Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Программа элективного курса Историография русской истории для профильной школы
Автор(ы): Шилина Виктория Викторовна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Программа элективного курса составлена для 10 (11) класса гуманитарного или социально-гуманитарного профиля. Курс является предметно-ориентированным, поддерживающим профиль. Программы по истории в профильной старшей школе предполагают работу с историческими версиями и оценками. Государственный стандарт среди прочих называет и такие цели изучения истории на профильном уровне, как “умение выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности”. А среди требований к уровню подготовки выпускников – “знать важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; уметь различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории”. В части С ЕГЭ по истории также имеются задания историографической направленности и, как утверждают разработчики контрольно-измерительных материалов, их количество будет увеличиваться. То есть ученики старшей школы, выбравшие гуманитарный профиль, должны иметь устойчивые умения работы с историографическими оценками. Цель программы – познакомить учащихся с основами и особенностями историографии, привить умения работать с историографическими оценками. Задачи программы: - познакомить учащихся с особенностями историографии как науки; - рассмотреть основные школы и концепции в исторической науке; - проследить эволюцию русской исторической науки; - познакомить с известными русскими и светскими историками, их взглядами на русскую историю; - отработать умения анализа историографических оценок; - развивать навыки самостоятельного поиска и работы с различными источниками информации; - развивать умения определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. Особенность программы состоит в том, что она носит деятельностный, практико-ориентированный характер. Ученики в процессе практической деятельности осваивают основы историографии. Программа состоит из трех частей. Первая часть – Вводная (теоретическая). Знакомство с особенностями историографии, историей русской исторической науки, выдающимися историками России, историософией. Вторая часть – Практическая. Рассмотрение нескольких дискуссионных проблем русской истории с позиций различных историков, составление историографических версий. Темы могут быть заменены учителем с учетом имеющихся материалов у учителя, подготовленности класса и образовательной необходимости (предложенный вариант ориентирован на программу курса истории России в 10 классе). Количество тем и время на их изучение может быть уменьшено или увеличено. Третья часть – самостоятельная работа. Подготовка и защита проектов. Темы проектов лучше выбрать в начале изучения курса и тогда подготовка к ним будет идти на протяжении всего курса. Но наиболее интенсивная она в конце, когда уже изучена теория и имеются навыки практической работы. Содержание программы Введение. Историография как наука. Основные концепции исторической науки. История русской исторической науки. Величайшие русские историки. Историческая наука в советское время. Российские историки ХХ века. Историософия. Дискуссионные проблемы русской истории. “Призвание варягов” в русской историографии. Русь и Орда: традиционная версия и теория Н.Гумилева. Александр Невский: выбор между Востоком и Западом (оценка историков). Поход Ивана III на Новгород: московская и новгородская версии. Оценка личности и эпохи Ивана Грозного в русской историографии. Петр I: оценка историками личности и преобразований. Индивидуальная работа над проектами. Защита проектов. Курс рассчитан на 34 часа, один час в неделю на изучение в 10 или 11 классе. Количество часов может быть уменьшено. Также курс может быть использован для предпрофильной подготовки в 9 классе. Межпредметные связи: тесная связь с историей (темы уроков-практикумов совпадают с содержанием программы истории России в 10 классе) и с обществознанием (темы о концепциях исторического развития, русских историках). Региональный компонент: несколько тем программы (примерно треть) являются специфическими новгородскими: Новгородская республика, Александр Невский и Новгород, поход Ивана III на Новгород, Новгород и Смута. Тематическое планирование № темы | Название темы урока, форма урока | Количество часов | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Часть 1. ВведениеНаука историография Основные теории исторической науки История русской исторической науки Величайшие русские историки Историческая наука в советское время Российские историки ХХ века (урок сообщений учащихся) Историософия Часть 2. Уроки-практикумы. “Призвание варягов” в русской историографии Русь и Орда. Традиционная версия и теория Л.Н.Гумилева Александр Невский: выбор между Востоком и Западом (оценка историков) Поход Ивана III на Новгород: московская и новгородская версии Оценка личности и эпохи Ивана Грозного в русской историографии Петр I: оценка личности и преобразований русскими историками Часть 3. Защита проектов. Индивидуальная работа над проектами Защита проектов (урок-конференция) | 1 1 1 2 1 1 1 2 4 2 2 4 4 6
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.12.26 | Просмотров: 1261
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|