Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Традиции народного воспитания в деятельности социального педагога - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Традиции народного воспитания в деятельности социального педагога


Автор(ы): Николаева Татьяна Иосифовна, социальный педагог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Социальный педагог как педагогическая специальность в нашей республике только появляется. Социальные педагоги осуществляют один из сложных видов педагогического труда – социально-педагогическую деятельность. Она охватывает широкий круг вопросов: организацию воспитательной работы в социуме, педагогизацию среды, регулирование взаимоотношений в системе «личность-семья-общество», интеграцию целенаправленных влияний на личность.
В данном случае мы остановимся лишь на одном аспекте труда социального педагога – его связях с традициями народного воспитания.
Такой подход является естественным, так как и народная педагогическая практика и организуемая социально-педагогическая деятельность имеют общее: они осуществляются в окружающей действительности.
Чем больше практика социального воспитания пользуется народно-педагогическими идеями, опирается на традиции народной педагогики, тем выше ее эффективность.
С этой целью рассмотрим некоторые традиции этнической педагогики якутов, которые могут составить основу деятельности социального педагога в нашей республике.
Одним из принципов народной педагогики является:
- воспитание в реальной жизни. Ребенок как член семьи принимает посильное участие во всех делах взрослых.
Общаясь с людьми, природой, участвуя в труде, отдыхе, он приобретает необходимые жизни умения, навыки, формирует свои человеческие качества. В этом процессе происходит социализация его личности, все жизненно важное он приобретает в деятельности.
Воспитание реальной жизнью – это, прежде всего, совместная жизнь детей и взрослых.
Совместная деятельность младших и старших, неопытных и опытных представляет собой естественный процесс объективной реальности, форму и способ народного воспитания. Совместная деятельность детей и взрослых порождает и другие положения и традиции воспитания в народе. Среди них особое место занимает культ старших, родителей, предков.
Почтительное отношение к старшим – качество, особо ценимое у многих азиатских народов. Наибольшим почетом пользуется тот, кто больше сделал для других. Эта традиция, прежде всего, повышает ответственность взрослых, что они во всем должны быть примером для младших.
Культ старших, родителей, предков начинается с любви и почитания матери. Народ вырабатывает у молодых любовное, бережное отношение к матери, женщине – хранительнице семейного благополучия, человеческой нравственности. В своей практике воспитания народ убедился в том, что трудно воспитать нравственного человека, если ему не привиты чувства любви, уважения к матери, женщине.
Якутская семья на нынешнем этапе развития представляет собой традиционно устоявшуюся структуру общности людей, живущих вместе. Семья, связанная родственными узами, ведущая общее хозяйство, выполняет репродуктивные функции, решает задачи образования и воспитания подрастающего поколения.
Особенностями ее являются: сохранение национальных традиций и обычаев, уважение к своему роду.
Приоритет в социальном воспитании должен принадлежать семье как социальному институту для развития задатков и способностей личности в системе «личность-семья-общество». Первичным является человек, семья; вторичным – государство, общество и любые его институты. В основе социального воспитания детей в якутских семьях лежит деятельностный подход. Социальная работа с семьей ориентируется на микросоциальные условия.
В якутских семьях выделяются следующие наиболее важные традиции народа – Саха:
уважение к старшим; совместное проживание 3-4 поколений одной семьей; гостеприимство; воспитание трудолюбия; почтительное отношение к женщине и других.
Наша якутская семья в сельских условиях с малых лет воспитывает своего ребенка к труду. Труд является главной традицией якутского народа. Важнейшей функцией воспитания являлась подготовка детей к труду. Главным производственным занятием якутов, основой их жизни было скотоводство и коневодство. Суровые природные условия бескомпромиссно требовали за 2-3 месяца короткого лета заготовить корм скоту, обеспечить топливо и все необходимое для жизни на всю долгую холодную зиму. Работают все от зари до зари. Дети привлекались к настоящему труду с 6 - 7 лет. Выполняли свою долю работы. Детским трудом руководили взрослые - родители, дедушки и бабушки, братья и сестры.
Взрослые старались учитывать возраст и пол детей, вводили элементы состязательности, коллективные формы труда. Такой семейный разновозрастный коллектив выступал как прекрасный учитель и воспитатель. Особое внимание придавали воспитанию у детей и молодежи положительных нравственных качеств: трудолюбия, честности, совестливости, умения преодолевать трудности, дружелюбия сострадательности.
До сего времени в глубинных якутских селах, даже уходя на целый день, не запирают дома. Они уверены, что все будет в целости и сохранности. В трудную минуту якут всегда готов придти на помощь, не требуя отплатить услугу. Гостеприимство и доброжелательность якутов сродни кавказскому.
Якуты осуждают и глубоко презирают лень, обман, хитрость, жадность, безволие, жестокость, предательство, воровство. Народ высоко ценит как острый ум, так и спокойную, неторопливую рассудительность.
По археологическим и языковым данным якуты, видимо, в древности владели письменностью, но в эпоху исторического продвижения на север утратили ее.
Острота ума отрабатывалась на разгадывании загадок, запоминании пословиц и поговорок.
Средствами воздействия на сознание и поведение детей служили загадки, пословицы и поговорки, сказки, легенды, тойук, олонхо. Сильнейшее влияние на умы и сердца детей оказывало олонхо. Понимание прекрасного и тяга к красивому возникли на якутских национальных праздниках, танцевальном хороводе – осуохай.
В нашей сельской Кыргыдайской средней школе должность соц. педагога рассмотрена с 2001 учебного года.
В течении трех лет активно работают при участии социального педагога учителя-предметники, классные руководители. Например: руководитель детской организации «Толон» Чыбыкова Октябрина Семеновна, организатор внеклассной воспитательной работы Заболоцкая Василиса Гаврильевна, психолог школы Александрова Саргылаана Семеновна, директор школы Кучутов Николай Николаевич и совет социальной работы при администрации наслега.
Наше село разделено на 4...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.02 | Просмотров: 1771

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340