Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок музыки в 4-м классе по теме: Народное масленичное гуляние - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Урок музыки в 4-м классе по теме: Народное масленичное гуляние


Автор(ы): Ампилова Инна Васильевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • расширить и углубить представление учащихся о народных традициях;
  • показать, что в музыке И.Ф.Стравинского, также как в картинах Б.М.Кустодиева, множество самых разнообразных контрастных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину;
  • воспитывать любовь к Родине, народным традициям, патриотические чувства;
  • учить детей анализировать и размышлять;
  • развивать вокально-хоровые навыки.
Оборудование: музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, (бубенцы, бубны, ложки, трещотки…), иллюстративный материал: Б. М.Кустодиев – “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”; портрет композитора И.Ф.Стравинского.
Музыкальный материал:
фрагменты балета “Петрушка” (тема гуляния, “Танцовщица”, “Шарманщик играет на трубе”, “Танец оживших кукол”), песни-заклички, частушки, русская народная песня “Блины”.
ХОД УРОКА
I. Введение в тему урока
Учитель: Ребята, сегодня, мы с вами отправимся на народное гуляние, посвященное Масленице. Масленица – обрядовый славянский праздник, который дошел и до наших времен.
– Ребята, чему посвящен этот праздник?
Дети: Проводам зимы и встрече весны.
Учитель: Возник он в глубокой древности и праздновался в конце зимы.
Показ иллюстраций.
– Сколько дней праздновался этот праздник?
Дети: Неделю.
Учитель: Он длился неделю – последнюю неделю перед Великим постом, когда запрещалось есть мясо и другую скоромную пищу, считалось грехом петь песни и веселиться. Начало праздника открывалось шумной встречей Масленицы в понедельник. Он так и назывался “Встречей”. Давайте и мы встретим Масленицу.
Исполнение песни “ Едет Масленица”.
Учитель: Вторник – “Заигрыш”: с этого дня начинались ряженья, катания, о которых нам сейчас поведают ребята в своих частушках.
Ребята, одетые в русские народные костюмы, исполняют частушки, а остальные ученики аккомпанируют на инструментах.
Учитель: Среда – “Лакомка”: во всех домах ели блины и другую вкусную еду.
Звучит фрагмент песни “Блины” (музыкальная загадка).
– Ребята, узнали эту мелодию?
Исполнение песни “Блины”.
Учитель: Песнями, танцами, горячими блинами закликали люди красавицу-весну. Так у славянских народов появились песни-заклички (веснянки).
Учитель: Давайте и мы покликаем птиц в песне “Кулик”.
Разучивание и исполнение песни “Кулик”.
Учитель: Четверг – “Широкая масленица”, “Перелом”, кульминация праздника. Широко праздновали этот день. На “Широкую масленицу” разыгрывали целые представления, в которых участвовали силачи, танцовщицы, музыканты (шарманщики и др.), фокусники, кукольники, скоморохи, Петрушки…
II. Работа по теме урока
1. Беседа по картинам Б.М. Кустодиева “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”
Учитель: Давайте всмотримся и вслушаемся в картины Бориса Михайловича Кустодиева “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”.
– Беззвучны они или звучат в вашем воображении?
– Какие звуки можно представить себе, глядя на картины?
– Какие краски природы согласуются с красочностью праздника?
– Что объединяет все разные детали картины “ Масленица” в одно целое?
Учитель: Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Сочетание неподвижной белой массы инея на деревьях с яркими красками движущейся шумной толпы составляет основной контраст картины. Какими музыкальными красками надо воспользоваться, чтобы сложить музыку по картинам Б.М.Кустодиева, ?
Дети: Динамическими, темповыми, тембровыми, ладовыми…
Учитель: Какие изобразительные интонации помогли бы передать праздничное народное гуляние?
Дети: Шум разноголосой толпы, народные наигрыши, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра.
Учитель: Достаточно было бы только одной мелодии, чтобы нарисовать картину Масленицы?
2. Слушание и обсуждение фрагментов из балета “Петрушка” И.Ф. Стравинского
Учитель: В начале прошлого века русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил балет о народном масленичном гулянии. Главным героем балета он сделал ожившую куклу – любимца балаганных спектаклей Петрушку. Балет свой И.Ф.Стравинский так и назвал “Петрушка” – “Потешные сцены в четырех картинах”. “Петрушку” исполняют и в концертах как “симфоническую сюиту”, но уже не “в четырех картинах”, а “в четырех частях”.
Краткое содержание ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.09 | Просмотров: 3619

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340