Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Особенности внутренних вод Республики Марий Эл - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Особенности внутренних вод Республики Марий Эл


Автор(ы): Бахарева Оксана Александровна, учитель химии, биологии и географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: сформировать у учащихся знания об особенностях внутренних вод своей местности.
Задачи:
  • Образовательные:
    • дать классификацию внутренних вод Марий Эл;
    • рассмотреть крупные реки и их особенности (питание, характер течения, режим, хозяйственное использование);
    • изучить озера республики, их происхождение и значение;
    • привести примеры опасных стихийных явлений, наблюдаемых на территории респ.;
    • дать представление об экологической ситуации внутренних вод Марий Эл.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство любви к малой родине, гордость за природное наследие, чувство ответственности за нее, стремление к ее возрождению и охране;
    • формировать экологическую культуру учащихся;
    • продолжать формировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний;
    • развивать творческое мышление и навыки.
  • Развивающие:
    • развивать умения выделять причинно-следственные связи, развивать географическое мышление;
    • формировать правильную и выразительную устную речь, внимание учащихся;
    • продолжать формировать умение работать с картой: показывать и находить реки и озера на физической карте и наносить их на контурную карту, умение выступать перед аудиторией.
Форма урока: урок-экспедиция (некоторые учащиеся получают опережающие задания).
Учебно-методический комплекс: физическая карта Марий Эл; контурная карта; иллюстрации, изображающие реки Илеть, Малая Кокшага, Волга, Ветлуга; озера: пойменные, карстовые, старицы; магнитофон с песнями “Гляжу в озера…”, “ Из далека долго…”; рисунки детей, аппликации, творческие проекты и т.д., национальные костюмы.
Оформление доски, стендов: тема урока, цитата, иллюстрации, схема по внутренним водам, рекам, озерам, болотам
Куда ни глянь – светлы до ослепленья
Вокруг озера, реки и поля.
Мы говорим с особенным волненьем:
– Привет тебе, марийская земля!

Иван Пиняев.

1. Организационный момент.

2. Переход к изучению новой темы.

Звучит медленная марийская мелодия.
В течение нескольких уроков мы знакомились с внутренними водами России – нашей большой Родины, а этот урок посвящен малой Родине – Республике Марий Эл и ее внутренним водам.

3. Изучение новой темы.

1. Типы внутренних вод республики.
Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие, и этот эпиграф отражает цель урока, в течение которого мы совершим путешествие вместе с марийским богатырем Онаром по его владениям – краю марийскому, во время которого мы познакомимся с крупными реками,озерами, болотами своей малой родины и оценим их состояние сегодня.
Выходит Онар в национальном костюме, читает стихотворение, подходя к учащимся.
Пойдем в мой край, в поля, в луга марийские,
Нигде я лучше края не встречал,
Я тут на ты, с любым ручьем и рощею,
Тут для меня начало всех начал.
– Много мной исхожено, много мною пройдено, много я повидал такой красоты земли родной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Пришел к вам, чтобы своими знаниями поделиться и от вас услышать что-нибудь новое и интересное.
– Поможем Онару и дадим классификацию внутренних вод. В схему вместо знаков вопроса расставьте виды внутренних вод, которые, по-вашему мнению, встречаются в нашей республике.
Схема заполняется на доске в течение урока.

2. Реки республики.
Онар открывает книгу и читает летопись:
– На территории республики протекает значительное количество рек – 476, с общей протяженностью 7000м., 689 озер, и значительная площадь занята болотами. Часть рек берет свое начало в острогах Марийско-Вятского Увала, и текут на северо-восток и относятся к бассейну Вятки, а другие на юго-запад и являются притоками реки Волги.
Задание: посмотреть на карту и назвать эти реки.
Ответ: притоки реки Волги – Илеть, Сура, Кокшага, Ветлуга; притоки реки Вятки – Немда, Буй, Уржумка.
3. Волга – основная река республики.
Волга – основная река в пределах республики. Она принимает в свое русло 14 рек, из них 9 – левые притоки луговой стороны, а 5 – правые горной, которые отличаются режимом и питанием.
Задание: работа со схемой.

Да не полно летопись гласит,
Здесь красоты родной не видно.
Отправимся друзья мы в путь недлинный
Воспеть красоты Родины своей.
– Кто из вас хочет поехать вместе с Онаром, чтобы все понять и проанализировать на месте, поднимите руки. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник, и мы тоже будем вести некоторые записи в своих тетрадях.
Итак, в путь! Вверх по Волге от г. Волжска.
Дети смотрят на карту и иллюстрацию реки Волги, а Онар читает стихотворение:
Люблю ее всю в пятнах света,
Всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России - это
Гораздо больше, чем река.
Е. Евтушенко
Звучит песня "Из далека долго, течет река Волга".
– Волга – основная жизненная артерия республики и протекает по ее территории на протяжении 150 км. Открыл дневник Онар и записывает основные параметры реки.
Задание: поможем Онару, назовем основные параметры реки.
Ответ: исток – Валдайская возвышенность, устье – Каспийское море, характер течения – равнинный (течение медленное, берега пологие, много меандр и стариц), питание – смешанное (зимой и весной – снеговое, летом – дождевое), весеннее половодье, летом и осенью – межень, но часто прерывается дождевыми паводками.
Онар. Да, в летописях много сказано о страшных наводнениях на Волге, об оползнях. Например, в 1709 г уровень воды в реке поднялся до 13 м, а в 1556 г грандиозный оползень уничтожил город Васильсурск, стоящий у места впадения реки Суры в Волгу. Сейчас наводнения уже оказывают меньшее влияние. А почему?
Ответ: так как река Волга имеет не естественный, а зарегулированный режим, на ее берегах создано несколько водохранилищ: Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское и т.д., которые регулируют сток воды в рек.
Онар. А какое значение оказали водохранилища на природу республики?
Ответ: эти изменения принесли республике неисчислимые потери. Под водохранилищами погибли земли, луга, затоплены населенные пункты, поднялся уровень грунтовых вод, поэтому многие низкие территории заболачиваются, усыхают леса, вода стала подниматься в подвалы домов нашего города.
– Волга как река перестала существовать, она превратилась в водоем озерного типа. В связи с этим ухудшилось санитарно-гигиеническое состояние волжской воды из-за загрязнения ее коммунально-бытовыми стоками. В г.Козьмодемьянске в Волгу сливают свои стоки молокозавод, мясокомбинат, очистные сооружения, канализация, предприятия города.
А ведь Волга это не только река. В ее русле значительное количество небольших пойменных озер и стариц.
4. Пойменные озера.
– Пойменные озера очень многочисленные, во многих случаях безымянные. Они имеют постоянную или временную связь с рекой. По форме узкие, сильно вытянутые, чем напоминают русло реки.
Просмотр иллюстраций и рисунков детей, изображающих пойменные озера.
– Например: Ахмыловское (Горномарийский район ); Марьер (Звениговский район). Только здесь произрастает водяной орех – чилим!
На основе их созданы водные памятники природы – Ахмыловское озеро, Большой и Малый Марьер. Онар произвел запись в свой дневник, и вы запишите в тетрадь названия пойменных озер.
5. Илеть.
– Волга с обоих берегов принимает многочисленные притоки.
Задание: назовите самые крупные из них?
Ответ: Илеть, Кокшага, Ветлуга.
– И первый приток, который встречаем мы, двигаясь вверх по течению, это река Илеть.
Учитель показывает иллюстрацию с изображением реки. Выходит ученица в костюме и рассказывает дополнительный материал от имени реки Илеть.
6. Провальные озера.
– В летописи описано много удивительных и загадочных случаев в районе этой реки.
Инсценированная легенда об образовании провального озера.
– Было ли это в реальности неизвестно, однако, сам факт неожиданного исчезновения и появления озер в республике не новость. Многие из них карстового происхождения. (См. схему на доске.)
Вопрос: а что называется карстовым процессом?
Ответ: в недрах земли происходит растворение подземными водами известняковых пород, возникают провалы, и образуются озера, отличающиеся большой глубиной, питающиеся ключами, насыщенные всевозможными воронками и углублениями.
– Примеров тому множество. Это Кичиер, Яльчик и Зрыв – самое глубокое озеро Марий Эл (его глубина составляет 56 м). Все они являются водными памятниками природы, на...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.06 | Просмотров: 2052

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340