Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (история + химия) по теме Россия в Первой мировой войне 1914–1918 гг. - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Интегрированный урок (история + химия) по теме Россия в Первой мировой войне 1914–1918 гг.


Автор(ы): Наговицина Светлана Юрьевна, учитель истории; Дворянинова Людмила Александровна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основные идеи:
  • способствует созданию целостного мировоззрения;
  • связь предметов друг с другом;
  • углубленное изучение предметов;
  • активное участие учащихся в создании урока;
  • воспитание самостоятельности, формирование у учащихся экономического сознания, пробуждать вопросы нравственного патриотического порядка;
  • формирование навыков выполнения лабораторной работы.
Пути реализации:
  • расширение и систематизация знаний (фактов, понятий, законов, идей) из ряда учебных материалов и дополнительных;
  • использование материалов, предметов химии в качестве источника знаний для истории и наоборот;
  • творческое домашнее задание.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок-размышление.
Результативность:
  • высокая активность учащихся на уроке формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая;
  • умение применять полученные знания на уроках и в жизни;
  • умение работать самостоятельно.
Оборудование: карта, портреты, лабораторное химическое оборудование, атласы, таблицы, документ письмо прапорщика-артиллериста.
Оформление доски: основные понятия: Антанта, Тройственный союз, блицкриг, сепаративный договор, позиционная война, подводная война, оружие массового поражения, мобилизация.
Основные даты:
1907 г. – в Петербурге подписано соглашение между Англией и Россией, оформление блока Антанты.
1 августа 1914 г. – объявление Германией войны России. Начало первой мировой войны.
3 августа – назначение великого князя Николая Николаевича Главнокомандующим русской армии.
6 августа – объявление Австро-Венгрией войны России.
26 августа 1915 г. – принятие Николаем II обязанностей Верховного главнокомандующего.
22 мая – 31 июля – наступление русских войск (Брусиловский прорыв).
3 марта 1918 г. – подписание Брестского мирного договора.
Эпиграф: Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин и женщин, но только с одних взымает кровь, с других – слезы. У. Теккерей.
Вступительное слово.
Учитель истории: В 2004 г. к 90-й годовщине начала I Мировой войны в Москве был открыт первый мемориальный комплекс в память о ее героях. Он открыт на месте Братского кладбища, где были захоронены воины России, Сербии, Чехии, Словакии, Стран Антанты, военнопленные Германии и Австро-Венгрии. Всего 17,5 тысяч человек. Общее количество погибших на фронтах первой мировой войны насчитывает свыше 10 млн. человек. И каждая последующая война несет большее количество погибших, все изощреннее становятся боевые действия, боевая техника и оружие более устрашающим. Военные действия происходили на суше, на воде, в воздухе и под водой. Для этого были созданы новые виды вооружения: самолеты бомбардировщики, танки, подлодки, бронеавтомобили, эсминцы, крейсеры, пулеметы, винтовки, обмундирование защитного цвета. Впервые немецкие войска использовали химическое оружие (хлор) – оружие массового уничтожения.
Николай II и его окружение не осенило прозрение, мышление их оказалось безнадежно отравленным военным дурманом. Вместо того, чтобы, получив жестокий урок, решительно взять курс на уклонение от всяких воин, царь и правительство не мыслили внешней политики иначе, как в виде присоединения к той или иной коалиции великих держав.
Работа с понятиями и основными датами (работа с учащимися).
Могла ли Россия не вступать в Мировую войну, принесшую ей гибель?
Выясняем, каковы причины, повод, характер войны и общий ход военных действий со стороны России. Предлагается самостоятельная работа учащихся в группах на основе изученного уже материала в 9-м классе, учебника 11-го класса и документов “из письма прапорщика-артиллериста”. Целесообразно разделить вопросы по группам. После изучения, группы представляют свои ответы классу в контексте разрабатываемых вопросов. Вопросы обсуждаются со всем классом по завершению групповой работы:
Ученики: вопросы группы:
  1. Назовите главные причины и цели участия России в войне, а также повод к ее началу. Укажите военно-политические блоки, участвовавшие в войне.
  2. Охарактеризуйте готовность России к войне. Прилагается таблица. Планы воюющих сторон.
  3. Прокомментируйте краткие ежегодные итоги военных действий русской армии на фронте (работа с картой) Брусиловский прорыв – в чем его успех.
  4. Укажите причины неудач российской армии.
После того как группы обсудят свои вопросы, учитель делает вывод. Российское правительство, как и другие воюющие страны, рассчитывали на быстротечную войну, но она затягивалась. Военные запасы были сделаны на трехмесячную компанию. Уже в конце 1914 г. многие части испытывали недостаток патронов и снарядов. В мае 1915 г. половина Российской армии вышла из строя 150 тыс. убитых, около 700 тыс. раненых, 900 тыс. пленных. Немецкое руководство использованием химического оружия (отравляющий газ – хлор), пытались решить ход войны.
Учитель химии: Хлор – обладает резким неприятным запахом, не радующим глаз желто-зеленым цветом. Вдыхание этого газа даже в не больших количествах вызывает сильное раздражение дыхательных путей и воспаление слизистых оболочек, более значительные количества хлора могут вызвать тяжелое отравление. Военные химики появились в русской армии еще в период первой мировой войны. С лета 1916 года в дивизиях ввели нештатных заведующих противогазовой обороной, а в полках – команды для химического и метеорологического наблюдения, оповещения о газовых атаках немцев, а также для обучения личного состава войск пользованию простейшими средствами защиты – тканевой повязкой и угольным противогазом Зелинского.
Учитель истории: Химическое оружие не дало выхода из позиционного тупика. 13 ноября 1918 г. – дата образования войск радиационных, химических и биологической защиты (РХБ).
Сообщение ученика: Во время войны помощь раненым и семьям призванных на войну, погибших или изувеченных, поддержка и помощь военнопленным – вот чему отдавались душевные силы и время русских императриц, великих княгинь и великих княжон. Для них это были не только долг и обязанность, естественно полагаемые общественным и государственным положением, но велением сердца, внутренняя нравственная потребность служения ближнему, любовь и милосердие к страждущим. С первых же дней объявления войны все находившиеся в России женщины Дома Романовых принялись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для изувеченных воинов, помощь семьям солдат. Уже к декабрю 1914 года в Москве было открыто 800 лазаретов. Вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве, Тифлисе, 2 военно-санитарных поезда на 100 и 400 человек, 5 лазаретов, перевязочно-питательный отряд, санатории в Крыму для выздоравливающих офицеров, открытие склада в Аничковом дворце, где она жила отправили на фронт на сумму за год 1246567 руб. 55 копеек.
Но блестящие светские дамы не ограничивались попечительством и ассигнованием денег. Они работали. Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы ухода за ранеными. Простыми сестрами милосердия они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете – на операциях подавали инструменты, делали перевязки, ухаживали за ранеными, работали на складе.
Императрица Александра Федоровна сообщала мужу, что работа в лазарете для нее утешение. Она писала о перевязках, которые делала, состоянии подопечных раненых, о смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить. “Я подавила свои слезы, поспешила уехать в лазарет и усердно проработала там в течение двух часов. Были тяжело раненые. В первый раз побрила солдату ногу возле и кругом раны – я сегодня все время работала одна, без сестры и врача, одна только княжна <хирург лазарета княжна В.И. Гедройц> подходила к каждому солдату, смотрела, что с ним. Я у нее справлялась, правильно ли то, что я намеревалась делать… И вообще сколько горя кругом! Слава Богу за то, что мы, по крайней мере, имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов, и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!”
О младшей сестре Николая II великой княгине Ольге Александровне много лет спустя великий князь Александр Михайлович писал так: “… самые заклятые враги династии не могли сказать ничего кроме самого хорошего, о ее бескорыстной работе по уходу за ранеными. Женщины с душевными качествами великой княгини Ольги представляют собой редкое явление. Всегда одетая как простая сестра милосердия и разделяя с другой сестрой скромную комнату, она начинала свой рабочий день в 7 часов утра и часто не ложилась всю ночь подряд, когда надо было перевязать вновь прибывших раненых. Иногда и солдаты отказывались верить, что сестра, которая так нежно и терпеливо за ними ухаживала, была родною сестрою Государя и дочерью императора Александра III”.
Летом 1915 г. в Петрограде, в Зимнем Дворце – открыт лазарет имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, рассчитан на 1000 раненых, обслуживали 180 санитаров, 60 сестер милосердия и 10 врачей.
В Лондоне, в пользу русского Красного Креста были организованы 2 концерта, аукцион кукол, одетых в русские национальные костюмы. Вырученная тысяча фунтов стерлингов была передана Российскому Обществу Красного Креста.
В Петроградском госпитале – Великая княгиня Мария Павловна, старшей сестрой милосердия работала супруга члена Государственного совета Денисова.
В Николаевском морском госпитале Бубнова – дочь морского министра.
На западном фронте – Александра Ивановна Охочинская – дочь Председателя Совета Министров Горемыкина.
Санитарные поезда организовала графиня Екатерина Николаевна Игнатьева, родная сестра министра народного просвещения – стаж более 20 лет.
В марте 1915 года на передовых позициях Западного фронта начал работать первый пробный поезд-баня. Все пользовались от солдата до офицера получали белье, а свое оставляли для стирки и починки.
Поезда-бани были снабжены оборудованием для машинной стирки, сушки, глажения белья, в специальных вагонах, в сутки – 1500 человек могли пользоваться.
Питательные передвижные пункты – за считанные часы на открытом воздухе разбивались просторные палатки, складывались печи и кипятильники, устанавливались длинные столы с приборами. (Питательно-ласкательные пункты). Стол накрывался полотняной скатертью, обязательными были закуски – ветчина, сыр, консервы, яйца, молоко, белый хлеб; к чаю – варенье, пряники, конфеты, пастила. Письменные принадлежности.
Красный Крест во главе с Марией Васильевной Шелапутиной получил Георгиевскую медаль. Летом 1915 года по Волге начал курсировать первый специализированный госпиталь – санаторий на базе переоборудованного парохода “Великая княгиня Ксения”. Лечение офицеров низших чинов в первую очередь, пораженных отравляющими веществами. На Москве реке, Оке, Волге – баржа “Славянин” – пострадавшие от удушливых газов.
Освобождение российских пленных комитет по обмену и эвакуации военно-пленных, воинов, инвалидов – Созонова – жена министра иностранно-справочного отдела о раненых и больных делала в сутки по 500 запросов.
Дочь Льва Николаевича Толстого – Александра Львовна Толстая – сестра милосердия испытала отравляющие газы и получила медаль III степени за мужество. Первая награда введена – медаль на Аннинской ленте с надписью “За усердие”.
Сообщение ученика: “История открытия витаминов”.
Хотя термин “витамины” появился в начале XX века, задолго до этого уже были свидетельства, что организму требуются кроме жиров, белков и углеводов еще и другие какие-то вещества. Например, среди моряков часто встречалась болезнь, названная цингой, которая проявлялась в кровотечении десен и легкой ранимости кожных покровов. В XIV веке люди поняли, что цинга связана с плохим питанием. После 1753 г. путешественники научились бороться с этой болезнью, употребляя в пищу цитрусовые. Теперь мы знаем, что цинга вызвана недостатком в пище витамина С, которого много в цитрусовых. К настоящему времени известно больше десятка витаминов, существование которых доказано химическим синтезом с последующим испытанием на животных.
Учитель химии: Военные трудности способствуют появления авитаминоза солдат, особенно военнопленных, поэтому питание имело огромное значение не только для состояния, но и жизни. Витамины повлияли на состояние здоровья солдат. Витамины можно разделить на жиро– и водорастворимые. К жирорастворимым относятся витамин А (ретинол), витамин D3 (холекальциферол), витамин Е (альфа-токоферол) и витамин К (менахинон). В кровь они попадают вместе с жирами из пищи через стенки кишечника. Эти жирорастворимые витамины могут накапливаться в жировых тканях, и поэтому ежедневное их поступление в организм не обязательно, тем более что в больших дозах они могут быть ядовиты.
Водорастворимые витамины – это восемь витаминов группы В и витамин С (аскорбиновая кислота). В организме они не накапливаются и должны поступать в него с пищей каждый день. при кулинарной обработке они могут разрушаться. К витаминам группы В относятся витамин В1 (тиамин), витамин В2 (рибофлавин), ниацин, витамин В6 (пиридоксин), витамин В12 (цианкобаламин), фолиевая кислота, пантотеновая кислота и биотин. Функции этих витаминов в организме связаны главным образом с получением энергии из продуктов питания. Все они – кофакторы, т.е. небольшие небелковые молекулы, помогающие ферментам выполнять свои функции.
Самостоятельная работа заполнение таблицы:
Витамины Главные источники Основные функции Симптомы недостаточности
Водорастворимые


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.18 | Просмотров: 1810

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340