Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Великая депрессия: выход и уроки
Автор(ы): Луговая Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - На основе кейс-технологии проанализировать цели, содержание мероприятий и результаты выхода из «Великой депрессии» (экономического кризиса) 1930-х годов в США, Германии и Франции.
- Сделать выводы о уроках Великой депрессии применительно к сегодняшнему дню.
- Развивать учебно-информационные компетентности: умения анализа, работы с текстом, создания авторского продукта; социальных компетентностей; умения самостоятельной работы и работы в группе, коммуникативные навыки, презентационные умения.
- Формирование уважения к ценностям либеральной демократии и непринятия фашистской, националистической идеологии, ценностей тоталитарного государства.
Подготовка: Учащимся дается опережающее домашнее задание: - 3 группы представляют политику:
- Фашистскойпартии в Германии;
- ПравительстваНародного фронта во Франции;
- «Новогокурса» Рузвельта в США.
- Группа аналитиков - анализ путей выхода из кризиса.
- Группа экспертов - изучают историю Великой депрессии, готовят вопросы к группам.
План урока: - Великая депрессия: особенности, причины, последствия.
- Политика фашисткой партии в Германии по выходу из кризиса (выступление группы).
- «Новый курс» Рузвельта в США (выступление группы).
- Деятельность Народного фронта во Франции (выступление группы).
- Уроки «Великой депрессии».
- Рефлексия.
Великая депрессия: особенности, причины, последствия. Осенним днем 1929 года Джон Пирпонт Морган, банкир и финансист, остановился напротив уличного чистильщика обуви, чтобы привести в порядок штиблеты. — Кстати, как там фондовый рынок? — поинтересовался чистильщик, работая щетками. — Я недавно прикупил акции одной железнодорожной компании, можно ли рассчитывать на рост? Морган промолчал. А придя в свой банк, отдал распоряжение брокерам: «Продавайте всё. На рынке, куда пришел чистильщик обуви, мне делать нечего». Спустя всего несколько недель американский рынок полетел вниз, разоряя чистильщиков, банкиров, кинозвезд и простых клерков. 28 октября 1929 года, с «черной пятницы» на фондовом рынке, начался самый тяжелый экономический кризис ХХ века — Великая депрессия. Кризисы - обычное явление в условиях рыночной экономики, но этот имел свои особенности: - МАСШТАБ – глобальный (роль США в мировой экономике после 1 мир. войны) - диаграмма «Роль США в мировом промышленном производстве». На Нью-Йоркской фондовой бирже в 1920-е годы воцарилась невиданная горячка: искусственное повышение курса акций в спекулятивных целях, а также «отмывание денег», полученных криминальным путем (сухой закон), привело к тому, что цены на акции достигли запредельных высот и в «черный вторник» начался обвальное падение курсов акций. Затрещала вся финансовая система США, а затем и финансы всего мира. Денег в обращении становилось все меньше, экономическая активность все ниже.
- ГЛУБИНА: промышленное производство = началу века, 1/3-1/5- безработных; обострение выше обычного социальных проблем (встал вопрос- кто должен решать социальные проблемы, какой механизм для этого запустить).
- ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: спад 1929-1932, но восстановление экономики продолжалось до второй мировой войны.
Это показало, что традиционный рыночный механизм выхода из кризиса не работает, необходимо запустить какой-то иной механизм. - Определите, что мы должны выяснить сегодня на уроке, исходя из темы урока, какие проблемы проанализировать? (формулирование вместе с учащимися цели урока)
- Установите причины мирового экономического кризиса (работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся 3-х групп выводят причины кризиса, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу).
Выведены следующие черты: - рост роли США в мировой экономике после 1 мировой войны;
- спекулятивные операции на биржах;
- банки не вкладывали капиталы в реальное производство;
- слабость рыночной экономики свободной конкуренции, характерной для XIX в.;
- массовое производство не получило массового потребителя.
На каких сферах отразился мировой экономический кризис (последствия)? Перед обсуждением - просмотр фотохроники (работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся 3-х групп выводят последствия кризиса, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу) Выведены следующие последствия: - экономические - падение цен, разорение предприятий, сокращение объемов промышленного производства (на 50-60 %);
- социальные - безработица - 10 миллионов безработных только в США (пособий по безработице практически нигде не было), массовая бедность, разочарование в существующих порядках, пессимизм, отчаяние;
- политическая - разочарование в существующих политических режимах, усиление роли коммунистических и фашистских партий.
Какой путь из кризиса выбрать? Политика фашистской партии в Германии по выходу из кризиса выступление группы План выступления: - Особенности кризиса в Германии.
- Цели фашистского правительства.
- Основные мероприятия по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные, политические).
- Результаты реализации политики.
После презентации группы, «эксперты» задают вопросы по сущности и результативности политики фашистского правительства. Приложение 2. «Новый курс» Рузвельт...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.12.23 | Просмотров: 1690
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|