Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Программа школьного дискуссионного клуба Литература и время. Разработки заседаний
Автор(ы): Столбова Наталья Борисовна, учитель русского языка; Корнеева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Модернизация системы образования предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса, направленного на расширение сфер самореализации обучающихся, формирование у школьников осмысленной культурной и гражданской позиции. Культурный уровень детей находится в связи не только с культурным уровнем семьи, но и с культурным уровнем школьной среды. Поэтому очень важно создавать в школе такие условия, в которых бы формировались, возникали и реализовывались культурные потребности школьников. Предметами, в процессе освоения которых происходит «возникновение» таких потребностей, в первую очередь являются русский язык и литература. Первой потребностью, способной сформировать культурный уровень, является потребность в самостоятельном чтении. Еще одна, очень важная потребность выстраивание диалогических отношений, на основании которых развиваются и совершенствуются коммуникативные способности обучающихся – требует активного социального вмешательства школы с целью формирования таких способностей и самой потребности в общении в культурном поле. «Введение» коммуникативных способностей школьников в сферу культуры невозможно без освоения ими понятия толерантности. Поэтому формирование навыков самостоятельного чтения, совершенствование диалогических отношений на основе толерантности являются одними из важных целей преподавания языка и литературы в школе. Эти цели реализуются не только при освоении школьниками стандарта образования, но и во внеклассной деятельности по предмету, значение которой в настоящее время, на наш взгляд, возрастает. Именно в процессе внеклассной работы выработанные у обучающихся компетенции стойко переходят в общую компетентность, способствуют формированию осмысленной культурной и гражданской позиции. Одной из форм внеклассной работы по литературе в этом направлении является клубная работа. Она позволяет дать школьникам свободу в выборе форм и тем деятельности и в то же время организовать руководство этой деятельностью в форме сотрудничества. Кроме того, такая форма отвечает требованиям возрастных особенностей старших школьников, на которых и ориентируются внеклассные занятия по предмету в этом направлении. Предлагаемая программа работы дискуссионного клуба «Литература и время» помогает реализовать заявленные выше цели во внеклассной работе по предмету, а также: - расширить сферы самореализации обучающихся, способствовать их социализации;
- помочь в определении культурной идентичности (самоидентификации);
- помочь в выстраивании диалогических отношений с социумом на основе толерантности.
В определении целей работы клуба авторы программы опирались на следующие основные понятия: «Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях,, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» (Немов Р.С. Психология: Уеб. для студ. высш. пед. уеб. заведений: В 3 кн., кн. 1 -М.: ВЛАДОС, 2001. ; стр. 336). «Культурная идентичность личности» – «...осознание себя в качестве носителя определенных культурных традиций, выступающего в отношении к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом.» (Дворникова Е.Н. ст. «Проблемы воспитания толерантной личности через формирование культурной идентичности» в сб. Толерантное сознание и формироание толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч-метод. ст. -М,:Изд-во Моковского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002; стр. 51); «Диалог» - (от греч. dialogos - беседа) – вид речи в форме разговора между непосредственно общающимися двумя или несколькими лицами, обусловленный данной конкретной обстановкой взаимного восприятия, воздействия друг на друга, связью с ранее выказанными участниками диалога мыслями и отличающийся преобладанием кратких предложений, использованием жестов и мимики, как правило, известной степенью неорганизованности, ненаправленности, наличием вопросительных предложений и частых повторов. (Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник - М.: Наука, 2000) «Диалогические отношения» – это понятие осмысливается авторами программы как понятие диалога в искусстве и одного из обязательных факторов толерантного сознания, реализуемого в сфере культуры и общения. В искусстве в основе художественного образа лежит древнейшая культурная активность человека, направленная на Другого: объятия, поцелуй, осенение. Такой эмоционально-чувственный контакт, имеющий символическое значение, очерчивает границы Другого и одновременно формирует образ себя. Этот элементарный язык культурной жестикуляции позволяет человеку осваивать и испытывать окружающий мир, получать взаимные, подтверждающие действия от Другого в общении. Тем самым через испытание и общение происходит воспитание, точнее, самовоспитание личности. «Важнейшие акты, конституирующие личность, определяются отношением к другому...Само бытие человека есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Быть - значит быть для другого и через него - для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе» (М.М. Бахтин. «Роман воспитания и его значение в истории реализма»). Понятия «культурный диалог», «диалог культур» авторы программы формулируют на основе взглядов и идей выдающихся ученых-философов и литературоведов М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана. Исходя из их взглядов, само понятие «культура» невозможно без идеи диалога. Ю.М. Лотман пишет: «...диалог - это смысловой генератор. Не только коммуникация, но и мышление диалогично по своей природе Поэтому любое сознание моделирует себе «другого», собеседника, включенного в систему понимания - непонимания, коммуникативного сотрудничества - борьбы. При этом такие семиотические механизмы, как искусство и - шире - культура, являясь смыслопорождающими генераторами, выполняют для социального тела функцию, аналогичную мозгу отдельной личности. ...Диалог есть сведение двух к одному и раздвоение единого... Игра своей и чужой точки зрения, установление относительных эквивалентностей между взаимно непереводимыми текстами...» По М.М. Бахтину, культура представляет собой постоянно развивающийся механизм, условием развития которого является диалог. Само человеческое бытие у М.М. Бахтина рассматривается как «со-бытие в мире с другим», то есть как диалог моего «Я» с Другим. Причем онтологическая природа Другого принципиально отличается от моего «Я». Но эта инаковость не мешает вступить в контакт и достичь взаимопонимания. Идеальная цель диалога - появление новой формы, чего-то не похожего ни на одного из его участников, но вобравшего в себя характерные и, возможно, лучшие качества и того, и другого. Гносеологический аспект отношений «Я-Другой» предполагает обретение Истины. Онтологический - объяснение причины мироздания, самого бытия. Характерно, что язык, культура и личность могут развиваться только в связке «Я-Другой». И понимание Другого в этой связке - суть толерантного сознания. Как видим, понятия «толерантность» и «толерантное сознание» тесно связаны с понятием «культурного диалога». «Толерантность» понимается как терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность, соответствующее понимание. Толерантность от латинского tolero - «нести, держать, терпеть какую-либо вещь» (отсюда библейское «нести свой крест»), причем подразумевалось, что для держания этой вещи человек должен прилагать определенные усилия: страдать, терпеть. Понятие оформилось в Европе в 17 веке, в эпоху религиозных войн между католиками и протестантами. В современной общественной науке термин «толерантность» трактуется в основном в английской версии перевода с латинского - «нести, держать, допускать». Авторы данной программы склонны трактовать термин «толерантность» в латинском варианте, так как он ближе русской культурной традиции. В научной литературе дается такое определение: «Толерантность – уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения». Говоря о понятии «толерантные отношения», авторы программы опираются на критерии толерантности и, принятые в научной литературе (даются по материалам сборника «Толерантное сознание и формирование толерантных отношений» - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 г.). Критерии толерантности (актуальные для данной программы): - взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам;
- равные возможности для участия в общественной жизни всех членов общества;
- гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- реальная возможность следовать традициям для всех культур, представленных данном обществе;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий (кроме тоталитарных сект);
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
- отказ от негативных стереотипов в области межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности – интолерантности (нетерпимости). Основные формы проявления нетерпимости: - оскорбление, насмешки, пренебрежение;
- предрассудки;
- этноцентризм;
- поиск врага;
- дискриминация по признаку пола и других различий;
- расизм, национализм, фашизм.
В связи с определением основных форм нетерпимости толерантность понимается как чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающим с собственными. Однако проблема заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить степень толерантности и не утратить при этом индивидуальности. Для этого существует понятие «границ толерантности». Это понятие носит субъективный характер для каждой личности и зависит от уровня культуры личности, ее способности на «культурный диалог». Таким образом, становится очевидной прямая взаимосвязь между «толерантностью» и «культурной идентичностью», которая позволит сохранит личности индивидуальность и в то же время взаимодействовать с другой личностью в рамках диалога. Воспитание в духе толерантности не огранивается усвоением содержания понятия. Оно состоит в том, чтобы обучить школьников способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека. Данный понятийный аппарат в полной мере описывает те основы, на которых строится взаимодействие между обучающимися и преподавателями в процессе прохождения предлагаемой программы. Реализация ее предусматривает решение следующих задач. - Формировать и развивать читательские интересы.
- Учить выявлять идейную и художественную ценность литературного произведения через обсуждение, дискуссию.
- Учить вести диалог, дискуссию, полемику.
- Формировать понятие культурной идентичности, способствовать формированию креативности.
- Развивать речь, воспитывать бережное отношение к языку.
- Формировать понятие толерантного и интолерантного поведения в связи с нравственной позицией человека.
- Внедрять информационные технологии в воспитательный и образовательный процесс.
Названные задачи реализуются в процессе рассмотрения материала художественных произведений русской и зарубежной литературы (от античности до современной литературы). При анализе идейного содержания произведений, фактов биографии писателей, их мировоззрения, рассмотрении особенностей литературного процесса и его эпохи возможна формулировка проблем, разрешение которых школьниками в процессе дискуссии способно влиять на формирование их ценностных ориентации. Организация таких дискуссий и обучение их ведению - задача педагогов, которую они должны разрешить, опираясь на приемы сотрудничества с обучающимися. Прохождение программы предполагает следующую систему работы. - Программа рассчитана на 2 года работы (9-10 или 10-11 класс) по 68 (70) часов.
- В первый год прохождения программы темы дискуссий предлагаются в основном руководителями клуба. В дальнейшем темы определяются на специальных, «планирующих» занятиях всеми членами клуба. По форме это может быть «круглый стол», «презентация» и т. д.
- Подготовка дискуссии ведется с использованием приемов проектной деятельности. Формируются временные творческие группы на основе личных интересов школьников. В группах проходит обсуждение сценария заседания, подбираются и редактируются материалы, музыка, репетируются инсценировки, планируется реклама клубного проекта и т. д. Дискуссионные вопросы готовятся как руководителями клуба, так и участниками и не разглашаются до заседания. Непосредственно перед заседанием возможно проведение социологических опросов, мини-сочинений по теме дискуссии. Обобщенные результаты опросов, интересные выдержки из сочинений оглашаются на заседании клуба.
- Планируются также занятия, где члены клуба обучаются выразительному чтению, приемам ораторской и сценической речи, обучаются ведению дискуссии.
- На заседание клуба приглашаются все желающие старшеклассники, а также учителя. Желательно приглашение гостей: преподавателей вузов (филологические специальности), писателей, журналистов, деятелей культуры, артистов, общественных деятелей
- После каждого заседания обязательно занятие, где будет проведена рефлексия по поводу прошедшего мероприятия, как групповая, так и индивидуальная. Материалы этого занятия включаются в проект заседания. Причем материалы эти могут носить и творческий (литературный) характер.
- Заседание проводится раз в два месяца (или чаще, в зависимости от активности ребят). Материалы заседаний по итогам года могут составить творческий сборник клуба.
- В подготовке заседаний могут быть активно использованы компьютерные технологии для создания презентаций творчества писателей, для представления экранизаций, для создания собственных творческих проектов на литературные темы.
В результате прохождения программы предполагается получить: - Сборник сценариев заседаний клуба и подборку их тематики.
- Инструментарий для социологических опросов и тематику сочинений по темам дискуссий.
- Сборник творческих работ учащихся (рефлексия после заседаний клуба).
- Сборник компьютерных материалов для заседаний клуба и личных творческих наработок участников на цифровых носителях, а также видео и фотоматериалы. Анализ данного продукта позволит сделать выводы об уровнях сформированности навыков толерантного поведения, креативности, культурной самоидентификации, а также поможет подготовить инструментарий для их отслеживания.
Предлагается календарно-тематическое планирование 1-го года занятий (см. Приложение), где темы дискуссий предлагают руководители. По этой форме может быть спланирован и второй год прохождения программы, после обсуждения тематики заседаний с членами клуба. Сценарии заседаний дискуссионного клуба Заседание дискуссионного клуба «Литература и время» Под музыку из кинофильма «Шерлок Холмс» на сцену выходят джентльмены белых шарфах и выстраиваются в шеренгу лицом к залу. На мультимедиа высвечивается надпись: «Немногим избранным понятен язык поэтов и богов» Е. Баратынский. Один из джентльменов спрашивает: Кому это понятен язык поэтов и богов? Другой отвечает: Членам дискуссионного клуба «Любители словесности», сэр. - Кто же является членом этого клуба? Джентльмены начинают представляться: Лорд Байрон (при этом говорящий надевает соответствующую образу деталь костюма и с достоинством делает поклон головой). Бернард Шоу, сэр (зонтик). - Михаил Юрьевич Лермонтов. - Достоевский Федор Михайлович. Пушкин! Александр Сергеевич. Пушкин! (приподнято). - Граф Толстой, Лев Николаевич. Далее джентльмены снимают элементы костюмов и в обратном порядке представляются: А так же: Репин Юрий, Ердяков Александр и т.д. Интересующийся джентльмен задает следующий вопрос: И какие же проблемы решают многоуважаемые члены клуба? По очереди звучат ответы: - Что делать? - Кто виноват? - Что делать? - Быть и, не быть? - Вот в чем вопрос? - Что такое любовь? - В чем смысл жизни? - А дамы в клубе есть? - интересуется любознательный господин. Джентльмены отвечают хором с большим воодушевлением: А как же! Это шефы - учредители клуба Корнеева Марина Александровна и Столбова Наталья Борисовна! А так же у каждого члена нашего клуба есть своя муза. Под звуки классической музыки выбегают музы с изящными крылышками, встают рядом с джентльменами, которые приветствуют своих муз. Между музами и джентльменами происходят короткие диалоги. - Кто вы такая? Откуда вы? Ах, я смешной человек, просто вы дверь перепутали, улицу, город и век... - Я вел себя как дурак. - Как герой!!! - Ах, это одно и то же! Муза: «..не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с честью и умом.» А. Пушкин: А все общественное мненье, пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир. Обращаясь к залу: Вы осуждаете моего героя? Но ведь «мы все глядим Наполеоны, двуногих тварей миллионы...» Ф.М. Достоевский в образе Раскольникова: Я же имею право на преступление! Я его искуплю множеством добрых дел. Муза: А как ты будешь жить дальше, после того, как будешь скользить в липкой крови? Голос совести не позволит тебе стать закоренелым преступником. И слава Богу. Муза: Л.Н. - Толстому: Пахать; подано, ваша светлость! Далее музы и джентльмены встают парами и под звуки вальса делают круг, после чего музы убегают, а джентльмены встают друг против друга и, скрещивая противоположные руки как некий символ противоборства. Спрашивающий джентльмен восклицает: Дискуссии! Споры! Дуэли! Мне это подходит. К барьеру! Раздается голос учителя: «Господа, не горячитесь, заседание клуба назначено на сегодня. Прошу занять свои места за столом » Часть вторая Итак, заседание начинается. Джентльмены садятся за столы, покрытые зеленым сукном, на которых находятся раритетные вещи. (Например: подсвечник, чернильница с гусиным пером, фолианты в кожаных переплетах) За столом происходит разговор: - А что вы думаете, Александр Сергеевич, вас читают сегодня? Понимают? Любят? - А Вас, уважаемый лорд Байрон? А Вас? - спрашивают члены клуба друг у друга. Председатель: То есть, другими словами, тема нашего заседания: «Современна ли классика?» Реплика из зала: «И вообще: зачем нужна литература?» Председатель: Желающие принять участие в дискуссии займите отдельный столик. Получилось три группы дискутирующих. Председатель: Сейчас вниманию «экспертов», гостей, которые могут принять участие в обсуждении будут представлены отрывки из известных литературных произведений, относящихся к разным эпохам, литературным направлениям, но объединенных общим признаком - классические, то есть вечные. Попробуем увидеть в них, вечных, актуальное. Часть третья Разыгрываются инсценировки и представляются отрывки из экранизаций. Ж. Б. Мольер «Тартюф». Сцена разоблачения Тартюфа. Вопросы после просмотра для обсуждения. «Война и мир» (экранизация). Сцена прощания отца и сына Болконских. Вопросы для обсуждения. Ф. Стендаль. « Красное и черное». Инсценировка первого объяснения Жюльена Сореля и графини де Ла-Моль (написана чл...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2251
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|