Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса по истории России Самодержавие и реформы - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Программа элективного курса по истории России Самодержавие и реформы


Автор(ы): Гафурова Зухра Шевкетовна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Элективный курс по предмету призван решать задачи:
  • дать возможность ученику утвердиться или отказаться от выбранного пути;
  • помочь ученику увидеть многообразие форм деятельности избранного специального предмета;
  • удовлетворить любопытство ученика;
  • дополнительное углубленное изучение предмета.
Целями элективного курса «История» являются:
  • вооружить учеников знанием о прошлом, которое должно помочь им лучше понять особенности современного общества, в котором они живут и чувствовать возможные перспективы его развития;
  • развитие у учащихся таких умений как чувство времени, понимание причинно-следственных связей, сути явлений, знание хронологии;
  • научить анализировать информацию, понимать социально- экономические и политические процессы в их историческом развитии;
  • формирование самостоятельности мышления у молодого поколения;
  • помочь ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами и научить понимать эти различия;
  • умение творчески применять исторические знания.
Элективный курс «Самодержавие и реформы» позволит учащимся:
  • изучить процесс исторического развития России во взаимосвязи с другими государствами;
  • понять необходимость реформирования тех или иных структур общества или государственного управления в целом;
  • проанализировать положительные итоги проведенных реформ и понять причину неудач некоторых реформаторов.
Изучение данной темы строится на принципе сквозного обучения, что позволяет проследить реформаторскую политику и деятельность русских самодержцев, оценить вклад видных политических деятелей в развитие русского государства, обобщить и подвести итоги реформ.
При изучении данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
  • широкое и глубокое понимание исторических фактов и явлений;
  • умение интерпретировать историческую информацию;
  • поиск дополнительной информации и ее критический отбор;
  • знание хронологии.
Данный курс рассчитан на 17 часов
№ п.п. Тема
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Ослабление центральной власти в период малолетства Ивана IV.Венчание Ивана IV на царство. «Избранная Рада». Программа реформ Ивана IV. Земские соборы.
Итоги царствования Ивана IV.
Россия конца XVII- первой четверти XVIII века. Необходимость коренных преобразований в стране.
Петровские преобразования. Реформа государственного управления.
Военная реформа. Реформы в области образования, культуры, быта в петровскую эпоху.
Значение петровских преобразований.
«Дней Александровских прекрасное начало».
Модернизация государственного аппарата, реформа в области образования и культуры в начале XIX века.
Отход Александра I от реформаторских замыслов.
Россия в эпоху «великих реформ» 60-70 годов XIX века.
Отмена крепостного права.
Реформа в области образования. Судебная реформа, городская реформа и военная реформа Александра I.
Значение эпохи «великих реформ».
Революция 1905-1907 годов в России. Манифест 17 октября 1905 года.
Николай П и третьеиюньская монархия.
Революция или реформы? Урок подведения итогов реформаторской деятельности русских царей.
Рекомендации по форме проведения уроков.
1. Урок по теме «Ослабление центральной власти в период малолетства Ивана IV» можно провести как урок-лекция. В лекции нужно отметить регентство Елены Глинской, дать общую картину состояния политической власти и понимание необходимости проведения реформ управления.
2. Урок лабораторного типа при изучении темы «Программа реформ Ивана IV» даёт возможность организации самостоятельной работы по материалам учебного пособия. Задания:
  • ученикам предлагается решение тестов на понимание прочитанного текста учебного пособия;
  • составить толковый словарь изучаемой темы;
  • составить календарь событий по изучаемой теме.
3. Семинарское занятие по итогам правления Ивана IV обобщает изученный материал. План семинарского занятия:
  1. Внутренние и внешние изменения в развитии России, происшедшие за время правления Ивана IV.
  2. Оценка деятельности и личности «грозного царя» российскими историками XIX-XX вв. Эволюция отношения к Ивану Грозному в исторической науке и в обществе на разных этапах развития.
  3. Ваше личное отношение к деятельности и личности Ивана IV.
4. Урок-лекция по теме «Была ли необходимость реформ в России, проведенных Петром I?». В ходе лекции учащиеся составляют сравнительно- обобщающую таблицу.
Вопросы для сравнения Страны Западной Европы Россия
1. Уровень экономического развития.
2. Система государственного управления.
3. Внешнеполитическое положение.
4. Социальная структура общества.
5. 6. Изучение содержания реформ Петровской эпохи строится по логической схеме «причина – следствие».
7. О значении Петровских преобразованиях проводится диспут. В диспуте участвуют славянофилы и западники. Позиция славянофилов: «Реформы Петра I прервали органическое развитие российской истории и культуры, раскололи российское общество».
Позиция западников: «Петр I своими реформами содействовал росту индивидуального сознания и личного достоинства русских людей, развитию хозяйства и культуры». Диспут поможет глубже осознать реформаторскую деятельность Петра I.
8-9. Уроки строятся на реконструкции исторической ситуации. К данному уроку учащиеся готовят сообщения о деятельности Сперанского М.М., Строганова П.А., Чарторыйского В.П. используя информацию из дополнительных источников. Учащиеся в своих сообщениях показывают взаимодействие факторов, создававших «дней Александровских прекрасное начало».
10. Урок обобщения деятельности Александра I. Урок начинается с проблемного задания «Александр I – заложник царедворцев?». Учащиеся высказывают свои суждения, делают выводы и дают оценку деятельности реформаторов. Урок завершается решением проблемного задания и анализом причин отхода Александра I от реформ.
11. Урок проводится в форме беседы. Перед учащимися ставятся вопросы:
  1. раскройте понятие «крепостное право»;
  2. вспомните, как юридически оформлялось крепостное право?
  3. какие попытки изменения положения крестьян предпринимались российскими монархами?
  4. почему назрела необходимость отмены крепостного права?
  5. как готовился проект крестьянской реформы?
  6. какие две ключевые проблемы вызвали наиболее горячие дискуссии в ходе обсуждения проекта крестьянской реформы?
12-13. уроки построены на самостоятельном изучении «великих реформ» 60-70 годов XIX века. В процессе изучения содержания реформ учащиеся составляют таблицу.
Название реформы Время проведения Основные документы, решения Цели Результаты
Отмена крепостного права. 1861 год Манифест об отмене крепостного права в России и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Снизить напряжение в отношенияхмежду помещиками и крестьянами Отрицательные:


    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.05 | Просмотров: 1714

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340