Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Методическая разработка урока по теме: Вербальное и невербальное общение
Автор(ы): Усова Оксана Сергеевна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип занятия: комбинированный. Цель занятия: развивать интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества учащихся в процессе межличностного общения. Задачи: - Усвоение школьниками новых теоретических знаний и практических умений позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
- Воспитание у детей доброжелательности, искренности в общении с окружающими.
- Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти обучающихся.
Дидактические материалы: - рисунки “Барометр настроения”;
- рисунки жестов человека;
- схемы-рисунки многообразия видов общения;
- карточка с текстом задания на развитие внимания и памяти (психологическая игра “Австралийские аборигены”);
- карточки с заданиями для игры “Пантомима”.
Оборудование: - карточки с именами учащихся (либо бейджики);
- бумага;
- ручки;
- иголочки (для крепления карточек);
- скотч;
- магнитная доска, магниты.
Ход занятия № п/п | Этапы занятия | время | Используемые методы и приемы | Оборудование и наглядные пособия | 1 | Организационный момент. “Барометр настроения” | 5 мин. | Словесный – беседа. Практический – рисование настроения на начало занятия на карточке с использованием символов. | Ручки, карточки с именами, рисунки “Барометр настроения” | 2 | Работа над изучением новой темы:- Мир общения. Виды общения. Функции, стратегии, тактики вербального общения. - Зоны общения. Потеря информации при общении. - Невербальное общение. Многообразие жестов, их виды. - Обобщение и закрепление материала. | 35 мин. | Словесный – рассказ педагога. Наглядный – демонстрация схем.Практический – театрализованные сценки видов общения. Практический – игра “Австралийские аборигены”. Словесный – рассказ. Словесный – рассказ. Наглядный – демонстрация схем. Практический – игра “Пантомима”. Словесный – обобщающая беседа. | Схемы видов общения, иголочки.Карточка с текстом для игры “Австралийские аборигены”. Рисунки жестов человека, карточки с заданиями для игры “Пантомима”. | 3 | Итог занятия. “Барометр настроения” | 5 мин. | Словесный – беседа. Практический – рисование настроения на конец занятия на карточке с использованием символов. | Ручки, карточки с именами, рисунки “Барометр настроения” | Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии. Давайте проверим, с каким настроением вы пришли на урок. Посмотрите на доску: вы увидите 6 символов, обозначающих настроение. Вам нужно будет взять карточку с вашим именем и нарисовать тот символ, который соответствует вашему настроению. Ответы детей. Педагог: А теперь вернемся к уроку. Для того чтобы наш урок прошел интересно, мне понадобятся 2 помощника. Кто мне поможет? Ответы детей. Педагог: Тема нашего сегодняшнего занятия - вербальное и невербальное общение. Что такое общение? Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение бывает вербальным, т.е. речевым, и невербальным – неречевым (см. Приложение 1). Пусть один из помощников будет представлять вербальное общение, а другой - невербальное. Функции вербального общения: - Обмен информацией между людьми.
- Организация взаимодействия между людьми.
- Восприятие друг друга партнерами по общению.
Но, ребята, общаетесь ли вы одинаково и с родителями, и со сверстниками, и с продавцом в магазине? Ответы детей. Педагог: Здесь уместно поговорить о стратегиях вербального общения. Стратегия вообще - это крупномасштабное действие. В стратегии вербального общения выделяют (см. Приложение 1): - Открытое - закрытое
- Монологическое - диалогическое
- Ролевое – личностное
Открытое общение - это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека. Закрытое общение - это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправданно в конфликтных ситуациях. Монологическое общение - речь человека в форме монолога. Диалогическое общение - речь двух и более людей. Ролевое общение - общение людей, исходящее из их социальной роли. Личностное общение - общение по душам. Ребята, как вы считаете: к какой стратегии общения будет относиться: а) разговор двух подруг (диалогическое, личностное, открытое) б) общение начальника и подчиненного (диалогическое, ролевое, открытое/закрытое) в) рассказ артиста со сцены своей автобиографии (монологическое, ролевое, открытое)? Ответы детей. Педагог: Теперь целесообразно поговорить о тактиках вербального общения. Тактики общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знание правил общения. Позиции общения: - доброжелательная позиция принятия собеседника
- нейтральная
- враждебная
- доминирование (общение “сверху”)
- общение на равных
- подчинение (общение “снизу”).
Педагог: Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации 38%, неречевое взаимодействие - 53%. Т.е. более всего информации при общении исходит от невербального канала, неречевого. Так, например, большое значение при общении людей друг с другом, имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения. Выделяют интимную зону (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона. Личная зона (45 - 120см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт. Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают. Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п. Давайте вернемся к нашим видам общения. Пусть сейчас выйдет представитель вербального общения и выведет с собой троих друзей. При вербальном общении не вся информация передается в сохранности, часть ее теряется. Мы с вами сейчас в этом убедимся благодаря игре, которая называется “Австралийские аборигены” (см. Приложение 2). Игра “Австралийские аборигены”. Один человек остается в классе, трое выходят. Оставшемуся пересказывают текст “Австралийские аборигены”, он запоминает его и пересказывает второму учащемуся, второй пересказывает третьему и т.д. Последний участник пересказывает текст всему классу (с довольно изменившимся содержанием текста, что вызывает смех ребят). Педагог: Вы...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.12.03 | Просмотров: 2100
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|