Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Анализ литературного произведения для учащихся 9–11-х классов - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Программа элективного курса Анализ литературного произведения для учащихся 9–11-х классов


Автор(ы): Толубаева Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Вслед за А.Г. Кутузовым под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. В соответствии с этим выдвигается задача формирования читателя, способного к восприятию художественного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Программа ставит своей задачей:
а) осмысление литературы как особой формы освоения культурных традиций;
б) формирование основных теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения;
в) формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства.
Программа предназначена для учащихся старших классов и рассчитана на 34 часа (1час в неделю).
Основными формами обучения являются лекции и уроки-практикумы. Помимо традиционных форм урока возможно использование семинаров, проектов, тестирования, проведение уроков-конкурсов, уроков-викторин.
Выбор произведений для анализа зависит от программы, возраста учащихся, уровня подготовленности класса и желания учителя. В программе дан примерный перечень произведений.
В процессе обучения оценки учащимся не выставляются, так как результатом обучения является умение анализировать художественные, произведения на уроках литературы. В конце года проводится защита проектов и рефератов (индивидуальных и групповых) по темам спецкурса.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ
  1. Владение техникой осмысленного чтения.
  2. Владение умениями выразительного чтения.
  3. Восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства.
  4. Умение определять особенности художественного мира, сходство и различие с миром реальным.
  5. Умение давать эстетическую оценку произведению, интерпретировать в контексте художественной культуры и традиций.
  6. Умение самостоятельно анализировать художественное произведение.
  7. Владение культурой монологической и диалогической речи.
  8. Владение культурой устной и письменной речи.
  9. Умение выполнять элементарные исследовательские работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Предмет и задачи курса
Художественное произведение и его свойства

Литературное произведение как явление искусства. “Слово о мире”.
Функции художественного произведения
Познавательная, оценочная, воспитательная, эстетическая, самовыражения. Определение функций произведений.
А. С. Пушкин “Повести Белкина”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, А. П. Чехов “Студент”, А.И. Куприн “Дознание”, “Анафема”, “Искусство” и др. (по выбору учителя и учащихся).
Художественная реальность и художественная условность
Первичная (жизненная) и вторичная (художественная) реальность; иллюзия реальности, наивнореалистический подход к изучению произведения.
А.С. Грибоедов “Горе от ума”, М.Ю.Лермонтов “Мцыри”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”,
Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, И.Бабель “Конармия”, М.А.Шолохов “Тихий Дон”, М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”.
Категория автора
Автор реально-биографический и автор как литературоведческая категория; автор-повествователь, лирический герой, образ автора.
А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, Н.Г. Чернышевский “Что делать?”,
А. П. Чехов “Маленькая трилогия”, А.И. Куприн “Гоголь- моголь” и др.
Содержание и форма
Содержание как духовное начало, форма как материальное воплощение, функции формы (выражение содержания и воздействия)
А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, “Часовня”.
Тематика произведения и её анализ
Тема как объект художественного отражения, связующее звено между первичной и вторичной реальностью. Объект отражения и объект изображения. Темы конкретно-исторические и вечные. Тематика как совокупность темы
А.С. Грибоедов “Горе от ума”, А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, А.П. Чехов “Студент”, А.И. Куприн “Дознание”, “Анафема”, “Искусство” (по выбору учителя и учащихся).
Анализ проблематики
Проблематика как область осмысления писателем отраженной реальности: мифологическая, национальная, социокультурная, романная (авантюрная и идейно-нравственная), философская проблематики.
М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”,
Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, А.П. Чехов “Студент”, М. Горький “На дне”.
Идейный мир
Идейный мир как область художественных решений, выявления авторских позиций. Авторская оценка и авторский идеал, идея и нравственные уроки произведения.
А.С. Грибоедов “Горе от ума”, А.П. Чехов “Вишневый сад, А.П. Чехов “Студент”, М. Горький “На дне”.
Пафос
Пафос как ведущий тон произведения. Этико-драматический пафос, пафос романтики, трагизма, сентиментальности, юмора, сатиры, инвективы (некомической сатиры), иронии.
“Слово о полку Игореве” , М.Ю. Лермонтов “Мцыри”,“Прощай, немытая Россия”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, Н.А. Островский “Гроза”, Ф.М. Достоевский “Бедные люди”, М. Горький “Старуха Изергиль”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.
Изображенный мир, художественная деталь.
Художественная деталь как мельчайшая изобразительная и выразительная подробность. Детали внешние и психологические. Детали-подробности, детали-символы. Роль художественных деталей в тексте.
Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, “Видение”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.
Портрет
Изображающая и оценочная функции. Обобщенно-абстрактная характеристика и индивидуализация. Портрет-описание, портрет- сравнение, портрет-впечатление. Психологический портрет.
М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, И.А. Гончаров “Обломов”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, В.Ф. Тендряков “Пара гнедых”, М.А. Шолохов “Поднятая целина”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”.
Пейзаж
Функции пейзажа (обозначение места действия, раскрытие характера героя, психологическая - раскрытие внутреннего мира героя). Пейзаж как действующее лицо произведения.
Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”, М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.C. Тургенев “Отцы и дети”, А.И.Гончаров “Обломов”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, В.Ф. Тендряков “Пара гнедых”, М.А. Шолохов “Поднятая целина”,
В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.
Мир вещей
Функции вещных деталей: аксессуарная вещная деталь, способ характеристики героя, его изменения. Передача психологического состояния персонажа, выражение авторского отношения. Избыточная деталь у Гоголя.
Н.В. Гоголь “Мертвые души”, А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.
Психологизм
Психологизм как особое художественное качество. Формы психологизма. Прямая и косвенная формы. Суммарно – обозначающая.
Основные приемы психологизма. Повествование от 1 лица, от 3 лица. Психологический анализ и самоанализ. Внутренний монолог.
М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”,
Л.Н. Толстой “Война и мир”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.
Формы художественной условности
Жизнеподобие и фантастика. Функции фантастики: доведение до логического предела, прогностическая, выражение разных оттенков комического, развлекательная. Формы и приемы фантастики.
И.А. Гончаров “Обломов”, Н.Г. Чернышевский “Что делать?”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Салтыков-Щедрин “Сказки”, “История одного города”, Е.И. Замятин “Мы”,
М.А. Булгаков “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”, А. Платонов “Котлован”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, “Изба”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.
Художественное пространство и художественное время
Свойства хронотопа: свобода обращения, дискретность (прерывистость). Зависимость условности от рода литературы. Максимальная условность в лирических произведениях. Условность драматического и эпического хронотопов. Абстрактное и конкретное время и пространство. Формы конкретизации художественного времени: привязка к реальным историческим ориентирам, точное определение циклических временных координат. Сложность отношений между реальным и художественным временем.
Особенности хронотопа художественного произведения
А.С.Пушкин “Я вас любил...”, М.Ю.Лермонтов “Бородино”, “Парус” ,“ И скучно и грустно”, “Выхожу один я на дорогу”, Н.В. Гоголъ “Мертвые души”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”,
И.А. Гончаров “Обломов”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.H. Толстой “Война и мир”, А.П. Чехов “Студент”, “Вишневый сад”, Е.И. Замятин “Мы”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, А.А .Ахматова “Я научилась просто, мудро жить”, М.А. Булгаков “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”, А. Платонов “Котлован”,
В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2131

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340