Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Особенности внутренних вод Республики Марий Эл
Автор(ы): Бахарева Оксана Александровна, учитель химии, биологии и географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: сформировать у учащихся знания об особенностях внутренних вод своей местности. Задачи: Образовательные: - дать классификацию внутренних вод Марий Эл;
- рассмотреть крупные реки и их особенности (питание, характер течения, режим, хозяйственное использование);
- изучить озера республики, их происхождение и значение;
- привести примеры опасных стихийных явлений, наблюдаемых на территории респ.;
- дать представление об экологической ситуации внутренних вод Марий Эл.
Воспитательные: - воспитывать чувство любви к малой родине, гордость за природное наследие, чувство ответственности за нее, стремление к ее возрождению и охране;
- формировать экологическую культуру учащихся;
- продолжать формировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний;
- развивать творческое мышление и навыки.
Развивающие: - развивать умения выделять причинно-следственные связи, развивать географическое мышление;
- формировать правильную и выразительную устную речь, внимание учащихся;
- продолжать формировать умение работать с картой: показывать и находить реки и озера на физической карте и наносить их на контурную карту, умение выступать перед аудиторией.
Форма урока: урок-экспедиция (некоторые учащиеся получают опережающие задания). Учебно-методический комплекс: физическая карта Марий Эл; контурная карта; иллюстрации, изображающие реки Илеть, Малая Кокшага, Волга, Ветлуга; озера: пойменные, карстовые, старицы; магнитофон с песнями “Гляжу в озера…”, “ Из далека долго…”; рисунки детей, аппликации, творческие проекты и т.д., национальные костюмы. Оформление доски, стендов: тема урока, цитата, иллюстрации, схема по внутренним водам, рекам, озерам, болотам Куда ни глянь – светлы до ослепленья Вокруг озера, реки и поля. Мы говорим с особенным волненьем: – Привет тебе, марийская земля! Иван Пиняев. 1. Организационный момент. 2. Переход к изучению новой темы. Звучит медленная марийская мелодия. В течение нескольких уроков мы знакомились с внутренними водами России – нашей большой Родины, а этот урок посвящен малой Родине – Республике Марий Эл и ее внутренним водам. 3. Изучение новой темы. 1. Типы внутренних вод республики. Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие, и этот эпиграф отражает цель урока, в течение которого мы совершим путешествие вместе с марийским богатырем Онаром по его владениям – краю марийскому, во время которого мы познакомимся с крупными реками,озерами, болотами своей малой родины и оценим их состояние сегодня. Выходит Онар в национальном костюме, читает стихотворение, подходя к учащимся. Пойдем в мой край, в поля, в луга марийские, Нигде я лучше края не встречал, Я тут на ты, с любым ручьем и рощею, Тут для меня начало всех начал. – Много мной исхожено, много мною пройдено, много я повидал такой красоты земли родной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Пришел к вам, чтобы своими знаниями поделиться и от вас услышать что-нибудь новое и интересное. – Поможем Онару и дадим классификацию внутренних вод. В схему вместо знаков вопроса расставьте виды внутренних вод, которые, по-вашему мнению, встречаются в нашей республике. Схема заполняется на доске в течение урока. 2. Реки республики. Онар открывает книгу и читает летопись: – На территории республики протекает значительное количество рек – 476, с общей протяженностью 7000м., 689 озер, и значительная площадь занята болотами. Часть рек берет свое начало в острогах Марийско-Вятского Увала, и текут на северо-восток и относятся к бассейну Вятки, а другие на юго-запад и являются притоками реки Волги. Задание: посмотреть на карту и назвать эти реки. Ответ: притоки реки Волги – Илеть, Сура, Кокшага, Ветлуга; притоки реки Вятки – Немда, Буй, Уржумка. 3. Волга – основная река республики. Волга – основная река в пределах республики. Она принимает в свое русло 14 рек, из них 9 – левые притоки луговой стороны, а 5 – правые горной, которые отличаются режимом и питанием. Задание: работа со схемой. Да не полно летопись гласит, Здесь красоты родной не видно. Отправимся друзья мы в путь недлинный Воспеть красоты Родины своей. – Кто из вас хочет поехать вместе с Онаром, чтобы все понять и проанализировать на месте, поднимите руки. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник, и мы тоже будем вести некоторые записи в своих тетрадях. Итак, в путь! Вверх по Волге от г. Волжска. Дети смотрят на карту и иллюстрацию реки Волги, а Онар читает стихотворение: Люблю ее всю в пятнах света, Всю в окаймленье ивняка… Но Волга для России - это Гораздо больше, чем река. Е. Евтушенко Звучит песня "Из далека долго, течет река Волга". – Волга – основная жизненная артерия республики и протекает по ее территории на протяжении 150 км. Открыл дневник Онар и записывает основные параметры реки. Задание: поможем Онару, назовем основные параметры реки. Ответ: исток – Валдайская возвышенность, устье – Каспийское море, характер течения – равнинный (течение медленное, берега пологие, много меандр и стариц), питание – смешанное (зимой и весной – снеговое, летом – дождевое), весеннее половодье, летом и осенью – межень, но часто прерывается дождевыми паводками. Онар. Да, в летописях много сказано о страшных наводнениях на Волге, об оползнях. Например, в 1709 г уровень воды в реке поднялся до 13 м, а в 1556 г грандиозный оползень уничтожил город Васильсурск, стоящий у места впадения реки Суры в Волгу. Сейчас наводнения уже оказывают меньшее влияние. А почему? Ответ: так как река Волга имеет не естественный, а зарегулированный режим, на ее берегах создано несколько водохранилищ: Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское и т.д., которые регулируют сток воды в рек. Онар. А какое значение оказали водохранилища на природу республики? Ответ: эти изменения принесли республике неисчислимые потери. Под водохранилищами погибли земли, луга, затоплены населенные пункты, поднялся уровень грунтовых вод, поэтому многие низкие территории заболачиваются, усыхают леса, вода стала подниматься в подвалы домов нашего города. – Волга как река перестала существовать, она превратилась в водоем озерного типа. В связи с этим ухудшилось санитарно-гигиеническое состояние волжской воды из-за загрязнения ее коммунально-бытовыми стоками. В г.Козьмодемьянске в Волгу сливают свои стоки молокозавод, мясокомбинат, очистные сооружения, канализация, предприятия города. А ведь Волга это не только река. В ее русле значительное количество небольших пойменных озер и стариц. 4. Пойменные озера. – Пойменные озера очень многочисленные, во многих случаях безымянные. Они имеют постоянную или временную связь с рекой. По форме узкие, сильно вытянутые, чем напоминают русло реки. Просмотр иллюстраций и рисунков детей, изображающих пойменные озера. – Например: Ахмыловское (Горномарийский район ); Марьер (Звениговский район). Только здесь произрастает водяной орех – чилим! На основе их созданы водные памятники природы – Ахмыловское озеро, Большой и Малый Марьер. Онар произвел запись в свой дневник, и вы запишите в тетрадь названия пойменных озер. 5. Илеть. – Волга с обоих берегов принимает многочисленные притоки. Задание: назовите самые крупные из них? Ответ: Илеть, Кокшага, Ветлуга. – И первый приток, который встречаем мы, двигаясь вверх по течению, это река Илеть. Учитель показывает иллюстрацию с изображением реки. Выходит ученица в костюме и рассказывает дополнительный материал от имени реки Илеть. 6. Провальные озера. – В летописи описано много удивительных и загадочных случаев в районе этой реки. Инсценированная легенда об образовании провального озера. – Было ли это в реальности неизвестно, однако, сам факт неожиданного исчезновения и появления озер в республике не новость. Многие из них карстового происхождения. (См. схему на доске.) Вопрос: а что называется карстовым процессом? Ответ: в недрах земли происходит растворение подземными водами известняковых пород, возникают провалы, и образуются озера, отличающиеся большой глубиной, питающиеся ключами, насыщенные всевозможными воронками и углублениями. – Примеров тому множество. Это Кичиер, Яльчик и Зрыв – самое глубокое озеро Марий Эл (его глубина составляет 56 м). Все они являются водными памятниками природы, на...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.12.06 | Просмотров: 2052
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|