Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психологическая программа Школа лидеров
Автор(ы): Балобина Алевтина Анатольевна, педагог-психолог; Чупрова Анна Викторовна, педагог-психолог; Хорликова Светлана Анатольевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка В Иркутской специальной школе закрытого типа находятся “трудные подростки”, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в силу своей противоправной деятельности. Несовершеннолетние правонарушители поступают в спецшколу по решению суда сроком на 1–3 года. Возраст наших воспитанников 11–17 лет. Для большинства подростков спецшколы свойственна социальная и педагогическая запущенность, школьная неуспеваемость, низкая познавательная активность, задержка психического развития, умственное недоразвитие. Большая часть девиантных детей и подростков имеют разной степени нарушения эмоционально–волевой сферы, ценностно–смысловой, снижен уровень правосознания, самосознания, слабый самоконтроль. Среди наших воспитанников много подростков, имеющих склонности к лидерству. Но чаще данное качество используется ими в негативном русле. Многие воспитанники достаточно социально адаптированы, активны, обладают организаторскими и коммуникативными способностями, желают быть в центре внимания. Зачастую лидерство проявляется с позиции силы, подчинение слабых, что является для них способом самовыражения, подчеркиванием своего превосходства, а также психологической защитой. С сентября 2005г. в школе введена в действие система соуправления, которая предполагает наличие лидеров с социально–положительными установками, умеющих оказывать позитивное влияние на группу, продвигать ее в достижении цели, активизировать на социально–полезную деятельность. Формирование позитивного лидера, направление имеющихся качеств в социально–позитивное русло обуславливает необходимость оказания психологической помощи подросткам, что подвело к созданию программы психолого–педагогического тренинга “Школа лидеров”. Новизна данной программы заключается в специфике психологической работы с девиантными подростками. В содержание данной программы вошли коррекционно–развивающие занятия, упражнения, описанные в программах В.Б.Волкова “Тренинг социальной активности”, А.Ф.Шадуры “Тренинг жизненных навыков”, а также опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся данной проблемой (И. Вагин, А.Глущай, Б.Ньюмен). Цель программы: подготовка социально–положительного лидера для участия в системе соуправления школы. Задачи программы: - Формирование навыков работы руководителя.
- Обучение приемам и методам организации и планирования деятельности.
- Обучение навыкам социальной активности.
- Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме.
Программа “Школа лидеров” включает в себя 10 тренинговых занятий, каждое из которых содержит информационную и практическую части. Занятия проводятся в группе 6–10 человек, продолжительность – 1,5 часа, периодичность – 2 раза в неделю. Участниками программы являются воспитанники спецшколы с достаточным уровнем коммуникативных и организаторских способностей, выявленных на диагностическом этапе. Наиболее приемлемой для данного контингента подростков явилась методика “КОС–1” В.В. Синявский, В.А. Федорошин, которая проводится и после окончания курса занятий, с целью отслеживания эффективности программы. Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, способствующих планомерной и целенаправленной переориентации негативных лидерских устремлений в позитивное русло, развенчание образа криминального лидера с позиции силы. На каждом занятии подростки последовательно знакомятся с 10 законами лидера, которые оформляются в “Кодекс лидера”. “Кодекс лидера” находится в кабинете соуправления и служит “помощником” командиров отрядов. Обучение лидеров предполагает постепенное вовлечение в систему соуправления школы. По мере достижения заявленных задач предполагается приобретение участниками “Школы лидеров” необходимых знаний, умений, навыков, что и будет являться показателем эффективного лидера. Результатом проведения данной программы должно стать: - Умение подростков организовывать и руководить группой сверстников.
- Наличие у подростков чувства социальной ответственности.
- Эффективная деятельность участников тренинга в системе соуправления школы.
Тематический план занятий № п/п | Занятие | Цель занятия | Вид работы (в часах) | Диагностическая работа | Коррекционно-развивающая работа | Консультативная работа | Просвещение | 1 | Разбуди в себе лидера! | – создание благоприятного социально-психологического климата– формирование установки на активную творческую работу | 0,5 | 0,5 | | 0,5 | 2 | Лидер и порядок | – развитие самодисциплины, самомотивации | | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 3 | Знание – сила | – повышение мотивации к саморазвитию | | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 4 | Мужество | – обучение навыкам преодоления трудностей– развитие уверенности в себе | 0,2 | 0,8 | | 0,5 | 5 | Скромность – достоинство королей | – развитие самокритики– развитие уверенности в себе | | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 6 | Лидер – человек действия | – формирование навыков принятия решений;– развитие чувства социальной ответственности | | 1 | | 0,5 | 7 | Лидер и его команда | – развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия– развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими | | 1 | | 0,5 | 8 | Ваш стиль руководства | – развитие умения организовать и направить работу группы | 0,5 | 0,5 | | 0,5 | 9 | Ключ к успеху | – стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию | | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 10 | Выбор будущего | – закрепление приобретенных знаний, умений, навыков– ориентация на использование полученных ЗУНов в повседневной жизни | ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2010.12.25 | Просмотров: 1322
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|