Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Программа элективного курса Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе


Автор(ы): Исупова Маргарита Александровна, учитель литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

В современном литературоведении особое внимание уделяется мифологическому контексту произведения, раскрывающему мотивную структуру текста. Такой подход к изучению произведений школьной программы позволяет учителю отойти от привычной проблемной и образной трактовки текста и рассматривать произведение литературы как факт искусства во всей его сложности в рамках национальной культуры в целом.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 12 часов аудиторных занятий, ориентирован на учащихся 7-8-х классов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин и может быть включен в блоки “ Факультативные занятия”, “ Элективные курсы”.
Интегрированный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного и лингвистического материалов и дает старшеклассникам возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ фольклорных и литературных произведений позволяет учащимся определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам, расширить читательский кругозор, повысить культуру чтения.
В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования данный курс способствует формированию устойчивого интереса к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры. Освоение материала создает прочную базу для дальнейшего усвоения учащимися программы по литературе, помогает глубже осмыслить своеобразие авторской поэтики в произведениях разных жанров.
Основная цель курса - дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе.
В процессе работы учителя и учащихся решаются следующие задачи:
- формируется представление о славянах, об истоках и эволюции верований древних, о попытках человека объяснить явления окружающего мира и вписать себя в систему мироздания;
- определяется своеобразие образной системы мифов древних славян и специфика связанных с мифологическими воззрениями жанров фольклора;
- продолжается работа по повышению речевой культуры учащихся;
- на основе анализа содержания и языкового строя произведений фольклора и литературы;
- формируется устойчивый интерес к языку и культуре русского народа;
- воспитывается чувство сопричастности к духовным традициям предков и уважение к наследию прошлого.
Выделяются следующие этапы работы:
- знакомство с основными мифологическими представлениями древних славян и эволюцией языческих воззрений;
- составление характеристик отдельных мифологических персонажей (этимология имени, внешний облик, функции и характер поведения, отношения с человеком, жанры фольклора, связанные с указанным персонажем)
- анализ содержания и композиции образов, своеобразия языка и художественных особенностей произведений фольклора и литературы, связанных с мифологией славян;
- творческая работа по темам занятий;
- индивидуальная и коллективная исследовательская работа по темам курса;
- подготовка проекта “ Пантеон славянских богов”.
Этим этапам обучения соответствуют разделы программы курса и построение отдельных занятий.
Методические принципы построения курса:
- линейность (каждая последующая тема логически связана с предыдущей);
- интегративность курса (объединение нескольких дисциплин: истории, лингвистики, литературоведения);
- разнообразие видов деятельности учителя и учащихся;
- насыщенность предлагаемого для изучения фольклорного и литературного материала, дополняющего базовый литературный компонент;
- интерактивность в сочетании с высокой степенью автономности отдельных групп учащихся на занятии - проекте;
- минимализация репродуктивной деятельности, реализация творческих способностей учащихся;
Структура курса определяется его целями и задачами, методологическими и методическими принципами. Последовательное изучение тем завершается итоговой проектной работой, выполняя которую, учащиеся должны продемонстрировать достаточно высокий уровень интеллектуальной и творческой деятельности.
Отбор фольклорного и литературного материала осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания и соотнесен с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для практической работы выбраны произведения русских классиков XIX и XX века: Н.В. Гоголя, О. М.Сомова, В. И. Даля, А. Н. Островского, А. М. Ремизова, А. А. Блока, С.А. Есенина, А. Н. Толстого, В. П. Распутина.
Курс не ставит задачу полного анализа художественного текста, акцент делается на характеристике образов и особенностей языка, авторской идее. Произведения авторов, включенных в программу курса, помогают расширить читательский кругозор учащихся, совершенствовать навыки анализа художественного текста, формировать устойчивый интерес к словесной структуре текста.
В программе четко определен круг теоретических понятий, освоение которых повышает уровень усвоения материала. Так, характеристика мифологических персонажей и их функций позволяет учителю подвести учащихся к пониманию литературоведческой категории “ вечные” образы в искусстве и сформировать представления об индивидуальной творческой манере писателя, авторском замысле.
Виды работы учителя и учащихся:
- лекция с элементами беседы;
- беседа
- работа со словарем (составление словаря к теме, разработка понятийного аппарата, этимологический анализ, морфемный анализ) и справочной литературой;
- подготовка спецвопросов на заданную тему;
- подготовка развернутого устного высказывания (составление характеристик мифологических персонажей, устное словесное рисование);
- конспектирование;
- проектирование;
- инсценировка обрядов, ритуалов;
- выразительное чтение;
- оформление слайдов, создание слайд – программ;
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
Образовательный результат курса состоит в совершенствовании навыков индивидуальной и коллективной исследовательской работы, навыков анализа художественного слова, образа; в развитии образного мышления и реализации творческого потенциала личности, в повышении культуры интеллектуального и творческого общения в группе; в формировании у учащихся понятия о традициях и новаторстве в литературном процессе.
В программу включена таблица “ Планирование работы по освоению элективного курса “ Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе”, дающая полное представление о темах занятий, произведениях литературы, основных теоретических понятиях, видах мыслительной деятельности, приемах развития речи и творческих заданиях.
Тема занятия Произведения фольклора и литературы Часы Теоретические понятия Мыслительная деятельность и развитие речи Творческая мастерская
Мифологизм мышления древних.
Демонизм как мировосприятие.
1.С. Есенин. “Береза”, “Клен ты мой опавший…”
2.В.П. Распутин. “Прощание с Матерой”.
3. ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1298

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340