Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка тренинг Сад моих чувств (для детей с повышенной тревожностью) - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Методическая разработка тренинг Сад моих чувств (для детей с повышенной тревожностью)


Автор(ы): Васьковская Марина Владимировна, психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
У детей младшего школьного возраста по мере развития личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляциии контролю. Важным фактором психо-эмоционального развития является социальное окружение ребенка: семья, учитель, класс. Успешность ребенка зависит от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе: активный становится лидером, а тихий, тревожный часто превращается в аутсайдера. Одна из острых проблем обучения в школе – содержание двигательной активности у подвижных детей и наоборот, активизация пассивных. Следовательно, задача психологической службы: укреплять психику ребенка, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи, отрицательные эмоции.
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве; неуверенности в правильности своих ответов, решений.
Поэтому ребенка нужно научить развивать “комплекс произвольности” - умение отслеживать, регулировать, контролировать свои эмоции. Данный тренинг предлагает через игровые методы психокоррекционного характера:
  1. Вырабатывание конструктивных способов поведения в трудных ситуациях; овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
  2. Снятие страхов, невротических реакций, развитие воображения.
  3. Сохранение психического здоровья детей и предупреждение эмоциональных расстройств.
В ходе наших занятий ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь. Характер упражнений в тренинге подобран таким образом, что помогает преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дать возможность для самовыражения.
Методика тренинга включает приемы психогимнастики (5) эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга.
Игровое содержание тренинга не случайно: оно продумано так, чтобы выполнить следующие задачи:
- дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения;
- учить ребенка задерживать внимание на своих ощущениях, сравнивать их.
При этом важно соблюдать попеременно мышечное напряжение и расслабление.
Такое чередование движений гармонирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать только словом.
Предполагаемый результат.

Занятие тренинга саморегуляции проводится 1 раз в неделю (2 части по 30 минут и 5 минут перемена).
Подведение итогов и анализ результатов тренинга предполагает рефлексию успехов и неудач, выделение проблемных зон и их разрешение в дальнейшей работе.

I Этап диагностический

а) тест Филипса (опр. уровня школьной тревожности)
б) оценка психо - эмоционального состояния школьника (Опросник САН).
Задачи:

1. Повышать способность осознания каждым ребенком самого себя;
2. Учить принимать себя и других детей такими, какие они есть;
3. Развивать ответственность за свои поступки;
4. Учить анализировать свои состояния;
5. Обучать процессу саморегуляции своего состояния.

II Этап – набор детей

По результатам диагностики идет набор детей в группу, учитывая запрос учителей и родителей. Возраст детей до 10 лет, численный состав 10-12 человек.

III Этап – тренинг

Для того чтобы занятия были эффективны, я в вожу несколько правил:
1. Правило активности каждого участника.
2. Правило постоянства.
3. Привило откровенности и искренности: говорить то, что ты думаешь и ощущаешь.
4. Правило “Молчания” для того члена группы, кто не хочет отвечать в каком – то упражнении.
Заняние 1.

Тема: “Угадайка” (опр. эмоциональное состояние ребенка – раскрасить лепестки у ромашки). Экспресс диагностика.
1. Представление детей по именам (прислушиваются к звуку своего имени, выбирают ласковые имена, взявшись при этом за руки).
2. Литеризация имени. Каждый участник называет свое имя с буквой. (Например: ласковая Лена, милая Маша и т.д).
3. Узнавание партнера. Дети разбиваются на пары, внимательно изучают друг друга (зрительно).
Затем произносят имя друг друга так, чтобы партнеру было приятно. Затем с закрытыми глазами легко касаются волос и лица партнера (тактильная память).
4. Представление партнера. “Мой сосед”.
Дети должны посмотреть друг на друга, обратить внимание на одежду, прическу, глаза. Затем кто-то один из группы закрывает глаза, ему задают вопросы: Кто одет в голубое платье? Какого цвета глаза у соседа? и т. д.
5. Звучит музыка “Шум волны”. Упр. “Дыхание”.
Цель: обучение детей регулированию своего состояния.
Ложимся на коврики, закрываем глаза. Медленно расслабляем тело, сосредотачиваемся на своем дыхании, прислушиваемся к нему. Дышим ровно, глубоко (от пупка). Послушаем свои ощущения, понаблюдаем за фазами дыхания: вдох-выдох, пауза, вдох-выдох.
Теперь прислушайтесь к шуму волны.
Представьте себе эту волну: ее шум, движение, брызги, привкус соли на губах.
Обсуждение в группе, как удалось выполнить задание, что при этом испытывал каждый участник.
Рефлексия:

Оценивание с помощью 10 пальцев: интерес к занятию, желание посетить в следующий раз.
Звук группы: взявшись за руки, закрываем глаза и озвучиваем свое состояние, прислушиваемся к звукам, добиваемся единого звучания.
Занятие 2

1. Рисуем на доске рожицы. (Экспресс диагностика).
Цель: узнать эмоциональное состояние детей. Как успехи? Что было приятного за сегодняшний день?
Нарисуйте, какая рожица вам нравится больше всего?
2. Упражнение “Зеркало”.
Группа встает в круг, каждый по очереди выходит в центр, совершает какое-то движение. Остальные – зеркало – его изображают. Условие: зеркала касаться нельзя.
3. Упражнение “Комплименты”.
Дети образуют два круга. Один внешний, другой – внутренний. Затем начинают двигаться и хвалить друг друга (контакт глаза в глаза).
Пример: “Дима, ты всегда такой веселый”, другой отвечает: “Мне нравится твоя улыбка” и т.д.
4. Релаксация: воздушный шар (муз. Ж. М. Жарр).
Представьте, что у вас нет живота, а надувной шарик. сначала он маленький, а потом начинает расти – расти – расти (живот надуваем, выпячиваем), а потом как лопнет (выдох, хлопок в ладоши). Затем ложимся на коврик.
Упражнение “Небо” 5 мин.
Цель: ощущение покоя, обретение способности управлять своими мыслями.
Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По небу двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если о чем-то думаешь, пусть мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Очень спокоен, уравновешен и счастлив, ты ощущаешь покой, тишину, радость. Теперь медленно открой глаза. Некоторое время полежи спокойно. Прислушайся к себе.
Обсуждение в группе:
Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
5. Упражнение “Облака”.
Цель: развитие мимики, воображения.
Я читаю стихотворение, а вы должны изображать облака, которые в этом стихотворении.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел,
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
-Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек. (Н.А. Екимова)
Рефлексия:
1) Что понравилось сегодня на занятии?
2) Мгновенная социометрия.
Возьмите за руки двух человек, с которыми вам приятно общение в этой группе.
3) Прощание: подарите друг другу воздушный поцелуй.
Занятие 3

Цель: получение обратной связи, развитие произвольной памяти на различные эмоциональные состояния.
1. Диагностика состояния: квадратики разноцветные. Выберите себе тот, который понравился.
2. Показываю игрушку детям и говорю, о том, чем мне она нравится, как она похожа на мою любимую игрушку в детстве.
Беседа о любимых игрушках (по кругу).
3. Изобразите свою любимую игрушку пантомимой, другие пытаются отгадать.
4. Игра “Кот в мешке”. Выбрать с закрытыми глазами игрушку в мешке на ощупь (тактильная чувствительность).
Передать эмоцию выбранной игрушки.
Обсуждение: что ты при этом чувствовал?
Дети копируют эмоциональное состояние игрушки по сигналу “Замри”.
5. Релаксация “сад чувств” (10 – 12 минут).
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.08 | Просмотров: 1755

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340