Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Программа элективного курса по истории России Самодержавие и реформы
Автор(ы): Гафурова Зухра Шевкетовна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Элективный курс по предмету призван решать задачи: - дать возможность ученику утвердиться или отказаться от выбранного пути;
- помочь ученику увидеть многообразие форм деятельности избранного специального предмета;
- удовлетворить любопытство ученика;
- дополнительное углубленное изучение предмета.
Целями элективного курса «История» являются: - вооружить учеников знанием о прошлом, которое должно помочь им лучше понять особенности современного общества, в котором они живут и чувствовать возможные перспективы его развития;
- развитие у учащихся таких умений как чувство времени, понимание причинно-следственных связей, сути явлений, знание хронологии;
- научить анализировать информацию, понимать социально- экономические и политические процессы в их историческом развитии;
- формирование самостоятельности мышления у молодого поколения;
- помочь ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами и научить понимать эти различия;
- умение творчески применять исторические знания.
Элективный курс «Самодержавие и реформы» позволит учащимся: - изучить процесс исторического развития России во взаимосвязи с другими государствами;
- понять необходимость реформирования тех или иных структур общества или государственного управления в целом;
- проанализировать положительные итоги проведенных реформ и понять причину неудач некоторых реформаторов.
Изучение данной темы строится на принципе сквозного обучения, что позволяет проследить реформаторскую политику и деятельность русских самодержцев, оценить вклад видных политических деятелей в развитие русского государства, обобщить и подвести итоги реформ. При изучении данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями: - широкое и глубокое понимание исторических фактов и явлений;
- умение интерпретировать историческую информацию;
- поиск дополнительной информации и ее критический отбор;
- знание хронологии.
Данный курс рассчитан на 17 часов № п.п. | Тема | 1.2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. | Ослабление центральной власти в период малолетства Ивана IV.Венчание Ивана IV на царство. «Избранная Рада». Программа реформ Ивана IV. Земские соборы. Итоги царствования Ивана IV. Россия конца XVII- первой четверти XVIII века. Необходимость коренных преобразований в стране. Петровские преобразования. Реформа государственного управления. Военная реформа. Реформы в области образования, культуры, быта в петровскую эпоху. Значение петровских преобразований. «Дней Александровских прекрасное начало». Модернизация государственного аппарата, реформа в области образования и культуры в начале XIX века. Отход Александра I от реформаторских замыслов. Россия в эпоху «великих реформ» 60-70 годов XIX века. Отмена крепостного права. Реформа в области образования. Судебная реформа, городская реформа и военная реформа Александра I. Значение эпохи «великих реформ». Революция 1905-1907 годов в России. Манифест 17 октября 1905 года. Николай П и третьеиюньская монархия. Революция или реформы? Урок подведения итогов реформаторской деятельности русских царей. | Рекомендации по форме проведения уроков. 1. Урок по теме «Ослабление центральной власти в период малолетства Ивана IV» можно провести как урок-лекция. В лекции нужно отметить регентство Елены Глинской, дать общую картину состояния политической власти и понимание необходимости проведения реформ управления. 2. Урок лабораторного типа при изучении темы «Программа реформ Ивана IV» даёт возможность организации самостоятельной работы по материалам учебного пособия. Задания: - ученикам предлагается решение тестов на понимание прочитанного текста учебного пособия;
- составить толковый словарь изучаемой темы;
- составить календарь событий по изучаемой теме.
3. Семинарское занятие по итогам правления Ивана IV обобщает изученный материал. План семинарского занятия: - Внутренние и внешние изменения в развитии России, происшедшие за время правления Ивана IV.
- Оценка деятельности и личности «грозного царя» российскими историками XIX-XX вв. Эволюция отношения к Ивану Грозному в исторической науке и в обществе на разных этапах развития.
- Ваше личное отношение к деятельности и личности Ивана IV.
4. Урок-лекция по теме «Была ли необходимость реформ в России, проведенных Петром I?». В ходе лекции учащиеся составляют сравнительно- обобщающую таблицу. Вопросы для сравнения | Страны Западной Европы | Россия | 1. Уровень экономического развития. | | | 2. Система государственного управления. | | | 3. Внешнеполитическое положение. | | | 4. Социальная структура общества. | | | 5. 6. Изучение содержания реформ Петровской эпохи строится по логической схеме «причина – следствие». 7. О значении Петровских преобразованиях проводится диспут. В диспуте участвуют славянофилы и западники. Позиция славянофилов: «Реформы Петра I прервали органическое развитие российской истории и культуры, раскололи российское общество». Позиция западников: «Петр I своими реформами содействовал росту индивидуального сознания и личного достоинства русских людей, развитию хозяйства и культуры». Диспут поможет глубже осознать реформаторскую деятельность Петра I. 8-9. Уроки строятся на реконструкции исторической ситуации. К данному уроку учащиеся готовят сообщения о деятельности Сперанского М.М., Строганова П.А., Чарторыйского В.П. используя информацию из дополнительных источников. Учащиеся в своих сообщениях показывают взаимодействие факторов, создававших «дней Александровских прекрасное начало». 10. Урок обобщения деятельности Александра I. Урок начинается с проблемного задания «Александр I – заложник царедворцев?». Учащиеся высказывают свои суждения, делают выводы и дают оценку деятельности реформаторов. Урок завершается решением проблемного задания и анализом причин отхода Александра I от реформ. 11. Урок проводится в форме беседы. Перед учащимися ставятся вопросы: - раскройте понятие «крепостное право»;
- вспомните, как юридически оформлялось крепостное право?
- какие попытки изменения положения крестьян предпринимались российскими монархами?
- почему назрела необходимость отмены крепостного права?
- как готовился проект крестьянской реформы?
- какие две ключевые проблемы вызвали наиболее горячие дискуссии в ходе обсуждения проекта крестьянской реформы?
12-13. уроки построены на самостоятельном изучении «великих реформ» 60-70 годов XIX века. В процессе изучения содержания реформ учащиеся составляют таблицу. Название реформы | Время проведения | Основные документы, решения | Цели | Результаты | Отмена крепостного права. | 1861 год | Манифест об отмене крепостного права в России и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». | Снизить напряжение в отношенияхмежду помещиками и крестьянами | Отрицательные:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.12.05 | Просмотров: 1714
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|