Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Программа элективного курса по истории России В поисках исторических сокровищ (для учащихся 10-х классов)
Автор(ы): Мухтярова Эльмира Исхаковна, заместитель директора по учебной работе
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - Обоснование необходимости разработки и внедрение курса в учебно-воспитательный процесс:
Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования. Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Программа элективного курса “В поисках исторических сокровищ” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. Программа адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей. Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота. Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач: – обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России; – способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем; – повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности; – воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов. Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом: – находить, систематизировать и анализировать историческую информацию; – рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе; – выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего; – определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. - Элективный курс рассчитан
на 34 часа изучения в 10 классе в рамках профильной подготовки и предполагает изучение особенностей исторического развития нашего государства с древнейших времен до XVI века (период становления российской государственности). Элективный курс по истории под названием “В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОКРОВИЩ” вводится в учебно-воспитательный процесс для учащихся 10-х классов. Данное обстоятельство объясняется тем, что историческое образование необходимо для расширения кругозора и системы миропонимания учащихся. Первостепенным является нравственное, патриотическое, духовное саморазвитие и развитие личности. Учащиеся получают необходимые знания, способствующие формированию целостного представления об окружающей среде, условиях жизни и деятельности различных народов, устойчивый кругозор. Огромное внимание уделяется роли личности в истории и духовному, культурному развитию цивилизаций. Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Основные методы работы: анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), сюжетно-ролевые игры, подготовка и обсуждение сообщений учащихся, “мозговой штурм” и др. Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты “Кто есть кто?”). Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала. Цели и задачи курса с учетом продуктивного уровня деятельности детей: Учащиеся обучаются историческим дисциплинам на профильном уровне, выбран 2-й уровень программы – продуктивный, способствующий формированию устойчивого интереса к истории и исторического мышления. Ведущая образовательная цель: способствовать самоопределению учащихся через активные формы и методы самостоятельного нахождения знаний по основным историческим источникам с помощью обучающего (предметного) и развивающего (надпредметного) образовательных модулей. Цели обучения: закрепление ранее изученного и формирование системы знаний, умений, навыков учащихся; способствовать формированию умения применять ЗУН в новой ситуации, формировать интерес к историко-политической сфере общественной жизни. Цели воспитания: воспитывать интерес к получению знаний и активности в приобретении новых знаний; воспитание гуманности, доброжелательности, честности, патриотических и нравственных качеств личности. Цели развития личности: развитие мыслительных операций: анализировать, систематизировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, конкретизировать, способствовать формированию абстрактно-логического мышления, формировать инициативность, самостоятельность, настойчивость, способность преодолевать трудности, уверенность в своих силах; желание овладеть новыми знаниями и добиться высоких результатов в деятельности. Продуктивный уровень программы реализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебно-исследовательские, учебно-игровые, коммуникативно-диалоговые, особое внимание уделяется интеллектуальной, предметно-практической сферам развития личности. Используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковые методы обучения; фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальная, коллективная, самостоятельная формы организации учебной деятельности. Для учащихся с целью устойчивой исторической подготовки будут организованы встречи с учеными, преподавателями, студентами исторических вузов, работниками музеев и библиотек, экскурсии по историческим местам, посещение музеев, библиотек, городов Татарстана. Учащиеся изучают методику написания научно-исследовательских работ, выбирают тему и готовятся к защите на научно-практической конференции, участвуют в различных ролевых играх, научных марафонах знаний, викторинах, конкурсах. Учащиеся должны научиться конструировать рассказ в различных его вариантах (ответ на зачете, выступление на конференции, подготовка и защита сообщений, докладов по определенным вопросам), умение сравнивать, обобщать, систематизировать полученный материал; использовать дополнительный учебный материал предметов историко-литературного цикла, материалы из СМИ и периодической печати, статистические данные, умение решать исторические задачи в новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов (мысленными пробами) из ранее известных способов. Учащиеся должны уметь составлять сценарии и проводить деловые игры, коллективно-творческие дела. Должны научиться делать выводы и обобщения из полученной информации и сведений, уметь самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в этом числе и наиболее сложные из них (умения дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением). Диагностика результатов образовательного процесса проводится через проверку умений самостоятельного получения знаний, проверку общеучебных знаний, умений, навыков (ЗУН); участие в олимпиадах, ролевых играх, конкурсах и методической неделе по истории (составлены индивидуальные задания, тесты). Активность учащихся на занятиях должна быть наивысшей, преобладающими являются нетрадиционные формы обучения и образования развивающего характера. Результатом образовательного процесса является расширение знаний учащихся по историческим дисциплинам, помощь в адаптации (социализации) личности, формирование культуры и мировоззрения, подготовка к научно-практическим конференциям различного уровня (республиканский фестиваль “Паруса науки”, Всероссийская конференция школьников “Открытие”, Всероссийская научная конференция школьников имени Н.И.Лобачевского и многие другие) умение применять полученные ЗУН в практической деятельности. - Возраст детей: 15-16 лет.
- Численность в группе: 25 человек.
- Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность занятий по 2 часа.
- Межпредметные связи:
- литература;
- история родного края, краеведение;
- правоведение;
- археология;
- вспомогательные исторические дисциплины;
- мировая художественная культура и другие.
*** ПЛАН воспитательной работы: активное участие учащихся во всех мероприятиях, проводимых отделом интеллектуального развития, во время каникул; оздоровительные прогулки; экскурсии через экскурсионную базу “Чулман”; экскурсии в музей “На пути к Победе”, музеи города; оздоровительные мероприятия; “Красный, желтый, зеленый”; деятельность с родителями: - родительские собрания;
- совместные мероприятия;
- открытые занятия;
- творческие игры;
- консультации;
- концерты и другие виды деятельности.
Систематическое проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, Дней Здоровья. - Активное участие во всех культурно-массовых мероприятиях Городского центра творчества детей и молодежи (отдел интеллектуального развития).
- Активное участие и проведение педагогических советов в отделе по вопросам воспитания и организации деятельности учащихся, организация круглых столов по актуальным проблемам.
- Проведение лекционных и практических занятий для учащихся и педагогов по организации научно-исследовательской работы в объединениях по теме: Методика оформления, написания и публичной защиты научно-исследовательских работ.
- Создание культурной среды: внешняя и внутренняя культура (оформление кабинета, культура речи, культура общения, использование форм по изучению других культур (НРК, погружение в культуру).
*** ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК: Вводный инструктаж (правила поведения, правила пожарной безопасности, ПДД, правила оказания первой медицинской помощи); Инструктажи, исходя из специфики объединения; Соблюдение режимных моментов (количество часов – 4 часа в неделю, занятия организованы два раза в неделю, длительность одного занятия- 90 минут + 15 минут перерыв). - С целью чередования труда и отдыха проводятся различные “МИНУТКИ”:
на релаксацию, дыхание, психогимнастика, физкультминутки, для глаз, осанки, игровые элементы, музыкальные паузы и т.д. - Программа мероприятий в каникулярное время направлена на создание активного двигательного режима, профилактику вредных привычек.
Тематическое планирование элективного курса по истории: “В поисках исторических сокровищ” для 10-го класса, профильный уровень обучения № | Тема занятий | Формы работы | Часы | 1 | ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.История как наука и удивительное путешествие в прошлое. Наша Родина в древности. | Лекция учителя | 1 | 2 | Древние люди на территории нашей страны.Образование государств. Скифское государство. Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство. | Сообщения учащихся | 1 | 3 | Откуда пошла Русская земля | дискуссия с | 1 | 4 | Практикум: “Повесть временных лет” Нестора. | Практикум | 2 | 5 | Древнерусское государство. IХ – первая половина ХII века (историческая панорама).Предпосылки создания государства у восточных славян. Становление Древнерусского государства. | Эвристическая беседа | 1 | 6 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. 988 год.Расцвет Древнерусского государства. | Сообщения учащихся | 1 | 7 | Практикум: “Русская Правда” Ярослава Мудрого: работа с историческими документами. | Практикум | 2 | 8 | Жители Древней Руси: технология написания исторического эссе.Историческое эссе по истории Древней Руси (на выбор). | Историческое эссе | 1 | 9 | Начало распада Древнерусского государства.Культура Руси IХ – начала ХII века. Игра: В мире прекрасного. “Живая” культура”. | Ролевая игра | 1 | 10 | Русские земли и княжества в ХII – середины ХIII века.Раздробленность русских земель. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. | Историче-ская дискуссия | 1 | 11 | История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. | Сообщения учащихся | 1 | 12 | Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках (исторический обзор).Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан. Борьба русских земель с западными завоевателями. | Семинар-ское занятие | 1 | 13 | Практикум: работа с контурной картой. | Практикум | 2 | 14 | Александр Невский – великий полководец.Русь и Орда в XIII – XIV веках. Дмитрий Донской и Куликовская битва 1380 года. Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XIV веках. | Сообщения учащихся | 2 | 15 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века.Собирание русских земель во второй половине XIV века. | Лекция учителя | 1 | 16 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV веке.Формирование и укрепление централизованного российского государства. XV век. |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.12.05 | Просмотров: 2480
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|