Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Составление и решение задач с помощью линейных уравнений в 7-м классе
Автор(ы): Нижегородова Людмила Павловна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основная цель: учить составлять уравнения к задаче. В ходе урока учащиеся смогут: - находить связи между данными в задаче;
- использовать виды сравнения при составлении задач;
- решать линейные уравнения;
- составлять уравнения по тексту задачи;
- составлять задачу по схеме;
- составлять задачи к данному уравнению;
- оценить результат своей работы и результат работы групп;
- работать в группе.
Этапы урока: - Обзор
- Мотивация
- Составление и решение задач
- Применение. Работа в группе
- Обмен информацией
- Рефлексия
- Итог урока
- Домашнее задание
Материалы к уроку: - Таблички с формулами: S = v · t, А = N · t, Д = N · t, С = Ц · К.
- Листы бумаги с незаполненными таблицами.
- Карточки для работы в группах.
- Ватман, фломастеры.
Ход урока I. Обзор - Даны два числа: 30 и 12. - Свяжите между собой два числа: 30 и 12. (Учащиеся, используя виды сравнений, связывают эти числа различными действиями). 1) (Сумма): 30 + 12 = 42 2) (Разностное сравнение): 30 – 12 = 18 3) (Кратное сравнение): 30: 12 = 2,5 (раз) 4) (Нахождение дроби от числа): | | 5) (Нахождение процентов от числа): | | • 100% = 40% | - Сформулируйте вопрос к каждому действию. (Ответы учащихся: - Чему равна сумма чисел 30 и 12? - На сколько одно число больше (меньше) другого? - Во сколько раз одно число больше другого? - Какую часть составляет одно число от другого? - Сколько процентов составляет одно число от другого?) В ходе обсуждения повторяются так же правила нахождения дроби от числа, процента от числа. II. Мотивация Учитель: Итак, используя эти два числа 30 и 12, мы составим задачи. Ещё Джанни Родари говорил, что чтобы научиться думать, надо научиться придумывать. Эти слова можно перефразировать так: «Для того чтобы научиться решать задачи, надо научиться их составлять». - Как составлять задачи? Как авторы учебников составляют задачи? Вот этому мы сегодня будем учиться. - Представим себе: утро, вы собираетесь и идёте в школу (проходите какое – то расстояние S), далее, вы идете в школу, родители – на работу (выполняете какую – то работу Р). Для чего работать? Заработать деньги (Д – деньги). Для чего нужны деньги? Чтобы покупать в магазине товар (С – стоимость). На доске появляется такая схема: S = v · t; v = S / t; t = S / v; (S - расстояние, v- скорость движения, t – время движения) А = Р · t; Р = A / t; t = A / P; (А – работа, Р – производительность, t – время) Д = N · К; N = Д / K; K = Д / N; (Д – деньги, N – номинал, К – количество) С = Ц · К; Ц = C / K; K = C / Ц.(С – стоимость, Ц – цена, К – количество) III. Составление задач и решение задач вместе с учителем - Начнем с задач на стоимость. - Cоставим задачу, извлекая данные из таблицы: Таблица № 1 Величины | Цена, р. | Кол-во, кг | Стоимость, р. | I яблоки | 30 | 2 | 60 | II груши | 120 | 3 | 360 | | | На 1 | Всего: 420 | (В таблице выделенные данные становятся неизвестными величинами, а невыделенные – известными). Дети составляют задачу по схеме: 30; 120; на 1; 420. Задача: Мама купила яблоки и груши на сумму 420 рублей. Сколько килограммов яблок купила мама, если яблоки стоят 30 рублей за килограмм, а груши – 120 рублей? (можно задать еще 3 вопроса к этой задаче по числу выделенных чисел). Решение: (учащиеся рассуждая, заполняют пустые клетки таблицы) Таблица №2 Величины | Цена, р. | Кол-во, кг | Стоимость, р. | I яблоки | 30 | х | 30х | II груши | 120 | х + 1 | 120(х + 1) | | | На 1 | Всего: 420 | Пусть х(кг) купили яблок, тогда груш купили (х + 1)кг; 30х(р.) уплатили за яблоки и 120(х + 1)р. уплатили за груши. Зная, что за всю покупку уплатили 420 рублей, составим и решим уравнение: 30х + 120(х + 1) = 420. 30х + 120х + 120 = 420 150х + 120 = 420 150х = 420 - 120 150х = 300 х = 300 : 150 х = 2. Итак, 2кг яблок купила мама. (проверим ответ, сверяя с данными таблицы № 1). Ответ: мама купила 2кг яблок. - Составим еще 2 уравнения к этой задаче. - Сформулируйте вопрос на нахождение количества купленных груш. Сколько килограммов груш купила мама? - Заполните таблицу: Таблица № 3 Величины | Цена, р. | Кол-во, кг | Стоимость, р. | I яблоки | 30 | у - 1 | 30(у - 1) | II груши | 120 | у | 120у | | | На 1 | Всего: 420 | Пусть у (кг) груш купила мама, тогда (у - 1)кг купили яблок. 30(у - 1)р. - она уплатила за яблоки; 120у (р.) – мама уплатила за груши. По условию задачи известно, что за всю покупку мама уплатила 420 рублей. Составим и решим второе уравнение: 30(у - 1) + 120у = 420. 30у - 30 + 120у = 420 150у = 420 + 30 150у = 450 у = 3. Итак, 3кг яблок купила мама. (Сверяем полученный результат с данными в таблице № 1). Ответ: мама купила 3кг яблок. - Сформулируйте вопрос на нахождение стоимости яблок. Сколько денег мама уплатила за яблоки? - Заполните таблицу: Таблица № 4 Величины | Цена, р. | Кол-во, кг | Стоимость, р. | I яблоки | 30 | z / 30 | z | II груши | 120 | (z / 30) + 1 | 120 · ((z / 30) + 1) | | | На 1 | Всего: 420 | Составим и решим уравнение:z + 120((z / 30) + 1) = 420. z + 120(z / 30) + 120 = 420 z + 4z + 120 = 420 5z = 420 - 120 5z = 300 z = 60. Итак, 60 рублей мама уплатила за яблоки. (проверим ответ, сверяя с данными таблицы № 1). Получилось! Ответ: 60 рублей мама уплатила за яблоки. - Сформулируйте четвертый вопрос. Сколько денег мама уплатила за груши? - Заполните таблицу: Таблица № 5 Величины | Цена, р. | Кол-во, кг | Стоимость, р. | I яблоки | 30 | (a / 120) - 1 | 30((a / 120) - 1) | II груши | 120 | a / 120 | а | | | На 1 | Всего: 420 | Составим и решим уравнение: 30((a / 120) - 1) + а = 420. 30a / 120 - 30 + а = 420 a / 4 - 30 + а = 420 5a / 4 - 30 = 420 5a / 4 = 420 + 30 5a / 4 = 450 a = 360. Итак, за груши мама уплатила 360 рублей. (проверим ответ, сверяя с данными таблицы № 1). Получилось! Ответ: 360 рублей мама уплатила за груши. - К составленным четырем уравнениям придумайте задачи на движение, работу. (Заслушиваются составленные задачи, в ходе обсуждения корректируется текст задач). IV. Применение (Работа в группах) (Формируется 6 групп по 4 человека в каждой группе. Задачи предлагаются на разные темы). Задание группе №1 А) Решить задачу, заполняя таблицу: У кассира набралось монет достоинством в 50, 20 и 10 р. всего на сумму 1600 рублей. Определить, сколько было монет каждого достоинства, если число 20-рублевых монет было на 10 меньше, чем 50-рублевых, а число 10-рублевых монет было в 2 раза больше, чем 50-рублевых. Таблица № 6 Величины | N - достоинство | К - кол-во, шт. | Д - деньги, р. | I монеты по 50 р. | 50 | | | II монеты по 20 р. | 20 |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2660
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|