконечна». Не только Земля, но и Солнце не является центром мира. Вселенная – это бесконечное множество звезд. Вокруг Солнца все планеты. Это учение Дж. Бруно стоило жизни. Он стал настоящим борцом за науку. - Сообщение учащихся о нем. Слайд Итог: Николай Коперник разрушил старые представления о неподвижности Земли, являющейся центром Вселенной. Джордано Бруно разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира. Учитель истории: Подобной судьбы еле удалось избежать другому гениальному ученому - Галилео Галилею. - Сообщение учащихся о нем. Слайд Учитель физики: Вы часто наблюдали падение тел, то есть движения тяжелого тела, падающего с некоторой высоты. Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие умы - Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Давайте проделаем простой опыт. Возьмем лист бумаги и отпустим его с высоты своего роста. Затем тот же листик скомкаем и снова отпустим с той же высоты. Что вы заметили? Конечно же, вам бросилось в глаза, что в первом случае бумага падает медленнее, чем во втором. - Что является «виновником» торможения листа бумаги? Нетрудно догадаться, что «виновником» торможения листа бумаги был воздух. А если будут падать перышко и свинцовый шар? Со времен Аристотеля считалось, что всегда тяжелые предметы падают быстрее легких. И только Г.Галилею, проведшему в своей лаборатории множество опытов с падающими телами, удалось выяснить, что если бы не было воздуха, все тела — и тяжелые, и легкие — падали бы одинаково. То есть в отсутствие воздуха наш плоский листик и смятый бумажный комок, пушинка и массивная гиря упали бы на землю с одной и той же высоты за одно и то же время. Слайд Знаменитая «падающая» башня — это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля. Благодаря своему конструктивному изъяну она известна во всем мире. Башня достигает в высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174 году. В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый. Слайд Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела. Слайд Свободное падение - это движение тел в безвоздушном пространстве (вакууме) без начальной скорости только лишь под действием притяжения Земли (под действием силы тяжести). Слайд Лишь итальянскому ученому Галилео Галилею удалось установить, что траекторией тела, брошенного под углом к горизонту в безвоздушном пространстве, является парабола. Итог: Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвердили учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной. Все открытия подтвердили учение Коперника и Джордано Бруно. Учитель физики: Слайд “Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет, и вот явился НЬЮТОН.” - Сообщение учащихся о нем. Слайд Великий английский ученый семнадцатого столетия Исаак Ньютон заложил основы современных физики и астрономии. Существует легенда, что однажды Ньютону с дерева на голову упало яблоко. Почему яблоко не улетает в сторону, а всегда падает вниз? Инсценировка легенды. Слайд Когда однажды, в думу погружен, Увидел Ньютон яблока паденье, Он вывел притяжения закон, Из этого простого наблюденья. Слайд Ответ на этот вопрос дал открытый им закон ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ, которому подчиняется и падение яблока и движение планет. Слайд о яблоне Почему, разогнавшись на санках с ледяной горки, мы можем довольно долго мчаться...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.30 | Просмотров: 2856
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|