Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа предметно-ориентированного курса История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения (9-й класс) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Программа предметно-ориентированного курса История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения (9-й класс)


Автор(ы): Ващенко Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Программа курса по выбору «История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения» - новая модель современного школьного курса для учащихся 9 классов. Рассчитана на 34 часа.
Зарубежная литература в школьных программах, представлена крайне скупо. Так в программах по литературе под редакцией В. Я. Коровиной и под редакцией Т. Ф. Курдюмовой для 8-го класса отводится по 4 часа на изучение «Ромео и Джульетта» У. Шекспира и «Дон Кихота» Сервантеса, 3 часа на «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери. В 9 классе уделяется внимание Ж. Б. Мольеру («Мещанин во дворянстве» - 2 часа) и У. Шекспиру («Гамлет» - 2 часа). В учебнике для 9 класса под редакцией А. Г. Кутузова к изучению творчества Шекспира («Ромео и Джульетта»), Сервантеса и Мольера («Тартюф») добавлено изучение средневековой лирики. Выше перечисленные произведения изучаются обзорно и даются, скорее, как иллюстрация к определенным культурным эпохам. Это и понятно, наши школьники изучают, прежде всего, русскую литературу. Но не стоит забывать, что западноевропейская литература занимает значительное и важное место в сфере гуманитарного образования. С одной стороны, она является неотъемлемой частью мировой литературы, с другой – включает в себя как органический компонент русскую литературу, которая обнаруживает свою специфику в полной мере только в её составе, на фоне других европейских литератур. Это исключительно сложная многоуровневая система, объединяющая в себе культурные завоевания многих времен и народов, вместилище коллективного гения человечества, неисчерпаемый источник вечного духовного обновления. Изучая творчество зарубежных писателей, замечаешь, как близки и в то же время неповторимы разные национальные литературы, как они общаются между собой и как, отдавая, становятся богаче в этом процессе взаимовыгодного обмена.
Произведения русской литературы создавались не изолированно от мировой культуры. Мы часто можем наблюдать взаимовлияние эпох, культур, литературных направлений разных стран. При изучении в школе русской литературы часто приходится упоминать о воздействии на творчество русских писателей и поэтов того или иного западноевропейского автора, однако имена зарубежных писателей, названия их произведений, имена героев часто повисают в воздухе, поскольку учащиеся, как правило, не знают европейскую литературу и культуру. Знания о рыцарской лирике, культе Прекрасной Дамы помогут в дальнейшем уже одиннадцатиклассникам лучше понять творчество А. Блока. А представления об эпохе, положившей начало гуманистическому убеждению и прекрасной утопии, основанной на вере в достоинство человека, помогут разобраться в литературе 20 века, который называют веком антиутопии, и ответить на сложные вопросы, были ли трагедии прошлого столетия заложены гуманистами Возрождения, ответственны ли они за то, что случилось несколько веков спустя?
Цель – научить читать тексты, на века отдаленные от нашего времени, помочь учащимся освоить оригинальные художественные концепции мира и человека в западноевропейской литературе средних веков и Возрождения.
Курс «История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения» познакомит учащихся с новыми литературными жанрами, поможет представить, какими путями шла, как развивалась западноевропейская литература, даст представление о жизни, быте, науке, а также о стремлениях, идеалах, психологии человека того времени, поможет закрепить и расширить знания, полученные не только на уроках литературы, но и МХК, истории и, может быть, научит лучше понимать современную западную литературу.
Предлагаемый курс расширяет и углубляет материал по зарубежной литературе, включенный в учебники для 9 класса, и представляет собой ряд лекций, практических и семинарских занятий. Данный курс освещает историю западноевропейской литературы как совокупность памятников между античностью и классицизмом, которые делятся по национальному и жанрово-родовому признакам с соблюдением традиционного принципа хронологической последовательности.
Занятия по данной программе включают в себя также исторические экскурсы. Западноевропейскую литературу мы читаем в переводе на современный русский язык, но следует помнить, что любое событие значимо лишь в своей культуре, поэтому наиболее важные черты культуры восстановлены в отдельных лекциях. Для современного сознания средневековье, эпоха Возрождения – феномен во многом загадочный и непонятный. Для его адекватного восприятия необходимо хотя бы в общих чертах реконструировать эпоху и её наиболее характерных представителей. С этой целью предпринимаются панорамный обзор Европы 1000 года, характеристика средневекового института рыцарства, реконструкция творческой личности Данте Алигьери и Франсуа Вийона – выдающихся поэтов переходного периода от средневековья к Ренессансу и так далее.
От реконструкции культуры обучающиеся переходят к пониманию её идей и её мышления в процессе непосредственного чтения литературных произведений. Повышенное внимание уделяется поэтике жанровых и структурных форм, соотношению стиха и прозы в памятниках средневековья. Учащиеся также получают возможность последовательно осваивать такие важнейшие для понимания художественной литературы понятия как автор, герой, жанр, психологизм, художественное пространство и время, система персонажей, сюжет, композиция.
Поскольку методика репродуктивного усвоения готового материала уступает место активному добыванию истины, основанному на сознательном отношении к познавательному процессу, на самодисциплине и самоконтроле, оптимальной формой изучения западноевропейской литературы средневековья и Возрождения представляется синхронное усвоение сведений, полученных на лекциях и практических занятиях, чтение художественных текстов, дополнительных источников и параллельное выполнение письменных работ, представляющих собой развернутые ответы на контрольные вопросы., которые целесообразно записывать в отдельную рабочую тетрадь, служащую своеобразным отчетом о проделанной работе. Используя предложенную дополнительную литературу, учащиеся также готовят сообщения и доклады, которые могут сопровождаться презентациями, показом репродукций. Следует обращать внимание на форму подачи материала, не допустимо чтение докладов с листа.
Таким образом, в задачи занятий входит не только освоение научной базы, но и совершенствование навыков выразительного чтения, анализа художественного текста, творческих способностей учащихся, создание эстетических и учебных условий, содействующих самостоятельному и творческому освоению наследия западноевропейской литературы.
Предполагаемые результаты данного курса
  1. освоение материала по теории и истории западноевропейской литературы средних веков и Возрождения;
  2. овладение навыками культурного чтения;
  3. овладение навыками самостоятельного обобщения и систематизации материала, навыками самостоятельной исследовательской работы;
  4. развитие коммуникативных навыков речи;
  5. формирование эстетического вкуса и культурологической компетенции.
Содержание программы
Раздел I. На рубеже веков (2 ч.)
Конец античной цивилизации. Понятие средневековья. Периодизация. Феодализм: общественные отношения. Образование: artes liberales. Идеалы христианского средневековья.
Раздел II. Героический эпос – самый древний литературный жанр. (5 ч.)
Героический эпос раннего средневековья. Исландский эпос. Эддические песни.
Англосаксонский эпос. «Беовульф».
Героический эпос позднего средневековья. Французский героический эпос и его циклизация. «Песнь о Роланде».
Испанский героический эпос: три основных темы. «Песнь о моем Сиде».
Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах».
Раздел III. Рыцарская литература (6 ч.)
Средневековое рыцарство. Культ Прекрасной дамы.
Рыцарская лирика. Трубадуры и труверы. Введение рифмы. Темные и светлые стили. Тематика рыцарской лирики.
Система жанров рыцарской лирики: альба, кансона, сирвента, тенсона, плач, пастурелла, ткацкие песни, песни о неудачном замужестве, песни о крестовых походах.
Немецкая рыцарская лирика – миннезанг. Система жанров миннезанга.
Рыцарский роман. Содержательные признаки рыцарского романа. Античный цикл (Роман об Александре). Бретонский цикл (Тристан и Изольда). Византийско-восточный цикл (Окассен и Николет).
«Тристан и Изольда»: различные трактовки одной легенды. Кретьен де Труа и Готфрид Страсбургский.
Раздел IV. Городская литература средневековья (3 ч.)
Образование городов. Жанровая система городской литературы: фаблио, басня, миракль, моралите, мистерия, соти.
Поэзия вагантов.
Раздел V. Переход от средневековья к Возрождению (3 ч.)
Личность Данте Алигьери. «Vita Nuova». «Божественная комедия»: жанровая форма, трехчастная архитектоника, сюжет.
Лирика Франсуа Вийона.
Раздел VI. Эпоха Возрождения (2 ч.)
Феномен Ренессанса. Великие открытия. Реформация. Хронология Ренессанса. Гуманизм. Утопия и историческая реальность 16 века. Жанры ренессансной литературы.
Раздел VII. Великие имена. (13 ч.)
Итальянское Возрождение. Франческо Петрарка. Классический итальянский сонет. «Книга песен».
Жизненный путь Джованни Боккаччо. «Декамерон»: история создания, структура, значение обрамления, основные темы новелл. Новелла как жанр.
Английское Возрождение. Загадка личности У. Шекспира.
Особенности английского сонета. Герои и темы сонетов Шекспира.
Жанровая специфика драматургии Шекспира. Комедия «Укрощение строптивой». Образы главных героев. Критерий истинности чувства у Шекспира.
Трагедия У. Шекспира «Гамлет, принц датский». Тема «вывихнутости» в трагедии. Образ Гамлета как носителя трагического конфликта.
Примерное тематическое планирование
№занятия п/п
Тема
Кол-вочасов
Формазанятий. Виды деятельности
1-2
На рубежевеков. Культурная атмосфера европейского средневековья.
2
Лекция-беседа.Конспектирование, составление понятийного словаря.
3
Исландскийгероический эпос. Эддические песни.
1
Практическоезанятие. Работа с текстом. Комментирование чтение.
4
Английскийгероический эпос. «Беовульф»
1
Практическоезанятие. Работа с текстом. Комментирование чтение.
5
Французскийгероический эпос. «Песнь о Роланде».
1
Практическоезанятие. Работа с текстом. Комментирование чтение. Подготовка вопросов ктексту.
6
Испанскийгероический эпос «Песнь о моем Сиде».
1
Практическоезанятие. Работа с текстом. Комментирование чтение.
7
Немецкийгероический эпос «Песнь о Нибелунгах».
1
Практическоезанятие. Информационные сообщения учащихся. Работа с текстом. Комментированиечтение. Подготовка вопросов к тексту.
8
Куртуазнаялитература. Рыцарская лирика.
1
Лекция.Конспектирование, составление понятийного словаря.
9-10
Система жанроврыцарской лирики.
2
Практическоезанятие. Работа с текстами. Анализ лирического произведения.
11
Миннезанг.
1
Практическоезанятие. Работа с текстами. Анализ лирического произведения.
12-13
Ры...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2016

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340