Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Программа элективного курса Анализ литературного произведения для учащихся 9–11-х классов
Автор(ы): Толубаева Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Вслед за А.Г. Кутузовым под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. В соответствии с этим выдвигается задача формирования читателя, способного к восприятию художественного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Программа ставит своей задачей: а) осмысление литературы как особой формы освоения культурных традиций; б) формирование основных теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения; в) формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства. Программа предназначена для учащихся старших классов и рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Основными формами обучения являются лекции и уроки-практикумы. Помимо традиционных форм урока возможно использование семинаров, проектов, тестирования, проведение уроков-конкурсов, уроков-викторин. Выбор произведений для анализа зависит от программы, возраста учащихся, уровня подготовленности класса и желания учителя. В программе дан примерный перечень произведений. В процессе обучения оценки учащимся не выставляются, так как результатом обучения является умение анализировать художественные, произведения на уроках литературы. В конце года проводится защита проектов и рефератов (индивидуальных и групповых) по темам спецкурса. УМЕНИЯ И НАВЫКИ - Владение техникой осмысленного чтения.
- Владение умениями выразительного чтения.
- Восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства.
- Умение определять особенности художественного мира, сходство и различие с миром реальным.
- Умение давать эстетическую оценку произведению, интерпретировать в контексте художественной культуры и традиций.
- Умение самостоятельно анализировать художественное произведение.
- Владение культурой монологической и диалогической речи.
- Владение культурой устной и письменной речи.
- Умение выполнять элементарные исследовательские работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Предмет и задачи курса Художественное произведение и его свойства Литературное произведение как явление искусства. “Слово о мире”. Функции художественного произведения Познавательная, оценочная, воспитательная, эстетическая, самовыражения. Определение функций произведений. А. С. Пушкин “Повести Белкина”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, А. П. Чехов “Студент”, А.И. Куприн “Дознание”, “Анафема”, “Искусство” и др. (по выбору учителя и учащихся). Художественная реальность и художественная условность Первичная (жизненная) и вторичная (художественная) реальность; иллюзия реальности, наивнореалистический подход к изучению произведения. А.С. Грибоедов “Горе от ума”, М.Ю.Лермонтов “Мцыри”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, И.Бабель “Конармия”, М.А.Шолохов “Тихий Дон”, М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Категория автора Автор реально-биографический и автор как литературоведческая категория; автор-повествователь, лирический герой, образ автора. А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, Н.Г. Чернышевский “Что делать?”, А. П. Чехов “Маленькая трилогия”, А.И. Куприн “Гоголь- моголь” и др. Содержание и форма Содержание как духовное начало, форма как материальное воплощение, функции формы (выражение содержания и воздействия) А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, “Часовня”. Тематика произведения и её анализ Тема как объект художественного отражения, связующее звено между первичной и вторичной реальностью. Объект отражения и объект изображения. Темы конкретно-исторические и вечные. Тематика как совокупность темы А.С. Грибоедов “Горе от ума”, А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, А.П. Чехов “Студент”, А.И. Куприн “Дознание”, “Анафема”, “Искусство” (по выбору учителя и учащихся). Анализ проблематики Проблематика как область осмысления писателем отраженной реальности: мифологическая, национальная, социокультурная, романная (авантюрная и идейно-нравственная), философская проблематики. М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, А.П. Чехов “Студент”, М. Горький “На дне”. Идейный мир Идейный мир как область художественных решений, выявления авторских позиций. Авторская оценка и авторский идеал, идея и нравственные уроки произведения. А.С. Грибоедов “Горе от ума”, А.П. Чехов “Вишневый сад, А.П. Чехов “Студент”, М. Горький “На дне”. Пафос Пафос как ведущий тон произведения. Этико-драматический пафос, пафос романтики, трагизма, сентиментальности, юмора, сатиры, инвективы (некомической сатиры), иронии. “Слово о полку Игореве” , М.Ю. Лермонтов “Мцыри”,“Прощай, немытая Россия”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, Н.А. Островский “Гроза”, Ф.М. Достоевский “Бедные люди”, М. Горький “Старуха Изергиль”, В.А Пьецух “Туда и обратно”. Изображенный мир, художественная деталь. Художественная деталь как мельчайшая изобразительная и выразительная подробность. Детали внешние и психологические. Детали-подробности, детали-символы. Роль художественных деталей в тексте. Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, “Видение”, В.А Пьецух “Туда и обратно”. Портрет Изображающая и оценочная функции. Обобщенно-абстрактная характеристика и индивидуализация. Портрет-описание, портрет- сравнение, портрет-впечатление. Психологический портрет. М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, И.А. Гончаров “Обломов”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, В.Ф. Тендряков “Пара гнедых”, М.А. Шолохов “Поднятая целина”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”. Пейзаж Функции пейзажа (обозначение места действия, раскрытие характера героя, психологическая - раскрытие внутреннего мира героя). Пейзаж как действующее лицо произведения. Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”, М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.C. Тургенев “Отцы и дети”, А.И.Гончаров “Обломов”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, В.Ф. Тендряков “Пара гнедых”, М.А. Шолохов “Поднятая целина”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А Пьецух “Туда и обратно”. Мир вещей Функции вещных деталей: аксессуарная вещная деталь, способ характеристики героя, его изменения. Передача психологического состояния персонажа, выражение авторского отношения. Избыточная деталь у Гоголя. Н.В. Гоголь “Мертвые души”, А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А Пьецух “Туда и обратно”. Психологизм Психологизм как особое художественное качество. Формы психологизма. Прямая и косвенная формы. Суммарно – обозначающая. Основные приемы психологизма. Повествование от 1 лица, от 3 лица. Психологический анализ и самоанализ. Внутренний монолог. М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А Пьецух “Туда и обратно”. Формы художественной условности Жизнеподобие и фантастика. Функции фантастики: доведение до логического предела, прогностическая, выражение разных оттенков комического, развлекательная. Формы и приемы фантастики. И.А. Гончаров “Обломов”, Н.Г. Чернышевский “Что делать?”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Салтыков-Щедрин “Сказки”, “История одного города”, Е.И. Замятин “Мы”, М.А. Булгаков “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”, А. Платонов “Котлован”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, “Изба”, В.А Пьецух “Туда и обратно”. Художественное пространство и художественное время Свойства хронотопа: свобода обращения, дискретность (прерывистость). Зависимость условности от рода литературы. Максимальная условность в лирических произведениях. Условность драматического и эпического хронотопов. Абстрактное и конкретное время и пространство. Формы конкретизации художественного времени: привязка к реальным историческим ориентирам, точное определение циклических временных координат. Сложность отношений между реальным и художественным временем. Особенности хронотопа художественного произведения А.С.Пушкин “Я вас любил...”, М.Ю.Лермонтов “Бородино”, “Парус” ,“ И скучно и грустно”, “Выхожу один я на дорогу”, Н.В. Гоголъ “Мертвые души”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, И.А. Гончаров “Обломов”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.H. Толстой “Война и мир”, А.П. Чехов “Студент”, “Вишневый сад”, Е.И. Замятин “Мы”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, А.А .Ахматова “Я научилась просто, мудро жить”, М.А. Булгаков “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”, А. Платонов “Котлован”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2131
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|