Главная / Методические материалы / Преподавание астрономии

Применение информационных технологий на уроках астрономии


Автор(ы): Нугаева Нина Петровна, учитель физики

В силу особенностей предмета, преподавание астрономии представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.
Применять информационные технологии можно в разных направлениях и вариантах в преподавании астрономии.
Для меня наиболее интересны создание мультимедийных конспектов – сценариев уроков с помощью программы Power Point в форме презентаций, а также разработка различных тестов с помощью программы “e- Publish”.
Для подготовки использую не только печатную литературу, но также мультимедийные курсы: “Открытая Астрономия” фирма Физикон, “RedShift – 3”, “Астрономия” фирмы РуссБит – М, а также сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий, видеофильмов различных астрономических явлений.
Следует отметить, что при прохождении нового материала по отдельным вопросам учащиеся готовят презентации самостоятельно по заданным заранее вопросам. Данные материалы можно затем использовать для подготовки материалов презентаций уроков или тестов.
Очень интересен, на мой взгляд, опыт использования информационных технологий в преподавании астрономии – защита мультимедийных проектов на итоговой аттестации.
Хотелось бы поделиться опытом применения информационных технологий на примере фрагмента урока астрономии по теме “Инструменты и способы измерения времени. Календарь”.
Приложение 1. Презентация.
Цели урока.
  • Формирование системы понятий об инструментах измерения, счета и хранения времени.
  • Формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания, с основными типами календарей и системами летосчисления, политехническое и трудовое воспитание при изложении материала о часах – приборах для измерения и хранения времени, календарях и системах летосчисления.
  • Формирование умений решать задачи на расчет времени и дат летосчисления и перевод времени из одной системы хранения и счета в другую.
План урока.
  • Проверка знаний и актуализация материала.
  • Формирование понятий об инструментах для измерения, счета и хранения времени.
  • Формирование понятий об основных типах календарей и систем летосчисления.
  • Обобщение пройденного материала (проведение самостоятельной работы с взаимоконтролем).
  • Подведение итогов урока. Рефлексия.
  • Домашнее задание.
Вопросы для проверки пройденного материала:
  • Дать определение времени.
  • От чего зависит продолжительность суток и года?
  • Как определяется Всемирное время?
  • Чем обусловлено введение поясного времени?
Актуализация знаний, постановка проблемы.
Использование наглядных материалов (рисунки, приборы для демонстрации).
Для конкретизации задачи используем наводящие вопросы:
  • Что Вы можете сказать о представленных рисунках?
  • Какие еще приборы для измерения времени Вы знаете?
Когда учащиеся самостоятельно или с Вашей помощью сформулируют проблему, повторяем название темы урока: “Инструменты и способы измерения времени. Календарь”. Подчеркиваем, что инструмент для измерения времени – часы.
Виды часов
Простейшие хронометрические приборы
Механические часы
  • песочные
  • огневые
  • солнечные
  • водяные
  • механические
  • кварцевые
  • электронные
История развития часов – средств, для измерения времени — одна из интереснейших страниц борьбы человеческого гения за понимание и овладение силами природы. Первыми часами было Солнце. Первыми приборами для измерения времени были солнечные часы, затем – экваториальные солнечные часы.
Дальнейшее изложение материала представляет собой продвижение по исторической лестнице развития часов с использованием иллюстраций и исторических сведений.
Такое постепенное продвижение позволяет подвести учащихся к следующей части темы урока: “Календарь”.
Многовековая история человечества еще и неразрывно связана с календарем, потребность в котором возникла в глубокой древности. Календарь позволяет регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность, что особенно необходимо людям, занимающимся земледелием. В результате попыток согласования суток, месяца и года возникли три системы календарей: лунные, в которых хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны; солнечные, в которых стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе: лунно-солнечные, в которых хотели согласовать и то и другое.
Данное введение позволяет обозначить три основных вида календарей и привести примеры.
Используя таблицы “количество дней в месяцах” различных календарей проводят сравнительный анализ календарных систем, что также является подготовкой к домашнему заданию.
Обобщая сведения, мы останавливаемся на одной из проблем современности введении единого Всемирного вечного календаря.
Дальнейшее развитие календарных систем происходило путем разработки постоянных (“вечных”) календарей. В настоящее время известны постоянные календари самых различных устройс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.23 | Просмотров: 1777

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!