Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Земля Амурская была и есть русская - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Земля Амурская была и есть русская


Автор(ы): Журавлёва Виктория Владимировна, учитель биологии-химии; Киселёва Светлана Викторовна, учитель математики и физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по истории, географии и экономики Амурской области и Серышевского района.
  2. Расширить кругозор учащихся по данным вопросам.
  3. Познакомить с достопримечательностями, творческими людьми данного региона.
  4. Прививать чувство патриотизма к родному краю.
Межпредметные связи:
  • история “История открытия Амурской области и Серышевского района”,
  • краеведенье,
  • экономическая география,
  • экономика,
  • культура,
  • информатика,
  • литература
Оборудование:
  • презентация,
  • ТСО,
  • выставка картин художников и поэтов Амурской области,
  • эпиграф на доске,
  • таблицы по экономики (области и району),
  • карта Амурской области и Серышевского района,
  • сообщения учащихся
Эпиграф:
“Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил”.
Н.Заболоцкий

Ход урока

Класс поделён на 3 группы:
  1. Группа - готовилась по основным характеристикам Амурской области.
  2. Группа – готовилась по основным вопросам по Серышевскому району.
Группа – приглашённые гости, которые будут участвовать в обсуждении некоторых вопросов.
Пресс- конференция будет рассматривать область и район до 90-х годов и до 2007года.
Учитель: объявляет тему и цель мероприятия на фоне музыки Н.Лашманова “Амурские волны”. (Слайд № 1-2)
Начинается со стихотворения Петра Комарова, читает ученик (Слайд №3):
Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую,-
Да моя сторона велика.
Как посмотришь – не хватит и месяца
Обойти и объехать её.
Только в сердце да в песне уместится
Приамурье моё.
Чтобы начать нашу конференцию давайте выясним географическое положение Амурской области и Серышевского района.
Сообщение ученика: (Слайд №4) Амурская область расположена на юго-восточной части страны. Площадь 363,7 тыс. км2, население 1057,7 тыс. человек. Лежит в лесной зоне умеренного географического пояса северного полушария. Расположена, в 8 часовом поясе. Расстояние от её центра до Москвы по жд – 7982 км., а по воздуху- 6480 км. Центр г. Благовещенск.
Сообщение: (Слайд №5-6) Серышевский район расположен на западе Зейско - Бурейской равнины. На севере и северо-востоке граничит с Мазановским, на юго-востоке с Ромненским, на юге с Белогорским, на юго-западе с Благовещенским и на западе со Свободненским районами. Площадь – 3.8 тыс. км2, население 35,9 тыс. человек (из них сельского 22,5).Центр пгт. Серышево. Поселений 47,сх- 46. Образован в 1935году.
Учитель: Любая область и район имеет свою историю. Дайте нам историческую справку.
Сообщение: (Слайд №7) Первый поход в Амурскую область совершил в1643 – 1644г отряд казаков – землепроходцев во главе с В.В.Поярковым. Были открыты р. Зея, Брянта, Гилюй, Селемджа, средний и нижний Амур. Поярков в общих чертах ознакомился с природой Приамурья, составил чертежи пройденного пути. Вслед за Поярковым сюда пришёл Е.П.Хабаров с отрядом, завершивший открытие Амура и положивший начало хозяйственному освоению Приамурья русскими. Период начинается путешествием А.Ф.Миддендора. С 1854г. исследования приняли более систематический характер. В 1909 -1912г. работала Амурская экспедиция, осуществила крупные физико– и экономико-географические исследования. В 1927г. опубликована работа М.И.Сумгина, посвященная многолетней мерзлоте. В тот же год первая в стране мерзлотная станция – Сковородинская. С 1931г. в изучение природных условий включилась Академия наук. К 1945г. было закончено составление географической карты территории Амурской области. Впервые в истории её хребты и реки получили правильное изображение. Во второй половине 20 века исследования природной среды Приамурья расширились. Важным этапом в изучении природы Амурской области явилось деятельность Амурской комплексной экспедиции 1955 – 1960г. Она провела исследования растительного и почвенного покрова, геоморфологические, гидрологические, лесоведческие и др. Крупный вклад в развитие представлений о природе Амурской области внесли исследования, связанные со строительством Байкало – Амурской ж.д. магистрали, Зейской и Бурейской ГЭС.
Вопрос: Ребята, а вы знаете, кто такой Муравьёв – Амурский и какой вклад он внёс в развитие Амурской области?
Сообщение: (Слайд №8) По указу Н.Муравьёва – Амурского в 1856 – 1857г. была проведена первая зимовка не далеко от места, где Зея впадает в Амур и поименовав новую точку на карте России – Устье – Зейским постом. Н.Муравьёв – Амурский был губернатором восточной Сибири. Н. Муравьёв – Амурский подписал договор с Цинской империей, согласно которому всё левобережье Амура признавалось владениями Российской Империи. В 1857г. активное заселение земель, которым руководил Н. Муравьёв – Амурский. “Так началась новая жизнь на Амуре, так начинался наш Благовещенск”, который получил своё название в 1856году.
Учитель: Мы с вами услышали историю открытия Амурской области, а теперь послушаем об истории Серышевского района.
Стихотворение читает ученик: автор В.Большакова(Слайд №9).
Серышевский край. Нет тебя дороже:
Гладь зеркальных рек, лиманов и озёр.
Здесь шумят осины, клёны и берёзы,
Из цветов и ягод стелется ковёр…
…Серышевский край. Милые пенаты.
Родиной для многих станет навсегда
Оставайся ж мудрым, щедрым и богатым,
Вопреки стихиям, вопреки годам.
Сообщение: В далёком уже 1935г. был образован Серышевский район. Наша история вместила в себя не только наши внутренние события, но и многие важные вехи истории государства и его составной части – дальней России. Привольные и красивые земли, раскинувшиеся в междуречье Томи и Зеи, начали осваиваться русскими землепроходцами. А также переселенцами из центральных районов России, с Украины, с Белоруссии и других мест Отечества. Как раз в ту пору сооружался Транссиб, который пересёк район с севера – запада на юго – восток. Строительство крупной железной дороги помогло быстрее осваивать территорию района, привлекало сюда мужественных, деятельных, знающих цену разумного риску и собственным возможностям. Народ селился здесь по-российски основательно, с расчётом на долгую, сознательную жизнь. Поэтому в районе немало сёл, возраст которых составляет сто и более лет. (Слайд №10) Среди них – Белоногово, основано в 1867г., Большая Сазанка – 1883, Томское - 1863, Лебяжье – 1901г. Вначале район назывался Белоноговский. Чуть позже его переименовали в Серышевский. В честь видного полководца гражданской войны Степана Михайловича Серышева. После образования района были созданы райком, райпо, райисполком, милиция, народный суд. Вышел в свет первый номер районной газеты “Звезда”, а позже получившей название “Сельские новости”.
Учитель: Мы с вами прослушали краткие географические и исторические справки об Амурской области и Серышевском районе. Вам дальше идти в жизнь, и я хотела бы проверить, хорошо ли вы знаете свой районный центр и областной центр. Вам предлагаются фотографии и вы должны угадать, что это за здания и где они находятся. К участию приглашаются не только ученики, но и гости (слайд № 11-13, Приложение №1).
Учитель: Я вижу, вы знаете основные места Благовещенска и Серышева. Давайте рассмотрим основные этапы развития экономики области и района (приложение таблицы по области). Какие отрасли экономики преобладают в области и районе? Как вы думаете, с чем связан спад и подъем экономики в определённые года? Почему прирост реальной заработной платы меньше, чем прирост номинальной? Выберете наиболее развитые отрасли промышленности и отстающие, почему вы так считаете? (слайд № 14-15)
Учащиеся делают вывод по таблицам. Выясняют причины спада и подъёма экономики по области и району. В беседу могут включаться и приглашённые гости. Здесь идёт дискуссия и принимается любой вариант. Учащиеся учатся общаться в гру...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.25 | Просмотров: 1210

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340