Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Методическая разработка тренинг Сад моих чувств (для детей с повышенной тревожностью)
Автор(ы): Васьковская Марина Владимировна, психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
У детей младшего школьного возраста по мере развития личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляциии контролю. Важным фактором психо-эмоционального развития является социальное окружение ребенка: семья, учитель, класс. Успешность ребенка зависит от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе: активный становится лидером, а тихий, тревожный часто превращается в аутсайдера. Одна из острых проблем обучения в школе – содержание двигательной активности у подвижных детей и наоборот, активизация пассивных. Следовательно, задача психологической службы: укреплять психику ребенка, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи, отрицательные эмоции. Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве; неуверенности в правильности своих ответов, решений. Поэтому ребенка нужно научить развивать “комплекс произвольности” - умение отслеживать, регулировать, контролировать свои эмоции. Данный тренинг предлагает через игровые методы психокоррекционного характера: - Вырабатывание конструктивных способов поведения в трудных ситуациях; овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
- Снятие страхов, невротических реакций, развитие воображения.
- Сохранение психического здоровья детей и предупреждение эмоциональных расстройств.
В ходе наших занятий ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь. Характер упражнений в тренинге подобран таким образом, что помогает преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дать возможность для самовыражения. Методика тренинга включает приемы психогимнастики (5) эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга. Игровое содержание тренинга не случайно: оно продумано так, чтобы выполнить следующие задачи: - дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения; - учить ребенка задерживать внимание на своих ощущениях, сравнивать их. При этом важно соблюдать попеременно мышечное напряжение и расслабление. Такое чередование движений гармонирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать только словом. Предполагаемый результат. Занятие тренинга саморегуляции проводится 1 раз в неделю (2 части по 30 минут и 5 минут перемена). Подведение итогов и анализ результатов тренинга предполагает рефлексию успехов и неудач, выделение проблемных зон и их разрешение в дальнейшей работе. I Этап диагностический а) тест Филипса (опр. уровня школьной тревожности) б) оценка психо - эмоционального состояния школьника (Опросник САН). Задачи: 1. Повышать способность осознания каждым ребенком самого себя; 2. Учить принимать себя и других детей такими, какие они есть; 3. Развивать ответственность за свои поступки; 4. Учить анализировать свои состояния; 5. Обучать процессу саморегуляции своего состояния. II Этап – набор детей По результатам диагностики идет набор детей в группу, учитывая запрос учителей и родителей. Возраст детей до 10 лет, численный состав 10-12 человек. III Этап – тренинг Для того чтобы занятия были эффективны, я в вожу несколько правил: 1. Правило активности каждого участника. 2. Правило постоянства. 3. Привило откровенности и искренности: говорить то, что ты думаешь и ощущаешь. 4. Правило “Молчания” для того члена группы, кто не хочет отвечать в каком – то упражнении. Заняние 1. Тема: “Угадайка” (опр. эмоциональное состояние ребенка – раскрасить лепестки у ромашки). Экспресс диагностика. 1. Представление детей по именам (прислушиваются к звуку своего имени, выбирают ласковые имена, взявшись при этом за руки). 2. Литеризация имени. Каждый участник называет свое имя с буквой. (Например: ласковая Лена, милая Маша и т.д). 3. Узнавание партнера. Дети разбиваются на пары, внимательно изучают друг друга (зрительно). Затем произносят имя друг друга так, чтобы партнеру было приятно. Затем с закрытыми глазами легко касаются волос и лица партнера (тактильная память). 4. Представление партнера. “Мой сосед”. Дети должны посмотреть друг на друга, обратить внимание на одежду, прическу, глаза. Затем кто-то один из группы закрывает глаза, ему задают вопросы: Кто одет в голубое платье? Какого цвета глаза у соседа? и т. д. 5. Звучит музыка “Шум волны”. Упр. “Дыхание”. Цель: обучение детей регулированию своего состояния. Ложимся на коврики, закрываем глаза. Медленно расслабляем тело, сосредотачиваемся на своем дыхании, прислушиваемся к нему. Дышим ровно, глубоко (от пупка). Послушаем свои ощущения, понаблюдаем за фазами дыхания: вдох-выдох, пауза, вдох-выдох. Теперь прислушайтесь к шуму волны. Представьте себе эту волну: ее шум, движение, брызги, привкус соли на губах. Обсуждение в группе, как удалось выполнить задание, что при этом испытывал каждый участник. Рефлексия: Оценивание с помощью 10 пальцев: интерес к занятию, желание посетить в следующий раз. Звук группы: взявшись за руки, закрываем глаза и озвучиваем свое состояние, прислушиваемся к звукам, добиваемся единого звучания. Занятие 2 1. Рисуем на доске рожицы. (Экспресс диагностика). Цель: узнать эмоциональное состояние детей. Как успехи? Что было приятного за сегодняшний день? Нарисуйте, какая рожица вам нравится больше всего? 2. Упражнение “Зеркало”. Группа встает в круг, каждый по очереди выходит в центр, совершает какое-то движение. Остальные – зеркало – его изображают. Условие: зеркала касаться нельзя. 3. Упражнение “Комплименты”. Дети образуют два круга. Один внешний, другой – внутренний. Затем начинают двигаться и хвалить друг друга (контакт глаза в глаза). Пример: “Дима, ты всегда такой веселый”, другой отвечает: “Мне нравится твоя улыбка” и т.д. 4. Релаксация: воздушный шар (муз. Ж. М. Жарр). Представьте, что у вас нет живота, а надувной шарик. сначала он маленький, а потом начинает расти – расти – расти (живот надуваем, выпячиваем), а потом как лопнет (выдох, хлопок в ладоши). Затем ложимся на коврик. Упражнение “Небо” 5 мин. Цель: ощущение покоя, обретение способности управлять своими мыслями. Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По небу двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если о чем-то думаешь, пусть мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Очень спокоен, уравновешен и счастлив, ты ощущаешь покой, тишину, радость. Теперь медленно открой глаза. Некоторое время полежи спокойно. Прислушайся к себе. Обсуждение в группе: Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? 5. Упражнение “Облака”. Цель: развитие мимики, воображения. Я читаю стихотворение, а вы должны изображать облака, которые в этом стихотворении. По небу плыли облака, А я на них смотрел, И два похожих облачка Найти я захотел. Вот облачко веселое Смеется надо мной: -Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной! Я тоже посмеялся с ним: -Мне весело с тобой! И долго-долго облачку Махал я вслед рукой. И вдруг по небу грозное Страшилище летит И кулаком громадным Сердито мне грозит. Ох, испугался я, друзья, Но ветер мне помог: Так дунул, что страшилище Пустилось наутек. (Н.А. Екимова) Рефлексия: 1) Что понравилось сегодня на занятии? 2) Мгновенная социометрия. Возьмите за руки двух человек, с которыми вам приятно общение в этой группе. 3) Прощание: подарите друг другу воздушный поцелуй. Занятие 3 Цель: получение обратной связи, развитие произвольной памяти на различные эмоциональные состояния. 1. Диагностика состояния: квадратики разноцветные. Выберите себе тот, который понравился. 2. Показываю игрушку детям и говорю, о том, чем мне она нравится, как она похожа на мою любимую игрушку в детстве. Беседа о любимых игрушках (по кругу). 3. Изобразите свою любимую игрушку пантомимой, другие пытаются отгадать. 4. Игра “Кот в мешке”. Выбрать с закрытыми глазами игрушку в мешке на ощупь (тактильная чувствительность). Передать эмоцию выбранной игрушки. Обсуждение: что ты при этом чувствовал? Дети копируют эмоциональное состояние игрушки по сигналу “Замри”. 5. Релаксация “сад чувств” (10 – 12 минут). ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.12.08 | Просмотров: 1410
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|