Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Модульное обучение на уроках географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Модульное обучение на уроках географии


Автор(ы): Вовенко Лилия Григорьевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.
Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Сегодня учебный процесс в школе продолжает сохранять старые формы и методы работы, которые время от времени “украшаются” нестандартными подходами (диспутами конференциями, деловыми играми, групповой работой и т.д.). Однако, преобладающим методом является объяснительно-иллюстративный, который не обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс.
Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.

Значит, Модуль выступает средством модульного обучения. Это – программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.
Для успешной работы по технологии модульного обучения учитель должен глубоко продумать систему своих действий.
Что включает в себя система действий учителя?
Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса, например, “Климат России”…).
Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.
В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ. Рассмотрим это на схеме.

Программа составлена. Что делать дальше?
Размножить программу и обеспечить ею каждого ученика. Ученик работает с Модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, словарем, атласом, контурной картой и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультацию у учителя, у товарища по классу, свободно общается с ним, не нарушая дисциплины в классе. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку на специальный “экран”, вывешенный в классе на доске или стенде. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели.
Есть модуль, ученик работает с ним, как осуществить контроль?
Начиная работу с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. Важно осуществлять промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом “Проверь себя” и т.д.) После изучения всей темы проводится выходной контроль (контрольная, проверочная работа). Выходному контролю обязательно предшествует резюме учителя (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах , анализ их и совместное решение). При обобщении используются самые разнообразные формы и методы.
Модульное обучение вводится постепенно с тем, чтобы сохранить незаменимое слово учителя, избежать сухости при изучении предмета, не разучить учащегося говорить. Модульное обучение несомненно имеет преимущество перед другими методами обучения.
1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).
2. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку.
3. Изменяется роль учителя. Учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому как лучше управлять деятельностью школьников, которая осуществляется через модули.
Задача учителя состоит в умелом структурировании содержания модуля, его целей, которые бы способствовали логическому усвоению знаний: восприятию, пониманию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению, систематизации.
Модульная программа “Северная Америка”
(учебник В.П. Максаковского “География” – 10 класс) – Москва, просвещение 2003
Номер модуля Комплексная дидактическая цель
Модуль №0 Раскрыть особенности ЭГП, населения и хозяйства СШАЗакрепить знания и умения при ЭГХ страны
Модуль №1 ЭГП и государственное устройство США
Модуль №2 Население США. Формирование американской нации.
Модуль №3 Хозяйство США, его характерные черты и особенности
Модуль №4 Экономическое районирование США
Модуль №5 Сравнительная ЭГХ США и Канады
Модуль №6 Резюме
Модуль №7 Итоговый контроль
Входной контроль. Опорные знания
(1-й урок)
1. По величине территории США занимает _____ место в мире
2. США по форме правления:
а) республика
парламентская
президентская
б) монархия
абсолютная
конституционная
3. США по административно-территориальному устройству государства:
а) унитарное б) федеративное
4. По численности населения США занимают _____ место в мире
5. Тип воспроизводства США
а) I б) II
6. Рост населения идёт за счёт
а) высокого ЕП
б) иммиграций
7. Средняя продолжительность жизни в США: (лет)
а) 76 б) 79 в) 68
8. По численности народов США входят в 10 крупнейших
а) да б) нет
9. Американцы
а) христиане б) мусульмане
10. Население размещается
а) равномерно б) неравномерно
11. В США есть мегаполисы:
а) да б) нет
12. В США высок ВВП
а) да б) нет
М №1 Географическое положение США
Государственный строй
№М стр.
учебника
№УЭ Учебный материал
с указанием задания
Руководство
по усвоению знаний
1 261 1 Цель: выявить особенности ЭГП, их влияние на экономику США
На контурной карте обозначьте пограничные государства, обозначьте Аляску и подпишите Гавайи.
РТ стр.53 Рабочая тетрадь(РТ)
(В.И.Сиротин)
Откройте учебник стр.261, прочитайте текст, воспользуйтесь картой Атласа, типовым планом ЭГП, форзацем учебника на стр. 52 в РТ выполните задание 1,4, выделите особенности ЭГП
Проверьте усвоение знаний в парной работе. Оценку внесите в “Экран” во время урока
2 Далее ваша цель: изучить устройство США, его символику.
Задумайтесь, почему в США так много штатов

Выполните задание №3 стр.53 РТ
Прочитайте текст учебника на стр.261, изучите карту штатов стр.264 учебника. Прослушайте информацию ученика о формировании территории, присоединении новых земель к первоначальным штатам. Атлас стр.41
Переходите к М №2
М №2 Население США.
Формирование американской нации.
№М стр.
учебника
№УЭ Что изучить Что делать
2 263-267 1 Ваша цель: понять
как формировалась американская нация, кто такие американцы, где они живут и чем занимаются.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.22 | Просмотров: 1873

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340