Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Мы вместе: психолог, классные руководители и родители
Автор(ы): Колосова Светлана Юрьевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Каждый психолог, работая в образовательном учреждении, сотрудничает с классными руководителями. Это сотрудничество может складываться по-разному. Одной из форм психологического сопровождения классных руководителей 1-11 классов является выход специалиста в течение учебного года на совещания классных руководителей с целью методического обеспечения психологическими техниками, информирования о результатах проводимой работы (диагностике, классных часах, работе с группами детей по решению конфликтных ситуаций и т.д.). В результате все классные руководители получили созданную психологами папку «В помощь классному руководителю от педагога-психолога». Особенностью ее содержания является то, что материалы, представленные в ней, универсальны, так как могут использоваться как на родительских собраниях, так и в индивидуальной, групповой работе с учащимися. Папка пополнялась различными методиками на каждом совещании классных руководителей, причем сразу на практике отрабатывалось их использование. Далее представлен примерный перечень содержимого папки: - притчи, сказки, метафоры;
- упражнения на групповое сплочение, умение общаться и т.д.;
- популярные психологические тесты («Какой вы родитель», «Умеете ли вы договариваться» и т.д.);
- методика «Продолжи предложение» («Я радуюсь, когда мой ребенок…»; «Школа для меня – это…» и т.д.»);
- цитаты («Верить в человека и любоваться ростом его духа - это лучшее, что дает нам жизнь» М.Горький);
- таблица возрастных особенностей учащихся 1-11 классов (для учета возрастных норм, особенностей при планировании воспитательной работы и подхода к учащимся);
- список тематики родительских собраний, праздников и т.д. («Отцы» и «Дети» в меняющемся мире», «Семейная геральдика» и т.д.);
- схема подготовки родительского собрания, правила поведения классного руководителя, секреты успешности, формы работы с родителями;
- схема написания педагогической характеристики учащегося и т.д.
Для получения обратной связи от классных руководителей по применению предложенных методик и анализа проведенной работы психолог предлагает им заполнить карту обратной связи, которая представлена ниже: «Уважаемый классный руководитель! Педагогом – психологом создана папка в помощь классному руководителю. С января по ноябрь 2008 года мы обеспечивали вас материалами для работы с детьми, родителями. Вам были предложены следующие материалы: - психотехнические упражнения;
- анкеты;
- сказки;
- формы проведения родительских собраний;
- возрастные особенности (таблица);
- теоретический материал по работе с отдельными категориями детей и т. д.
Я рада, если смогла помочь вам, и вы использовали эти материалы в вашей деятельности . 1.Прошу вас заполнить следующую таблицу: № | Психологический материал | Где использован вами | | | | | | | Напишите ниже, какой еще материал (тема, форма и т. д.) необходим вам для использования в вашей работе классного руководителя. Классный руководитель ________ класса. Спасибо». Проанализировав результаты опроса, психолог получает возможность узнать о целесообразности такого сопровождения классных руководителей и простроить работу с теми из них, кто в поддержке еще нуждается (ответы на второй вопрос). Это только одно из направлений деятельности психолога , и оно приносит свои плоды, позволяет осуществлять непосредственное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Решение школьных проблем детей невозможно, на мой взгляд, без просвещения и поддержки родителей - значимой части работы педагога-психолога. Поэтому столь важно находить такие приемы воздействия на родительскую аудиторию, которые бы не вызывали нежелания приходить на родительские собрания. Это может быть достигнуто и использованием «живого материала» – ребячьих цитат, размышлений, суждений на заданные темы. Ведь именно такие откровения - уникальная возможность заглянуть в тайные уголки детских душ. Только в них – настоящая, противоречивая, полная неожиданностей и откровений жизнь подростков, не вычитанная в учебниках по психологии и педагогике, не придуманная для «разбора ситуаций». Далее приводятся примеры некоторых материалов родительских собраний, проведенных психологом. На каждом из них использовались материалы из методики «Продолжи предложение» Родительское собрание во 2 классе «Личностные особенности и учебная деятельность второклассников». На собрании использован приведенный ниже опросник с примерами высказываний второклассников: - Какими словами встречают тебя из школы твои родные?
- Кто тебе помогает при выполнении домашних заданий?
- Кто бы ты хотел, чтобы помогал?
- Почему ты ходишь в школу? Примерные высказывания детей:
«Чтобы узнавать новую информацию; чтобы быть умней; потому что я хочу; потому что учителя добрые; там интересные уроки; не стану тупым; чтобы все знать; за знанием, буду умной, как папа, мама и сестра; получать знания; я не хочу работать - вытирать полы; учиться; научиться считать, получать знания; потому что много друзей; получить образование». - Кому ты рассказываешь, когда получишь хорошую оценку?
- Кому ты рассказываешь, когда получишь плохую оценку?
- Назови любимый школьный предмет.
- Продолжи предложение «Семья – это…»
Примерные высказывания детей: «Семья – это счастье; родные и близкие, братья и сестры, папа и мама; счастье и мир; моя родня; родные; родные люди; родные и близкие люди;; папа, мама, я, и чтобы в семье было хорошо; родные папа и мама; это любовь; мама, папа, Глеб; радость и счастье, а это путь к маме, папе и родным; родные и друзья; родные папа, мама и сестра; это счастье и любовь». Анализ полученных ответов по каждому вопросу используется психологом на родительском собрании как иллюстрация к информации о особенностях возраста, аспектах воспитания в семье и учебной деятельности второклассников. Зачастую представления родителей о своих детях, их способностях, размышлениях о жизни может не совпадать с детскими. Поэтому открытием для родителей могут стать сравнение их ответов и ответов детей на одни и те же вопросы. Психолог предлагает родителям ответить на те же вопросы, которые были предложены детям. Анализируя полученные результаты, взрослые зачастую обнаруживают значительные несовпадения с детскими высказываниями. Это позволяет по-иному взглянуть на свои методы воспитания, что-то пересмотреть, в чем-то утвердиться, обозначить проблемы и наметить пути их решения. Родительское собрание в 6 классе «Наш беспокойный подросток» Родителям предлагаются листовки с высказываниями их детей, причем, записываются дословные подростковые цитаты: Ребята давали определение слову «подросток». Вот что получилось в итоге. Подросток - это... « это самолюбивый, жадный человек, у него ломается характер; это человек не маленький и не большой и учащийся в школе или в институте; это ребенок, учащийся в 6-9 классе; это человек, который имеет уже чуть больше прав и учащийся в школе; Это человек, который обладает большими правами и обязанностями, чем ребенок; Это ребенок, который учится в школе и не достиг 18 лет; это ребенок, который учится в школе; это ребенок, достигший определенного возраста; это человек, который взрослеет, узнает что-то новое; это человек, которому 12-16 лет; это человек, не достигший 18 лет; это человек, который постепенно становится мужчиной и т.д.» На родительском собрании родителям тоже предлагалось дать определение этому слову, а затем все их определения зачитывались. Оказалось, что подростки наиболее точны и чутки в обозначении смысла слова. Они смогли обозначить наболевшие проблемы подросткового периода, высказать пожелания, дать совет, поддержать взрослых. А вот пример размышлений подростков 6 класса, которые позволили напечатать свои сокровенные мысли в листовках для своих родителей. Каждый родитель мог прочитать размышления одноклассников своего ребенка: «Эти строки выписаны из каждой работы ребят 6 «-» класса. Жаль, но 3 человека не стали ничего писать. Наверное, у них на то были свои причины. Прочтите, прислушайтесь, ведь они, наши дети, порой бывают так мудры… «Взрослые, я хочу вам сказать… … хочу, чтобы вы были счастливы в вашей жизни. …вы не всегда правы, дети тоже бывают правы. …не н...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.12.16 | Просмотров: 2200
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|