Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка урока по теме: Вербальное и невербальное общение - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Методическая разработка урока по теме: Вербальное и невербальное общение


Автор(ы): Усова Оксана Сергеевна, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия: развивать интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества учащихся в процессе межличностного общения.
Задачи:
  1. Усвоение школьниками новых теоретических знаний и практических умений позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
  2. Воспитание у детей доброжелательности, искренности в общении с окружающими.
  3. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти обучающихся.
Дидактические материалы:
  • рисунки “Барометр настроения”;
  • рисунки жестов человека;
  • схемы-рисунки многообразия видов общения;
  • карточка с текстом задания на развитие внимания и памяти (психологическая игра “Австралийские аборигены”);
  • карточки с заданиями для игры “Пантомима”.
Оборудование:
  • карточки с именами учащихся (либо бейджики);
  • бумага;
  • ручки;
  • иголочки (для крепления карточек);
  • скотч;
  • магнитная доска, магниты.
Ход занятия
№ п/п Этапы занятия время Используемые методы и приемы Оборудование и наглядные пособия
1 Организационный момент. “Барометр настроения” 5 мин. Словесный – беседа. Практический – рисование настроения на начало занятия на карточке с использованием символов. Ручки, карточки с именами, рисунки “Барометр настроения”
2 Работа над изучением новой темы:- Мир общения. Виды общения. Функции, стратегии, тактики вербального общения.
- Зоны общения. Потеря информации при общении.
- Невербальное общение. Многообразие жестов, их виды.
- Обобщение и закрепление материала.
35 мин. Словесный – рассказ педагога. Наглядный – демонстрация схем.Практический – театрализованные сценки видов общения.
Практический – игра “Австралийские аборигены”.
Словесный – рассказ.
Словесный – рассказ.
Наглядный – демонстрация схем. Практический – игра “Пантомима”.
Словесный – обобщающая беседа.
Схемы видов общения, иголочки.Карточка с текстом для игры “Австралийские аборигены”.
Рисунки жестов человека, карточки с заданиями для игры “Пантомима”.
3 Итог занятия. “Барометр настроения” 5 мин. Словесный – беседа. Практический – рисование настроения на конец занятия на карточке с использованием символов. Ручки, карточки с именами, рисунки “Барометр настроения”
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии. Давайте проверим, с каким настроением вы пришли на урок. Посмотрите на доску: вы увидите 6 символов, обозначающих настроение. Вам нужно будет взять карточку с вашим именем и нарисовать тот символ, который соответствует вашему настроению.
Ответы детей.
Педагог: А теперь вернемся к уроку. Для того чтобы наш урок прошел интересно, мне понадобятся 2 помощника. Кто мне поможет?
Ответы детей.
Педагог: Тема нашего сегодняшнего занятия - вербальное и невербальное общение. Что такое общение? Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение бывает вербальным, т.е. речевым, и невербальным – неречевым (см. Приложение 1). Пусть один из помощников будет представлять вербальное общение, а другой - невербальное.
Функции вербального общения:
  1. Обмен информацией между людьми.
  2. Организация взаимодействия между людьми.
  3. Восприятие друг друга партнерами по общению.
Но, ребята, общаетесь ли вы одинаково и с родителями, и со сверстниками, и с продавцом в магазине?
Ответы детей.
Педагог: Здесь уместно поговорить о стратегиях вербального общения. Стратегия вообще - это крупномасштабное действие. В стратегии вербального общения выделяют (см. Приложение 1):
  1. Открытое - закрытое
  2. Монологическое - диалогическое
  3. Ролевое – личностное
Открытое общение - это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека. Закрытое общение - это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправданно в конфликтных ситуациях.
Монологическое общение - речь человека в форме монолога. Диалогическое общение - речь двух и более людей.
Ролевое общение - общение людей, исходящее из их социальной роли. Личностное общение - общение по душам.
Ребята, как вы считаете: к какой стратегии общения будет относиться:
а) разговор двух подруг (диалогическое, личностное, открытое)
б) общение начальника и подчиненного (диалогическое, ролевое, открытое/закрытое)
в) рассказ артиста со сцены своей автобиографии (монологическое, ролевое, открытое)?
Ответы детей.
Педагог: Теперь целесообразно поговорить о тактиках вербального общения. Тактики общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знание правил общения. Позиции общения:
  1. доброжелательная позиция принятия собеседника
  2. нейтральная
  3. враждебная
  4. доминирование (общение “сверху”)
  5. общение на равных
  6. подчинение (общение “снизу”).
Педагог: Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации 38%, неречевое взаимодействие - 53%. Т.е. более всего информации при общении исходит от невербального канала, неречевого. Так, например, большое значение при общении людей друг с другом, имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения. Выделяют интимную зону (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона.
Личная зона (45 - 120см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.
Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.
Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п.
Давайте вернемся к нашим видам общения. Пусть сейчас выйдет представитель вербального общения и выведет с собой троих друзей. При вербальном общении не вся информация передается в сохранности, часть ее теряется. Мы с вами сейчас в этом убедимся благодаря игре, которая называется “Австралийские аборигены” (см. Приложение 2).
Игра “Австралийские аборигены”. Один человек остается в классе, трое выходят. Оставшемуся пересказывают текст “Австралийские аборигены”, он запоминает его и пересказывает второму учащемуся, второй пересказывает третьему и т.д. Последний участник пересказывает текст всему классу (с довольно изменившимся содержанием текста, что вызывает смех ребят).
Педагог: Вы...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.03 | Просмотров: 2100

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340