Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Активные формы обучения на уроках экономических дисциплин - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Активные формы обучения на уроках экономических дисциплин


Автор(ы): Кочеткова Татьяна Борисовна, преподаватель экономических дисциплин


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: изучение нового материала.
Метод ведения:
словесно-практический с элементами беседы и самостоятельной работы с использованием эвристического метода.
Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса обучающихся и закреплению изученного материала. Рассматривать бухгалтерский баланс, не отрабатывая одновременно первичные навыки его заполнения нецелесообразно. Кроме того, применение эвристического метода изложения нового материала способствует более глубокому усвоению изучаемого вопроса.
Методическое обеспечение занятия: бланки бухгалтерского баланса; карточки “Состав имущества предприятия и его источников”, “Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций”, “Типы изменений в бухгалтерском балансе”.
ТСО: мультимедийное оборудование, микрокалькуляторы.
Цели урока:
  • дидактическая – сформировать понятие бухгалтерского баланса и типов изменений в нем под влиянием хозяйственных операций;
  • развивающая – формировать умение составлять бухгалтерский баланс и отражать в нем изменения под влиянием хозяйственных операций посредством выполнения практических заданий; развивать логическое мышление; умения сравнивать, обобщать, анализировать;
  • воспитательная – развивать навыки самостоятельной работы, чувство личной ответственности за выполняемое дело, внимательность, аккуратность при составлении бухгалтерских документов.
Задачи урока:
  • разобрать понятие бухгалтерского баланса;
  • изучить структуру баланса;
  • научиться составлять баланс;
  • освоить порядок определения типов изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.
Междисциплинарная связь:
  • дисциплина “Бухгалтерский учет” тема “Бухгалтерская отчетность”;
  • дисциплина “Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия” тема “Анализ финансового состояния”;
  • дисциплина “Экономика предприятия” тема “Основные средства и оборотные фонды”;
  • дисциплина “Налоги и налогообложение” тема “Налог на имущество”;
  • дисциплина “Финансовый менеджмент” тема “Основные показатели отчетности, используемые для финансового анализа”;
  • дисциплина “Основы банковского дела” тема “Определение кредитоспособности клиента банка”;
  • дисциплина “Аудит” тема “Аудит внешней отчетности”;
  • дисциплина “Информационные технологии в профессиональной деятельности” тема “Формирование отчетности предприятия”.
Внутридисциплинарные связи: тема “Общая характеристика бухгалтерского учета”. Основные понятия: объекты бухгалтерского учета, классификация имущества предприятия по виду, составу, размещению и по источникам формирования.
Этапы опережающего обучения: самостоятельный поиск в словаре терминов “баланс”, “актив”, “пассив”.
Критерии и методы диагностики уровня готовности студентов к занятию (обученности): готовность студентов к занятию определяется в процессе беседы, выбранной одним из методов ведения занятия, при проведении которой ликвидируются пробелы в знаниях обучающихся.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является практическая работа, выполняемая студентами на занятии, критерием эффективности, соответственно, является правильность заполнения баланса, таблиц. Проверка практических заданий осуществляется в процессе занятия.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка задач урока.
Сегодня мы приступаем к изучению одного из самых главных вопросов бухгалтерского учета – бухгалтерскому балансу. Знания, полученные сегодня на занятии, помогут вам и при изучении таких дисциплин, как “Анализ финансово – хозяйственной деятельности”, “Налоги и налогообложение”, “Аудит” и других, и, конечно же, практическая деятельность любого бухгалтера немыслима без знания бухгалтерского баланса. Поэтому наша задача на сегодня – разобрать, что такое бухгалтерский баланс и научиться его составлять, а для этого мы выполним несколько практических заданий.
3. Изучение нового материала (сообщение преподавателя с элементами беседы и применением мультимедийного проектора)
С понятием “баланс” мы встречаемся довольно часто. Скажите, а вы где встречали этот термин?
Ответы: баланс витаминов в организме; балансировка шин автомобиля; баланс весов в магазине и т.д.
Совершенно верно. А как вы думаете, что означает слово “баланс”
Ответ: балансировка, равновесие определенных частей.
Верно (Приложение №1, слайд 1). Сам термин баланс возник от латинского “bilanx”, что дословно переводится: “bis” - дважды, “lanx” - чаша весов. Таким образом “bilanx” - двучашие. Значит баланс означает равенство двух чаш, на которых располагаются какие-то объекты. А теперь напомните мне, что является основными объектами бухгалтерского учета.
Ответ: имущество организации и ее обязательства.
Совершенно верно. Значит на чашах весов бухгалтерского баланса будут находится что?
Ответ: его объекты – имущество и обязательства.
Правильно. И теперь мы подошли к определению – что такое бухгалтерский баланс. Это способ экономической группировки имущества предприятия по его составу, размещению и источникам формирования на определенную дату в денежном выражении.
Сейчас я раздам вам бланки бухгалтерских балансов (Таблица 1). А теперь внимание на экран (Приложение №1, слайд 2). Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, левая часть которой называется Актив, а правая – Пассив. В активе располагаются хозяйственные средства предприятия по своему виду, составу и размещению, а в пассиве – источники формирования хозяйственных средств в денежном выражении. Итоговые значения актива и пассива баланса называют валютой баланса. Валюта актива всегда равна валюте пассива баланса, в этом и состоит основное назначение баланса – добиться равенства между объектами бухгалтерского учета. Обратите внимание на структуру баланса. Каждое наименование определенного вида хозяйственного средства или его источника в бухгалтерском балансе выделенное отдельной строкой называется статьей баланса. Статьи объединены в группы, а группы – в разделы. Например, статьей актива баланса являются касса, расчетный счет. Они объединены в группу “денежные средства”, а эта группа принадлежит второму разделу баланса – оборотные активы. Теперь подчеркните 3 статьи актива баланса, затем 3 статьи пассива баланса, затем группы статей актива и пассива, и наконец разделы актива и пассива. Итак, сколько разделов содержит актив баланса?
Ответ: 2
Назовите их.
Ответ: Внеоборотные активы, оборотные активы.
А сколько разделов содержит пассив баланса?
Ответ: 3.
Назовите их.
Ответ: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства.
Совершенно верно.
4. Закрепление изученного материала:
4.1. Выполнение самостоятельной работы по составлению бухгалтерского баланса с использованием изученного материала по заданию преподавателя.

А теперь проведем небольшую практическую работу. Я раздаю вам таблицы, в которых представлены виды хозяйственных средств и источники их формирования на 1 января в денежном выражении (Таблица 2). Ваша задача за 15 минут произвести группировку этих данных и осуществить записи в баланс по статьям, рассчитать суммы по группам статей и по разделам. Кроме того, необходимо подсчитать валюту баланса. Задание понятно всем? Тогда приступайте.
4.2. Анализ выполненной работы и оценка уровня усвоения новой темы.
Итак, время вышло. Все успели справиться с работой? Теперь проверим правильность решения. Внимание на экран. (Приложение 1, слайд 3). Сравните ваш баланс с тем, который видите на экране, и самостоятельно исправьте ошибки, если такие имеются. (В это время контролирую, какие производят исправления, и отмечаю распространенные ошибки. По окончании проверки озвучиваю результаты, разбираю ошибки).
5. Изучение нового материала с использованием эвристического метода.
5.1. Решение производственных ситуаций по изменениям в балансе под влиянием хозяйственных операций
На любом предприятии ежедневно происходит огромное количество различных хозяйственных операций. Например, поступают материалы о поставщиков, отгружается готовая продукция покупателям, оплачиваются налоги в бюджет и многие другие. Каждая операция вызывает определенные изменения в составе и размещении хозяйственных средств и источников их формирования. Так как хозяйственные средства составляют актив баланса, а источники их формирования – пассив, то изменения в средствах и источниках вызовут, соответственно и изменения и в статьях бухгалтерского баланса. Давайте посмотрим каким изменениям подвергнется баланс под влиянием хозяйственных операций.
Рассмотрим операцию: “С расчетного счета в кассу получены наличные деньги”. Прежде всего нам необходимо определить, какие статьи баланса будут изменяться в результате совершения этой операции?
Ответ: статьи “Расчетный счет” и “Касса”.
Правильно. Данные статьи принадлежат к какому разделу баланса – Активу или Пассиву?
Ответ: обе статьи активные, расположены в Активе баланса.
А в какую сторону – увеличения или уменьшения средств произойдет изменение?
Ответ: статья “Расчетный счет” уменьшится, а...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.29 | Просмотров: 2240

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340