Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Программа элективного курса Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе
Автор(ы): Исупова Маргарита Александровна, учитель литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка В современном литературоведении особое внимание уделяется мифологическому контексту произведения, раскрывающему мотивную структуру текста. Такой подход к изучению произведений школьной программы позволяет учителю отойти от привычной проблемной и образной трактовки текста и рассматривать произведение литературы как факт искусства во всей его сложности в рамках национальной культуры в целом. Предлагаемый элективный курс рассчитан на 12 часов аудиторных занятий, ориентирован на учащихся 7-8-х классов с углубленным изучением гуманитарных дисциплин и может быть включен в блоки “ Факультативные занятия”, “ Элективные курсы”. Интегрированный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного и лингвистического материалов и дает старшеклассникам возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ фольклорных и литературных произведений позволяет учащимся определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам, расширить читательский кругозор, повысить культуру чтения. В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования данный курс способствует формированию устойчивого интереса к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры. Освоение материала создает прочную базу для дальнейшего усвоения учащимися программы по литературе, помогает глубже осмыслить своеобразие авторской поэтики в произведениях разных жанров. Основная цель курса - дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе. В процессе работы учителя и учащихся решаются следующие задачи: - формируется представление о славянах, об истоках и эволюции верований древних, о попытках человека объяснить явления окружающего мира и вписать себя в систему мироздания; - определяется своеобразие образной системы мифов древних славян и специфика связанных с мифологическими воззрениями жанров фольклора; - продолжается работа по повышению речевой культуры учащихся; - на основе анализа содержания и языкового строя произведений фольклора и литературы; - формируется устойчивый интерес к языку и культуре русского народа; - воспитывается чувство сопричастности к духовным традициям предков и уважение к наследию прошлого. Выделяются следующие этапы работы: - знакомство с основными мифологическими представлениями древних славян и эволюцией языческих воззрений; - составление характеристик отдельных мифологических персонажей (этимология имени, внешний облик, функции и характер поведения, отношения с человеком, жанры фольклора, связанные с указанным персонажем) - анализ содержания и композиции образов, своеобразия языка и художественных особенностей произведений фольклора и литературы, связанных с мифологией славян; - творческая работа по темам занятий; - индивидуальная и коллективная исследовательская работа по темам курса; - подготовка проекта “ Пантеон славянских богов”. Этим этапам обучения соответствуют разделы программы курса и построение отдельных занятий. Методические принципы построения курса: - линейность (каждая последующая тема логически связана с предыдущей); - интегративность курса (объединение нескольких дисциплин: истории, лингвистики, литературоведения); - разнообразие видов деятельности учителя и учащихся; - насыщенность предлагаемого для изучения фольклорного и литературного материала, дополняющего базовый литературный компонент; - интерактивность в сочетании с высокой степенью автономности отдельных групп учащихся на занятии - проекте; - минимализация репродуктивной деятельности, реализация творческих способностей учащихся; Структура курса определяется его целями и задачами, методологическими и методическими принципами. Последовательное изучение тем завершается итоговой проектной работой, выполняя которую, учащиеся должны продемонстрировать достаточно высокий уровень интеллектуальной и творческой деятельности. Отбор фольклорного и литературного материала осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания и соотнесен с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для практической работы выбраны произведения русских классиков XIX и XX века: Н.В. Гоголя, О. М.Сомова, В. И. Даля, А. Н. Островского, А. М. Ремизова, А. А. Блока, С.А. Есенина, А. Н. Толстого, В. П. Распутина. Курс не ставит задачу полного анализа художественного текста, акцент делается на характеристике образов и особенностей языка, авторской идее. Произведения авторов, включенных в программу курса, помогают расширить читательский кругозор учащихся, совершенствовать навыки анализа художественного текста, формировать устойчивый интерес к словесной структуре текста. В программе четко определен круг теоретических понятий, освоение которых повышает уровень усвоения материала. Так, характеристика мифологических персонажей и их функций позволяет учителю подвести учащихся к пониманию литературоведческой категории “ вечные” образы в искусстве и сформировать представления об индивидуальной творческой манере писателя, авторском замысле. Виды работы учителя и учащихся: - лекция с элементами беседы; - беседа - работа со словарем (составление словаря к теме, разработка понятийного аппарата, этимологический анализ, морфемный анализ) и справочной литературой; - подготовка спецвопросов на заданную тему; - подготовка развернутого устного высказывания (составление характеристик мифологических персонажей, устное словесное рисование); - конспектирование; - проектирование; - инсценировка обрядов, ритуалов; - выразительное чтение; - оформление слайдов, создание слайд – программ; Формы работы: - индивидуальная; - групповая; - коллективная; Образовательный результат курса состоит в совершенствовании навыков индивидуальной и коллективной исследовательской работы, навыков анализа художественного слова, образа; в развитии образного мышления и реализации творческого потенциала личности, в повышении культуры интеллектуального и творческого общения в группе; в формировании у учащихся понятия о традициях и новаторстве в литературном процессе. В программу включена таблица “ Планирование работы по освоению элективного курса “ Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе”, дающая полное представление о темах занятий, произведениях литературы, основных теоретических понятиях, видах мыслительной деятельности, приемах развития речи и творческих заданиях. Тема занятия | Произведения фольклора и литературы | Часы | Теоретические понятия | Мыслительная деятельность и развитие речи | Творческая мастерская | Мифологизм мышления древних. Демонизм как мировосприятие. | 1.С. Есенин. “Береза”, “Клен ты мой опавший…” 2.В.П. Распутин. “Прощание с Матерой”. 3. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1298
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|