Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по теме: Наркотическое действие этилового спирта и правовая ответственность граждан - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Интегрированный урок по теме: Наркотическое действие этилового спирта и правовая ответственность граждан


Автор(ы): Гриднева Екатерина Петровна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Интегрированный урок по химии и обществознанию в 10-11 классах
Цель урока: раскрыть учащимся разрушающее действие этилового спирта на организм, историю борьбы общества с алкоголизмом, правовую ответственность граждан за правонарушения в нетрезвом состоянии.
Оборудование:
1. Плакаты на темы: “Каждая капля принятого родителями алкоголя предвещает каплю тупости у рождаемого потомства”, “Если хочешь, чтобы твой мозг превратился в кладбище мертвых клеток, а печень в булыжник – тогда пей!”, “О вино! Ты прочнее веревки любой – разум пьющего крепко окутан тобой!”.
2. Видеомагнитофон и видеофильм “Белые росы”.
3. Схема превращения этилового спирта в организме
Этиловый спирт Уксусный альдегид Уксусная кислота
4. На столах учащихся: пробирка с пробкой, этанол в объеме 2 мл, медная проволока со спиралью, спиртовка, спички, штатив для пробирок.
5. Инструкционная карта для проведения лабораторной работы “Превращение этилового спирта в уксусный альдегид”:
а) налейте в пробирку 2 мл этилового спирта;
б) поправив фитиль, зажгите спиртовку;
в) в пламени спиртовки прокалите спираль медной проволоки и, раскаленную, быстро внесите ее в пробирку со спиртом. Закройте пробирку пробкой;
г) снова раскалите спираль и опустите её в спирт. Повторите так несколько раз;
д) откройте пробирку и определите запах образовавшегося в ней уксусного альдегида (в малых концентрациях он имеет запах “прелых” яблок);
е) запишите в тетрадь результаты наблюдений.
Ход урока
1. Учитель химии: Сегодня мы проводим интегрированный урок по теме “Наркотическое действие этилового спирта. Правовая ответственность граждан”, т.к. тема затрагивает вопросы не только химии, но и истории, и права. Я предоставляю слово девочкам, которые занимаются в Центре детского и юношеского творчества на отделении журналистики. Они расскажут о результатах анкетирования, проведенных среди учащихся восьмых классов.
Ученица: Нами опрошено 140 человек. Ребятам были заданы вопросы:
- Пробовал ли ты спиртные напитки. Если пробовал, то какие?
- Где и с какой целью?
- Какие ты сохранил впечатления?
Далее она делает краткий анализ анкетирования.
Учитель химии: Анкета показала, что спиртные напитки употребляют довольно часто даже школьники. И мало кто задумывается о последствиях, а большое начинается с малого. Хочу привести слова великого врача древности Авиценны: “Вино – враг пьяницы, оно же - друг умеренного. Чуть-чуть его - противоядие, в больших количествах – яд! Оно дозволено умным и запрещено дуракам”. Но ни умный, ни дурак – никто не может предсказать, когда, после какой рюмки, в какой роковой момент клетки организма включают в свои обменные процессы алкоголь и с тех пор уже не могут без него обходиться. Это зависит от возраста, массы, от пола, от индивидуальной чувствительности, от специфики работы и других факторов.
Крысу, например, превращали в алкоголика за 6-8 недель. Ей в клетку вместо поилки с питьевой водой ставили поилку с 5% раствором этилового спирта. Через 6 недель в клетку ставили поилку с чистой водой. Но крыса на воду уже не смотрела.
Нет ни одного органа, который бы алкоголь пощадил. Так как спирт легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу: Примерно 90% его временно задерживается в печени, где с помощью ферментов он превращается в более токсичный уксусный альдегид и уксусную кислоту. Воздействие последних на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением – в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Давайте, проделав несложный опыт, убедимся в способности спирта превращаться в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах – запах прелых яблок. Уксусная кислота тоже имеет запах уксусного альдегида, но там его концентрация высока.
Итак, исследуйте спирт по запаху и приступайте к выполнению лабораторной работы, описание которой у вас на столе.
Выполнение опыта и вывод: Очевидно, злоупотребляющим алкоголем лучше уж сразу пить уксусную кислоту.
Учитель химии: В анкете некоторые ребята писали, что спиртяга – конечно дрянь! Но легкое шампанское! Пиво! От них никакого вреда – только легкий кайф! Так ли это?
В шампанском 12% алкоголя. В 1л его (а меньше, как правило, не пьют, считая его легким) спирта столько же, сколько в добротной порции водки. Коварство напитка еще и в том, что благодаря углекислому газу алкоголь быстрее и глубже проникает в организм, а потому опьянение наступает быстрее и сильнее.
Сейчас, чуть ли ни на каждом шагу, можно встретить людей, распивающих модное ныне пиво. В 1л. пива алкоголя столько же, сколько в 100 г водки. Известно немало случаев, когда человек становится алкоголиком, употребляя по безобидной кружке пива. У медиков есть даже термин “пивной алкоголизм”. Вначале постепенно развивается общее ожирение, что образно подмечено в народе “кто пиво пьет больше – у того брюхо толще”, затем наступает “ожирение сердца”. “Пивное” сердце неспособно выдерживать даже незначительные физические нагрузки.
Врач: Я расскажу, как пьянство родителей влияет на потомство. Во-первых, алкоголь вызывает глубокие изменения в половой сфере, вплоть до развития импотенции, велика вероятность бесплодия, особенно, если начать принимать его в период полового созревания, т.к. увеличивается число (до 65%) неподвижных, неспособных к оплодотворению сперматозоидов.
Если ребенок был зачат пьяными родителями, а также, если во время внутриутробного развития мать принимала алкоголь, то это может привести к рождению ослабленных детей, с уродствами. Иногда достаточно однократного опьянения, чтобы зачатие было патологическим. Именно поэтому согласно законам Древней Греции пьяному мужу строго запрещалось сходиться с женой. Там же был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день свадьбы. Как-то на прием к врачу пришли молодые родители. На руках у отца лежала 11-месячная девочка. Теплом и любовью дышали слова молодого человека, когда он положил ребенка на кушетку для осмотра: “Вот моя дочурка – хорошая дивчина. Но почему-то ленится сидеть”. Ребенок не только не сидел, он не мог держать голову, хотя все сроки для приобретения этого навыка давно прошли. Девочка бессмысленно улыбалась, не следила за движущимся перед ее глазами предметом, не реагировала на зов матери. Это была тяжелая задержка развития.
Молодые родители! Первый любимый ребенок! Оба утверждали, что в доме никогда не бывает спиртного. Вот только, когда расписывались, вечером собрались у них родственники и друзья и весело отпраздновали свадьбу. И вот результат! Алкогольный синдром плода: отставание в развитии, уменьшение размера головы, типичное лицо с коротким вздернутым носом, узкие, раскосые глаза, могут быть врожденные дефекты верхней губы, неба (заячья губа), лишние пальцы и другие пороки. Наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель беременности.
Если кормящая грудью мать употребляет алкоголь, то дети у таких матерей беспокойные, нервные – “грудные алкоголики” – обычно хилые, умственно отсталые. Самое же страшное в том, что такие дети – потенциальные пьяницы и алкоголики.
Просмотр эпизода развода из видеофильма “Белые росы”.
Учитель истории: Мы просмотрели эпизод из фильма, который недавно показывали по центральному телевидению. Фильм добрый, мудрый, в нем затрагиваются проблемы, которые волнуют человечество.
Ребята! – А главный герой – пьющий человек или нет?
- А почему он предлагает жене назвать в суде причиной развода – пьянство? (беседа по данному вопросу).
Учитель истории: Пьянство и алкоголизм – самые страшные враги семьи. Жизнь в семье, где хотя бы один взрослый пьет, превращается в сплошное мучение. Разведенных среди алкоголиков больше 50%.
Общеизвестен социальный вред пьянства. Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.
К сожалению, у некоторых подростков привычка употреблять спиртные напитки и таким образом проводить свободное время – нередкое явление. Собрались в турпоход, на танцы – прихватили с собой, выпили для веселья. Сделали им замечание – в ответ нецензурная брань.…В этих историях финал известен.
Массовое злоупотребление спиртными напитками объективно влечет за собой увеличение числа молодежи с признаками явной деградации; увеличивается число детей, которые страдают олигофренией (слабоумием).
В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом. В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками.
Магомед предписывал нарушившим закон 40 палочных ударов. Наши предки познакомились с греческими виноградными винами давно - в 907 г. при князе Олеге. Водка стала известна в России позже, в 1398г.
Ученик: Первоначально горячее вино и хмельные напитки продавались на Руси свободно, но поскольку излишнее употребление их оказалось причиной бедности и разорения многих семейств...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.09 | Просмотров: 2002

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340