Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса по истории России В поисках исторических сокровищ (для учащихся 10-х классов) - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Программа элективного курса по истории России В поисках исторических сокровищ (для учащихся 10-х классов)


Автор(ы): Мухтярова Эльмира Исхаковна, заместитель директора по учебной работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Обоснование необходимости разработки и внедрение курса в учебно-воспитательный процесс:
Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России
В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.
Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Программа элективного курса “В поисках исторических сокровищ” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Программа адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России;
– способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
– рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
– выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
– определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
  • Элективный курс рассчитан на 34 часа изучения в 10 классе в рамках профильной подготовки и предполагает изучение особенностей исторического развития нашего государства с древнейших времен до XVI века (период становления российской государственности).
Элективный курс по истории под названием “В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОКРОВИЩ” вводится в учебно-воспитательный процесс для учащихся 10-х классов. Данное обстоятельство объясняется тем, что историческое образование необходимо для расширения кругозора и системы миропонимания учащихся. Первостепенным является нравственное, патриотическое, духовное саморазвитие и развитие личности. Учащиеся получают необходимые знания, способствующие формированию целостного представления об окружающей среде, условиях жизни и деятельности различных народов, устойчивый кругозор. Огромное внимание уделяется роли личности в истории и духовному, культурному развитию цивилизаций.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
  • анализ исторической литературы и исторических источников,
  • эвристическая беседа,
  • лекция,
  • дискуссия (дебаты),
  • сюжетно-ролевые игры,
  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
  • “мозговой штурм” и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты “Кто есть кто?”).
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
  • Цели и задачи курса с учетом продуктивного уровня деятельности детей:
Учащиеся обучаются историческим дисциплинам на профильном уровне, выбран 2-й уровень программы – продуктивный, способствующий формированию устойчивого интереса к истории и исторического мышления.
Ведущая образовательная цель: способствовать самоопределению учащихся через активные формы и методы самостоятельного нахождения знаний по основным историческим источникам с помощью обучающего (предметного) и развивающего (надпредметного) образовательных модулей.
Цели обучения: закрепление ранее изученного и формирование системы знаний, умений, навыков учащихся; способствовать формированию умения применять ЗУН в новой ситуации, формировать интерес к историко-политической сфере общественной жизни.
Цели воспитания: воспитывать интерес к получению знаний и активности в приобретении новых знаний; воспитание гуманности, доброжелательности, честности, патриотических и нравственных качеств личности.
Цели развития личности: развитие мыслительных операций: анализировать, систематизировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, конкретизировать, способствовать формированию абстрактно-логического мышления, формировать инициативность, самостоятельность, настойчивость, способность преодолевать трудности, уверенность в своих силах; желание овладеть новыми знаниями и добиться высоких результатов в деятельности.
Продуктивный уровень программы реализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебно-исследовательские, учебно-игровые, коммуникативно-диалоговые, особое внимание уделяется интеллектуальной, предметно-практической сферам развития личности. Используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковые методы обучения; фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальная, коллективная, самостоятельная формы организации учебной деятельности.
Для учащихся с целью устойчивой исторической подготовки будут организованы встречи с учеными, преподавателями, студентами исторических вузов, работниками музеев и библиотек, экскурсии по историческим местам, посещение музеев, библиотек, городов Татарстана.
Учащиеся изучают методику написания научно-исследовательских работ, выбирают тему и готовятся к защите на научно-практической конференции, участвуют в различных ролевых играх, научных марафонах знаний, викторинах, конкурсах.
Учащиеся должны научиться конструировать рассказ в различных его вариантах (ответ на зачете, выступление на конференции, подготовка и защита сообщений, докладов по определенным вопросам), умение сравнивать, обобщать, систематизировать полученный материал; использовать дополнительный учебный материал предметов историко-литературного цикла, материалы из СМИ и периодической печати, статистические данные, умение решать исторические задачи в новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов (мысленными пробами) из ранее известных способов.
Учащиеся должны уметь составлять сценарии и проводить деловые игры, коллективно-творческие дела. Должны научиться делать выводы и обобщения из полученной информации и сведений, уметь самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в этом числе и наиболее сложные из них (умения дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением).
Диагностика результатов образовательного процесса проводится через проверку умений самостоятельного получения знаний, проверку общеучебных знаний, умений, навыков (ЗУН); участие в олимпиадах, ролевых играх, конкурсах и методической неделе по истории (составлены индивидуальные задания, тесты).
Активность учащихся на занятиях должна быть наивысшей, преобладающими являются нетрадиционные формы обучения и образования развивающего характера.
Результатом образовательного процесса является расширение знаний учащихся по историческим дисциплинам, помощь в адаптации (социализации) личности, формирование культуры и мировоззрения, подготовка к научно-практическим конференциям различного уровня (республиканский фестиваль “Паруса науки”, Всероссийская конференция школьников “Открытие”, Всероссийская научная конференция школьников имени Н.И.Лобачевского и многие другие) умение применять полученные ЗУН в практической деятельности.
  • Возраст детей: 15-16 лет.
  • Численность в группе: 25 человек.
  • Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность занятий по 2 часа.
  • Межпредметные связи:
  • литература;
  • история родного края, краеведение;
  • правоведение;
  • археология;
  • вспомогательные исторические дисциплины;
  • мировая художественная культура и другие.

*** ПЛАН воспитательной работы:

  • активное участие учащихся во всех мероприятиях, проводимых отделом интеллектуального развития, во время каникул;
  • оздоровительные прогулки;
  • экскурсии через экскурсионную базу “Чулман”;
  • экскурсии в музей “На пути к Победе”, музеи города;
  • оздоровительные мероприятия; “Красный, желтый, зеленый”;
  • деятельность с родителями:
  • родительские собрания;
  • совместные мероприятия;
  • открытые занятия;
  • творческие игры;
  • консультации;
  • концерты и другие виды деятельности.
Систематическое проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, Дней Здоровья.
  • Активное участие во всех культурно-массовых мероприятиях Городского центра творчества детей и молодежи (отдел интеллектуального развития).
  • Активное участие и проведение педагогических советов в отделе по вопросам воспитания и организации деятельности учащихся, организация круглых столов по актуальным проблемам.
  • Проведение лекционных и практических занятий для учащихся и педагогов по организации научно-исследовательской работы в объединениях по теме: Методика оформления, написания и публичной защиты научно-исследовательских работ.
  • Создание культурной среды: внешняя и внутренняя культура (оформление кабинета, культура речи, культура общения, использование форм по изучению других культур (НРК, погружение в культуру).

*** ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК:

  • Вводный инструктаж (правила поведения, правила пожарной безопасности, ПДД, правила оказания первой медицинской помощи);
  • Инструктажи, исходя из специфики объединения;
  • Соблюдение режимных моментов
(количество часов – 4 часа в неделю, занятия организованы два раза в неделю, длительность одного занятия- 90 минут + 15 минут перерыв).
  • С целью чередования труда и отдыха проводятся различные “МИНУТКИ”:
на релаксацию, дыхание, психогимнастика, физкультминутки, для глаз, осанки, игровые элементы, музыкальные паузы и т.д.
  • Программа мероприятий в каникулярное время направлена на создание активного двигательного режима, профилактику вредных привычек.
Тематическое планирование элективного курса по истории: “В поисках исторических сокровищ” для 10-го класса, профильный уровень обучения
Тема занятий Формы работы Часы
1 ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.История как наука и удивительное путешествие в прошлое.
Наша Родина в древности.
Лекция учителя 1
2
Древние люди на территории нашей страны.Образование государств. Скифское государство.
Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство.
Сообщения учащихся 1
3 Откуда пошла Русская земля дискуссия с 1
4 Практикум: “Повесть временных лет” Нестора. Практикум 2
5 Древнерусское государство. IХ – первая половина ХII века (историческая панорама).Предпосылки создания государства у восточных славян.
Становление Древнерусского государства.
Эвристическая беседа 1
6 Правление князя Владимира. Крещение Руси. 988 год.Расцвет Древнерусского государства. Сообщения учащихся 1
7 Практикум: “Русская Правда” Ярослава Мудрого: работа с историческими документами. Практикум 2
8 Жители Древней Руси: технология написания исторического эссе.Историческое эссе по истории Древней Руси (на выбор). Историческое эссе 1
9
Начало распада Древнерусского государства.Культура Руси IХ – начала ХII века.
Игра: В мире прекрасного. “Живая” культура”.
Ролевая игра 1
10
Русские земли и княжества в ХII – середины ХIII века.Раздробленность русских земель.
Владимиро-Суздальское княжество.
Новгородская республика.
Историче-ская дискуссия 1

11 История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. Сообщения учащихся 1
12
Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках (исторический обзор).Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан.
Борьба русских земель с западными завоевателями.
Семинар-ское занятие 1
13 Практикум: работа с контурной картой. Практикум 2
14

Александр Невский – великий полководец.Русь и Орда в XIII – XIV веках.
Дмитрий Донской и Куликовская битва 1380 года.
Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XIV веках.
Сообщения учащихся 2

15
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века.Собирание русских земель во второй половине XIV века. Лекция учителя 1
16 Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV веке.Формирование и укрепление централизованного российского государства. XV век.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.05 | Просмотров: 2480

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340