Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Физико–географическое положение Австралии. Из истории открытия материка
Автор(ы): Калина Инна Викторовна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: сформировать представление о ФГП Австралии, познакомить учащихся с особенностями открытия и исследования материка. Задачи: Образовательные: Познакомить учащихся с особенностями береговой линии Австралии. Сформировать умение сравнивать особенности ФГП географических объектов. Закрепить умение давать характеристику ФГП и выявлять особенности природы, сформированные под его воздействием. Познакомить учащихся с открытием и исследованием материка. Развивающие: Продолжить формирование умения работать с различными видами географических карт. Продолжить формирование умения давать характеристику географического положения объекта. Формирование умения сравнивать географическое положение объектов. Воспитательные: Формирование познавательного интереса. Развитие теоретического мышления учащихся. Оборудование: физическая карта мира (стенная), физическая карта Австралии (стенная), стенная контурная карта, контуры Австралии и Гренландии, глобус, компьютер, мультимедийный проектор. Ход урока Организационный момент. Объяснение нового материала. Сегодня мы приступаем к изучению Австралии, наверное, самого удивительного материка. Многие из вас читали роман Жюля Верна Дети капитана Гранта. Давайте с вами вспомним страстную речь Жака Паганеля из романа. А я клянусь вам, что этот край - самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат - все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Представьте, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где деревья низкорослы, а травы гигантской высоты; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины: Самая причудливая, самая нелогичная страна из когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!. Приложение 1. Работа с мультимедиа. Слайд 2. (во время чтения отрывка демонстрируется слайд). Австралийцы очень любят свой материк и очень часто называют его самым. Вопрос: А на самом деле самый какой? (ребята называют различные варианты, учитель комментирует их, при необходимости дополняет). Самый удаленный. 150-200 лет назад путешествие из Европы в Австралию по морю занимало от 7 месяцев до 1 года. Да и сейчас из Москвы до Сиднея от 29 до 40 часов лета с обязательной посадкой в Дели или Сингапуре. Длительное время Великобритания использовала материк в качестве места ссылки для самых опасных преступников, ведь устроить побег отсюда было практически невозможно. Самый маленький материк. Площадь около 8,9 млн. квадратных километров, а без островов и того меньше -7,7 млн. квадратных километров. (работа с картой и очертаниями Австралии и Гренландии. Сравнение размеров на карте мира и глобусе). Самый малонаселенный. Численность населения Австралии составляет 32 миллиона человек. Для сравнения в Токио проживает около 26 миллионов человек. Расстояния между соседними фермами исчисляется десятками километров. Самый сухой материк. Количество осадков в 5 раз меньше, чем в Африке и в 8 раз меньше, чем в Южной Америке. Самый удивительный органический мир. Сохранение древних растений и животных, которые уже давно исчезли на других материках. И одновременно этот органический мир самый беззащитный перед грубым вторжением человека. В качестве примера можно вспомнить нашествие кроликов или кактус опунцию, которые были завезены на материк европейцами. Страна наоборот. Лето начинается в декабре, а зима в июне, самый жаркий месяц - январь, на севере жарче, чем на юге, полярное созвездие - Южный крест. А теперь попробуйте прокомментировать отрывок из стихотворения поэтессы Г. Усовой: Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят верх ногами, Там наизнанку вывернутый год, Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары. Когда мы приступали к изучению Африки, прежде всего обратили внимание на особенности географического положения материка. Вопрос: Как вы думаете, почему перед изучением материка мы знакомимся с особенностями его физико-географического положения? На какие особенности природы оно будет влиять? (климат, набор природных зон, особенности внутренних вод). Задание: Давайте вспомним особенности ФГП Африки.( работа с картой). Задание: А теперь давайте рассмотрим особенности географического положения Австралии. (работа с картой, мультимедиа). Приложение 1. Работа с мультимедиа. Слайд 3. Положение Австралии на глобусе. Как вы видите, существуют определенные черты сходства и различия в географическом положении материков. Вопрос: Назовите черты сходства и различия в ГП Африки и Австралии. Как вы думаете, каким образом различия в ГП скажутся на особенностях природы Австралии? (работа с картой.) Сходство: пересекает южный тропик, омывает Индийский океан, У западного побережья холодное, а возле восточного - теплое течения. Различия: Австралию не пересекает экватор и северный тропик, ее не омывает Атлантический океан, большее количество крупных островов и заливов у побережья Австралии. В Австралии не будет экваториального типа климата и как следствие более засушливость климата и отсутствие природной зоны влажных экваториальных лесов. Говорят, что карта - это образ пространства. Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили особенности расположения крупных географических объектов у побережья Австралии. Географические задачи. (работа с учебником О.В. Крыловой. География материков и океанов. 7 класс). Австралию с юга омывает Тихий или Индийский океан? Южный тропик пересекает Австралию в северной, центральной или южной части? Большой Барьерный риф расположен вдоль западного или восточного побережья Австралии? Австралию с севера омывает Индийский или Тихий океан? Острова Новой Зеландии расположены к северо-востоку или юго-востоку от Австралии? Какой остров - Тасмания или Новая Гвинея - находится южнее Австралии? Большой Барьерный риф расположен в Тихом или Индийском океане? Вдоль восточных берегов Австралии протекает Восточно-Австралийское течение. Оно теплое или холодное? Большой Австралийский залив омывает Австралию с севера или юга? Какие моря Тихого океана омывают Австралию? Какое самое большое по площади море расположено у берегов Австралии? Какой остров - Тасманию или Новую Гвинею - отделяет от Австралии Басов пролив? Залив Карпентария омывает Австралию с севера или юга? Арафурское море - это море Тихого или Индийского океана? Между Австралией и островами Новой Зеландии располагается Тасмново или Коралловое море? Какой остров - Тасманию или Новую Гвинею - отделяет от Австралии Торр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.12.24 | Просмотров: 3278
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|