Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Совершенствование и обновление содержания химического образования в профильном химическом классе как средство подготовки учащихся к химической олимпиаде - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Совершенствование и обновление содержания химического образования в профильном химическом классе как средство подготовки учащихся к химической олимпиаде


Автор(ы): Зотина Ирина Михайловна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Для подготовки учащихся к химической олимпиаде любого этапа необходима такая постановка учебно-образовательного процесса, которая, прежде всего, обеспечивает глубокие и прочные знания химии. Только обладая определенной суммой теоретических знаний, учащиеся обретают веру в себя, начинают в своей учебной деятельности сознательно стремиться к достижению поставленной цели, проявляя при этом максимум активности, творчества, самостоятельности суждений, инициативы.
Формирование глубоко научных знаний, соответствующих современному уровню развития химии, можно обеспечить лишь при условии постоянной работы учителя над совершенствованием и обновлением содержания образования. Именно результаты этой работы позволят в конечном итоге сформировать у учащихся подлинно научную систему взглядов, а образовательный процесс сделать более информационно-насыщенным и интенсивным.
При подготовке к уроку на основе конкретных условий каждый раз приходится решать два взаимосвязанных вопроса: какой материал следует отбирать в соответствии с поставленными условиями и задачами обучения и в какой последовательности его излагать. Основой отбора содержания материала и критерием его оценки является идея организации полноценной учебной деятельности учащихся. Ее реализация обусловливает потребность в логическом изложении содержания, при котором любой изучаемый материал базируется на предыдущем и является базой для последующего; новые осваиваемые способы деятельности являются продолжением предыдущих и частью последующих. С целью организации собственной учебной деятельности учащихся большая часть учебного материала не привносится извне, а как бы “выращивается” в рамках собственного мышления учащихся. Это обеспечивает знаниям основательность и прочность.
Общеизвестно, что логика всего процесса обучения определяется в значительной мере логикой учебного материала. Успех в изучении органической химии (а именно с изучения этого раздела начинается обучение в 10 химическом классе) всецело будет зависеть от того, насколько прочно сформированы у учащихся фундаментальные теоретические представления о видах химической связи в веществах; пространственном строении молекул; типах реагентов, электронных эффектах и способах их передачи; механизмах реакций. Изложение материала строится на основе сопоставления; установления причинно-следственных связей между электронным и пространственным строением молекул с одной стороны и свойствами вещества с другой. Особое внимание уделяется взаимосвязанности вопросов реакционной способности веществ и взаимного влияния атомов в их молекулах. Умение анализировать последовательность соединения атомов в молекулах и, как следствие, их взаимное влияние позволяет учащимся самостоятельно прогнозировать физические и химические свойства вещества. Одновременно учащиеся учатся решать и обратную задачу.
В процессе изучения механизмов реакций внимание учащихся акцентируется на условиях их проведения: роли растворителей; катализаторов и их определяющем влиянии на механизм и, следовательно, направление реакции; перекисных соединений, как инициаторов свободнорадикальных процессов.
Глубокое понимание этих вопросов обеспечивает учащимся цельность знаний, а так же формирует способность грамотно применять их в процессе решения теоретических и экспериментальных задач.
Опыт работы показывает, что детальное изучение этого материала, а так же отработка навыков применения теоретических знаний в процессе решения задач требует больших затрат учебного времени. В связи с этим возникла потребность в авторских научно-методических разработках, подробно освещающих некоторые теоретические вопросы учебного курса. Использование их в работе позволяет в некоторой степени сократить учебное время, затрачиваемое на изучение тех или иных вопросов, а также повысить уровень теоретических знаний учащихся, одновременно прививая им навыки самообразования, развивая самостоятельность.
Существенному повышению эффективности усвоения учебного материала способствует увеличение его информационной емкости за счет одновременного или параллельного изучения тех тем и понятий учебной программы, которые особенно тесно связаны между собой по смыслу. Реализовать такой подход к структурированию учебного материала помогает параллельное изучение в профильном химическом классе разделов органической и общей химии. Способ одновременного изучения взаимосвязанных вопросов, когда они рассматриваются в единстве, совместно позволяет обеспечить понимание общности на первый взгляд различных процессов и явлений, что особенно важно для осуществления успешной подготовки учащихся к интеллектуальным состязаниям, требующим химических знаний.
Например, изучение пространственного строения и формы молекул и ионов на основе явления гибридизации имеет смысл строить, одновременно опираясь на примеры органических и неорганических веществ; при этом не стоит ограничиваться рассмотрением типов гибридизации только с участием s- и p-орбиталей. Подобного рода иллюстрации позволяют подчеркнуть единую химическую природу веществ. Параллельное изучение различных химических процессов, одинаково заканчивающихся установлением химического равновесия (гидролиз, электролитическая диссоциация, этерификация и др.) позволяет обратить внимание учащихся на единый физико-химический смысл их количественных характеристик (степени, константы), а значит и единую сущность самих процессов. Знакомство с ионно-электронным методом расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях целесообразно осуществлять, опираясь на примеры реакций с участием и неорганических, и органических веществ. Это позволит в очередной раз подчеркнуть одновременное единство и многообразие химических соединений, а так же процессов, происходящих с их участием.
Подобное структурирование учебного материала спосо...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.06 | Просмотров: 1127

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340