Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок в 10 классе по теме: Механические волны - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Урок в 10 классе по теме: Механические волны


Автор(ы): Сагина Жанна Васильевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Продолжительность урока – 80 минут.
Тип урока — усвоение новых знаний.
Цели урока:
  • сформировать представление о механических волнах,
  • рассмотреть интегральные величины и понятия, характеризующие этот вид движения,
  • развивать умения обобщать и классифицировать.
Оборудование:
  • видеозапись фильма “Колебания и волны”,
  • камертон,
  • баян,
  • три стеклянных стакана — пустой, с водой и с медным купоросом,
  • волновая машина.

ХОД УРОКА.

1. Введение

Сегодня на уроке физики с нами будут работать: учитель химии, биологии, литературы и музыки, а потому, при изучении темы “Механические волны”, я думаю, что вы узнаете много интересного не только в рамках учебного материала, но и гораздо больше. Перед вами, ребята, тоже стоят серьезные задачи. Дело в том, что, просмотрев фильм и используя материал учебника нам необходимо составить опорный конспект, благо опыт у вас есть.

2. Формулировка целей урока

(На доске записана тема урока, а также заготовлен скелет опорного конспекта по теме, где с помощью магнитов плакатами закрыты ключевые понятия и определения).
У вас уже есть некоторые представления о колебаниях и волнах. А поэтому, просматривая фильм, постарайтесь сконцентрировать свое внимание на ключевых этапах темы для составления конспекта, для чего делайте на черновике нужные пометки. Кроме того, а достаточно ли ваших знаний, чтобы объяснить колебания и волны различной физической природы? (Учащиеся формулируют цели урока, а учитель их конкретизирует).

3. Изучение нового материала

(Демонстрация фильма в течение 10 минут, а затем, задавая наводящие вопросы, используя заготовленный скелет конспекта и материал текста параграфов 36, 40 учебника с ребятами составляем опорный конспект, который полностью представлен в приложении №1).
Предлагаю решить задачу №186 стр. 328 (в учебнике Громова).
Когда произносят слово “волна” обычно представляют себе какое-то движение. Наблюдая, например, за веткой, плавающей на поверхности воды. А вы при просмотре фильма наблюдали за тем, что происходит, если бросить камень в воду? Не трудно заметить, что при распространении волны частицы воды остаются на месте и лишь совершают колебательные движения. Таким образом, волнами называют возмущение, распространяющееся в пространстве с течением времени. Причем по происхождению волны бывают: механические, электромагнитные, а сегодня говорят и о гравитационных. В любой волне образуются два вида колебания частиц, что и определяет название волн. (Используя волновую машину, демонстрирую продольную и поперечную волну).
Давайте дополним наш конспект новыми понятиями (продолжаем работу над опорным конспектом). Всякое движение характеризуется основными величинами, для волнового, ребята, что это за величины? (Ребята вспоминают о длине и скорости волны, и я вновь предлагаю вернуться к конспекту, записав в него формулы длины, скорости и частоты волнового движения).
Учитель химии.
Распространение волн можно наблюдать в газообразных, жидких и твердых веществах, причем в зависимости от молекулярного строения вещества возникает продольная или поперечная волна. Так, в твердых веществах возникает только поперечная волна, а продольная – в любой среде. Так, звуковая волна – продольная волна.
Учитель биологии.
Кстати, ребята, человеческое ухо воспринимает волну с частотой от 16 до 20000 Гц. Волны с частотой менее 16 Гц относят к инфразвуковым, а более 20000 Гц – к ультразвуковым.
Эти волны человек не воспринимает, зато летучие мыши, дельфины и другие животные прекрасно воспринимают ультразвук.
Учитель химии.
Я предлагаю на опыте посмотреть, как распространяется звук от удара стеклянной палочкой по сосудам. (Ударяет по стеклянным стаканам: пустому, с водой и с медным купоросом, учащиеся прислушиваются).
Ребята, скорость звука в воздухе 331 м/с, в воде 1435 м/с, а в твердом теле 4980 м/с. Это объясняется особым строением веществ. (Обращается к таблице).
Газы Жидкости Твердые тела
О О О О О О О О О О О О О О О О О О ОООООООО ОООООООО
О том, что твердые тела хорошо проводят звук, знали в глубокой древности. В сказках герои часто прикладывали ухо к земле, чтобы услышать неприятеля. Историк Карамзин Н.Н. пишет, что Дмитрий Донской перед Куликовской битвой таким же способом узнал о приближении конницы задолго до ее появления.
Мир наполнен самыми разнообразными звуками: тиканье часов и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, пение птиц и голоса людей. О том, как рождаются звуки, и что они собой представляют, люди начали догадываться давно.
Учитель литературы.
Никто не знает, каким образом наши предки научились говорить, то есть общаться посредствам звуков. Существует много разных теорий, пытающихся объяснить это. Скорее всего разговорная речь появилась потому, что наши предки всегда были окружены разнообразными звуками.
Упала на пол гантель, с которой вы делали утреннюю гимнастику, получился звук, да еще какой. Сбежались все обитатели кв...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.23 | Просмотров: 1966

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340