Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста в адаптационный период - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста в адаптационный период


Автор(ы): Камакина Елена Сергеевна, старший воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Движение, как таковое, может по своему действию
заменить любое лекарственное средство,
но все лечебные средства мира не могут
заменить действия движения.»
Ж.. Тиссо
Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всё, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребёнка и грамотно организовать его пребывание в детском саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.
Мы подметили, что дети активные, подвижные, любознательные, имеющие положительный опыт общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, охотно идут в детский сад и в меньшей степени переживают расставание с родителями. Но даже хорошо привыкающие к детскому саду дети, несмотря на кажущееся внешнее спокойствие, испытывают сильные переживания. Внутреннее напряжение заставляет ребенка длительное время находиться без движения, в пассивном состоянии, что несвойственно для данного возраста. При обследовании детей подтвердился факт закономерной взаимосвязи между состоянием здоровья ребенка и его двигательной активностью. Стараясь справиться со стрессом, организм ребенка ослабевает. Больше всего страдает иммунная система, ребенок становится уязвим к внешним воздействиям инфекций и как следствие чаще болеет.
При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребенка.
Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее. Это обусловлено тем, что в данном возрасте детей характеризует действенная позиция познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают.[1]Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений – рис. 1.

Рисунок 1
Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её. С этой целью в групповой комнате, создаётся особенная обстановка – организуется полоса препятствий (рис. 2):

Рисунок 2
мягкие крупные гимнастические модули (рис. 3),

Рисунок 3
горка (рис. 4), тоннели, сухой бассейн,

Рисунок 4
«уголок активных игрушек» (коляски, каталки, машины, качалки (рис. 5)) - которая заставляет детей всё время по-разному приспосабливаться к ней, применяя разные способы преодоления пространства и разнообразные движения.

Рисунок 5
В то же время по ряду объективных причин активность детей двух-трех лет ограничивается. Так, много времени в этих группах уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у малышей слабо развиты навыки самообслуживания. На повышение двигательной активности оказывают влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий (рис. 6).

Рисунок 6
[1] Такую возможность дает проведение организованных занятий в физкультурном зале (рис. 7).

Рисунок 7
Во многом подвижность детей зависит не только от их двигательных умений, но и от положительного отношения к занятиям. Поэтому воспитателям немаловажно использовать подвижные игры, физкультминутки, игры на основе стихов и потешек на развитие мелкой моторики и координации движений, чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью.
Знание воспитателями и родителями особенностей двигательной активности детей поможет в рациональном построении двигательного режима в детском саду и семье.
Еще одним эффективным методом профилактики инфекционных заболеваний младших дошкольников в адаптационный период является применение ароматерапии.
Установлено, что природный фон паров эфирных масел в воздухе над различными растениями составляет 0,1-1,5 мг/м, что намного ниже уровня предельно допустимых и безопасных для человека концентраций. Метод аэрофитотерапии эфирными маслами представляет собой вариант моделирования фитоорганического фона воздушной среды над растениями.
Известно, например, что противогриппозным действием обладают эфирные масла мяты, лаванды, шалфея, пихты; отхаркивающим действием - эфирные масла фенхеля, аниса и пихты; противогрибковым - эфирные масла лаванды, аниса, фенхеля.
Эфирные масла, обладающие противогриппозным действием (мята, лаванда, шалфей), хорошо использовать во время приема детьми пищи, а в спальных комнатах - применять масла с расслабляющим и успокаивающим действием (полынь, лимон, лаванда, котовник, розовое масло, фенхель). Использовать масла можно в процессе утренней гимнастики, дыхательной гимнастики после дневного сна, на физкультурном занятии и других видах деятельности. Основным требованием будет влажная уборка и проветренное помещение. В своей работе возможно использовать этот метод после согласования с педиатром и родителями.
Методика ароматизации воздуха предельно проста. Флаконы из темного стекла или банки из-под крема с завинчивающимися крышками наполняют растительным маслом (4 мл) или поваренной солью, смешанной с песком кремния в соотношении 4:1, добавляют по две-три капли эфирных масел соответствующего действия. Флаконы открывают на время приема пищи или сна в течение двух месяцев в периоды сезонного повышения числа случаев ОРЗ у детей.
Отмечены позитивные изменения в поведенческих реакциях: дети быстрее засыпают, сон становится более спокойным и глубоким. Период бодрствования проходит активно, аппетит хороший. Отмечено, что число случаев острых респираторных заболеваний и дней, пропущенных по болезни, у дошкольников, принимающих фитотерапию, в 2,6 раза ниже по сравнению с аналогичными показателями детей других групп. Таким образом, учитывая лечебное действие (противогриппозное - мяты, лаванды и шалфея, антиинфекционное - фенхеля, успокаивающее - полыни, лимона, лаванды, котовника, розового масла и фенхеля), а также результаты клинических наблюдений, можно рекомендовать использовать эфирные масла этих растений с целью оздоровления детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. [2]

Конспект занятия по физическому воспитанию в ясельной группе.

Цель занятия:
  • развитие общих движений;
  • укрепление дыхательной мускулатуры и легочная вентиляция через дыхательную гимнастику;
  • развитие координации;
  • снятие физиологического и психо-эмоционального напряжения;
  • укрепление иммунитета средствами ароматерапии.
Программное содержание:
  1. Упражнять детей в ползании на четвереньках и подлезании под арку.
  2. Закреплять умение бросать на дальность правой и левой рукой.
  3. Способствовать развитию координации движений и умению ориентироваться в пространстве.
Оборудование:
  • искусственные елки;
  • мягкие цветные палочки с липучками;
  • аромалампа, пихтовое масло;
  • игрушка лиса, арки, мячики;
  • корзинка, орехи в скорлупе.
Ход занятия
Перед занятием разогреть пихтовое масло в аромалампе.
1 часть.
Как в лесок пройти ребяткам, как тропинку отыскать.
Ой, смотрите, вот дорожка… Нам по ней легко шагать.
Ходьба по дорожке (25-30 см).
Дети подходят к лесу из искусственных елок.
Ходьба по извилистой дорожке (вокруг елок) – 10 с.
Ах, как вкусно пахнет лесом, елочкой смолистою.
Мы сейчас вдохнем поглубже запахи душистые.
Предлагать детям выполнять свободные движения руками во время ходьбы и бега.
Бег – 10 с.
Мы по лесу побежали, между елочкой мелькали.
Из-за елок выбегаем и друг друга догоняем.
Ходьба с дыханием – 10 с.
Очень быстро мы бежали и немножечко устали.
Мы немного отдохнем.
Мы сейчас в себя вдохнем.
Громко-громко выдохнем.
Вдох через нос – выдох через рот – 3 р.
Аромалампа убирается в герметичную коробку.
2 часть. Общеразвивающие упражнения.
Под елкой лежит корзинка с разноцветными мягкими палочками.
Посмотрите-ка, под елкой я корзиночку нашла.
Что в корзиночке лежит, я детишкам раздала.
1. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, в руках палочка. Поднимание рук вверх. 4-5 раз.
А сейчас поднимем руки, будем выше елочки.
Опускаем руки вниз и в малышек превратись.
2. И.п.: ноги на ширине плеч, палочка в руках впереди. Наклоны вперед. 4-5 раз.
А теперь наклонись и друг другу улыбнись,
Снова ниже наклонись и друг другу улыбнись.
3. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, в руках палочка. Приседания. 4-5 раз.
Спрячем палочку под елку, встали – нет ее в руках.
Приседаем, поднимаем, снова с палочкой играем.
4. И.п.: лежа на спине, руки с палочкой за головой. Поднимание рук и ног вверх. 4-5 раз.
Отдохнуть на спинку ляжем, руки поднимаются,
С ножками встречаются, а потом опять на место дружно возвращаются.
5. Поскоки на двух ногах с продвижением вперед. Палочка в руках. Ходьба по извилистой дорожке. 20-30 с.
Попрыгайте как зайчики, девочки и мальчики.
А теперь остановитесь и у елочек пройдитесь.
Попрыгайте как белочки, мальчики и девочки,
А потом ко мне идите, все в корзиночку кладите.
Основные виды движений.
(Выставляются арки, соединенные в тоннель.)
1. Ползание через тоннель. Дети выполняют задание друг за другом 2-3 раза. Выползая из тоннеля берут орешек, выпрямляются и кладут его в корзинку Лисе. (Следить, чтобы во время ползания малыши смотрели вперед, не торопились).
Ой, смотрите, вот дыра, здесь Лисичкина нора.
В гости к ней скорей ползите, собрать орешки помогите.
2. Бросание мяча на дальность правой и левой рукой. Задание выполняют все дети одновременно по 3 раза каждой рукой. Особое внимание обратить на детей, у которых слабый бросок. Перед каждым броском проверить, в какую руку взяли мяч.
Снежные комочки в ряд лежат,
С нашими ребятками поиграть хотят.
Вы их подбирайте, далеко бросайте.
Подвижная игра «Лиса и зайцы» (действие в соответствии с текстом, прыжки, бег по сигналу) – 2 раза.
По лесной лужайке разбежались зайки. (бег)
Вот какие зайки, зайки - попрыгайки.
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок, (сидят, копают лапками)
Вот какие зайки, зайки – попрыгайки.
Вот бежит лисичка – рыжая сестричка, (сидят, спрятались за ладошки)
Ищет где же зайки, зайки попрыгайки. Где зайки? – Вот мы! (убегают)
3 часть.
Спокойная игра «Не разбуди лисичку». Ходьба на носочках. Дети гурьбой идут в лес, сажают лису под елку, идут обратно на носочках.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3182

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340