Главная / Методические материалы / Организация школьной библиотеки

Писал книги инженер. Час общения в 3-м классе


Автор(ы): Николотова Вера Семеновна, библиотекарь; Седых Елена Федоровна

Я работаю в классе компенсирующего обучения. В классе много ребят с нарушениями речи, небольшим словарным запасом, плохо читающих. Совместно с библиотекарем школы Николотовой В.С. мы составили план развития читательского интереса у учащихся данного класса, проводим литературные игры, часы общения на которых знакомим детей не только с произведениями широко известных писателей, но и писателей, которые жили и творили рядом с нами, нашими земляками.
Цели:
  • познакомить учащихся с творчеством сибирского поэта Юрия Егоровича Черных;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать речь и воображение;
  • прививать интерес к чтению.
Оборудование:
  • выставка «На Кудыкиной горе», которая оформляется по ходу занятия;
  • диск «Писатели Восточой Сибири» с записями воспоминаний поэта, мультфильма, песни «Кто пасется на лугу» в исполнении Б.Кирова.
  • иллюстрированные детьми стихи;
  • облачка, фломастеры.
Ход занятия
Вступление.
Учитель: Сегодня мы принимаем гостей. Мы им очень рады. Правда? Сами мы пришли в гости в библиотеку к Вере Семёновне. Значит мы тоже гости! Я хочу вам прочитать стихотворение про гостей. (Чтение стихотворения «Необычные гости»).
Вопросы:
  • Понравилось вам это стихотворение?
  • Чем оно необычно?
  • А хотите узнать, кто написал это стихотворение?
- Обратите внимание на выставку. Здесь есть название выставки, а фамилии поэта, с творчеством которого мы будем знакомиться, его книг и информации о нем нет. Фамилия этого поэта вам незнакома, а с его стихами вы уже давно знакомы. Сейчас сами убедитесь. Но сначала ответьте на мой вопрос:
  • Где живут поэты и писатели? (высказывания детей)
  • Как вы думаете, где жил поэт, с которым будем знакомиться? (высказывания детей)
- Был такой детский поэт – Юрий Егорович Черных…
Библиотекарь: Юрий Егорович Черных жил в Сибири, в городе Братске. Вот как он сам рассказывает о своем детстве?
(Звучит запись о детстве).
Библиотекарь: Ребята, назовите места, о которых рассказал Юрий Егорович. Где находятся Усть-Кут, Нижнеилимск, Братск? (ответы ребят). Эти населенные пункты находятся недалеко от нашего поселка. Как называют людей, когда они проживают недалеко друг от друга. (высказывания детей) Правильно, земляками. Значит Юрий Черных кем приходится нам? (земляком) Вот теперь мы можем оформить первую полку нашей выставки, которая так и называется «Поэт – земляк». (ребята сами расставляют книги, цитаты)
Поэт был обыкновенным человеком и писал про то, что все дети сами могли видеть вокруг. Он сумел создать свой неповторимый мир. В этом мире герои стихов и сказок не только дети, но и всё, что их окружает. Стихи эти особые, так как особое дарование было и у Юрия Черных: из-под его пера выходили весёлые, озорные строки для самых маленьких ребят.
Основная часть.
Библиотекарь: Писать стихи Юрий Черных стал не сразу, хотя пытался сочинять их с самого детства, которое пришлось на Великую Отечественную войну. В то время и взрослые, и дети с тревогой следили за событиями на фронте. Однажды шестилетний Юра и его старшая сестра остались дома одни. Малыш сидел и что-то шептал, а на вопрос сестры: «Юра, ты что там бормочешь?» Последовал ответ: «Стихи, кажется». И повторил то, что сочинил:
(ученик Дрюков К. читает наизусть первое детское стихотворение поэта)
По дороге быстро
Мчится паровоз,
Он немецких офицеров
В армию повёз.
Это было летом
В самый жаркий день,
Паровоз нечаянно
Налетел на пень.
Паровоз подпрыгнул,
А потом упал,
Вывалились немцы,
За ними – генерал.
Библиотекарь: Сразу видно – стихотворение детское. Что указывает на это? (ответы ребят) Я уверена: вы бы тоже смогли написать стихи. Стоит только попробовать! Сам Юрий Черных признавался, что не помнит того момента своей жизни, когда бы он не сочинял стихи, хотя совсем не собирался быть детским поэтом. По профессии Юрий Егорович был инженером, профессия ему очень нравилась. Свои стихи он долго не печатал, потому что не считал их шедеврами. Первые стихи его уговорил напечатать Геннадий Михасенко.
История одного стихотворения
Мы предлагаем вам послушать ещё одно стихотворение.
(Ученица читает стихотворение «На лугу пасутся ко…»)
Третьякова Л.
- Вам интересно узнать, как было написано это стихотворение?
(запись воспоминаний автора о создании стихотворения «На лугу пасутся ко…»)
Библиотекарь: Стихи Юрия Егоровича быстро запоминаются, они музыкальны и ритмичны. Александра Пахмутова написала на его стихи песню, которая стала лауреатом Международного конкурса детской песни в Софии, столице Болгарии. Эта песня стала популярной во всём мире. Мы предлагаем послушать её в исполнении болгарского певца Бисера Кирова.
(звучит песня в записи)
(Под музыку песенки проводится физминутка)
Библиотекарь: - Но на этом история стихотворения не заканчивается. По этой песенке был снят мультфильм. Предлагаем вам посмотреть его.
(Просмотр мультфильма)
Кому из вас знаком этот мультфильм? Предполагали ли вы, что автор текста – наш земляк?
Учитель: Вам было предложено на уроке изобразительного искусства проиллюстрировать стихи. Они вам понравились? Если понравились, то чем? (ответы ребят)
Стихи у Юрия Черных весёлые, жизнерадостные, озорные, поучительные, заставляют улыбнуться читателей.
Стихи написаны в разных жанрах: (учитель называет жанры, а дети читают стихи и показывают свои иллюстрации к ним)
  1. Докучные сказки: «Про белого бычка». (Гмырко Н.)
  2. Разные песенки: «Песенка лисички» (Денисенко ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.21 | Просмотров: 2312

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!