Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Взаимодействие спроса и предложения
Автор(ы): Брюханова Елена Александровна, преподаватель экономики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
План урока. Тема урока: Взаимодействие спроса и предложения. Цель урока: Изучить понятия “спрос” и “предложении”, неценовые факторы, влияющие на изменение спроса и предложения, условия формирования рыночной цены, практическое применение при решении задач. Развивающая: Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков предпринимательской деятельности. Воспитательная: Воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений. Оснащение урока: - Компьютер, проектор, интерактивная доска.
- Диск с презентацией. (Приложение).
- Карточки-задания.
Тип: урок с применением информационных технологий. Межпредметные связи: - математика,
- маркетинг,
- специальные дисциплины.
Основные понятия для изучение: - спрос и предложение,
- равновесная цена,
- условие равновесия,
- дефицит и избыток товара,
- неценовые факторы,
- влияющие на спрос и предложение.
Ход урока 1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 2. Изучение нового материала: Понятие спроса и предложения. Установление рыночных цен. Реакция рынка на изменение спроса и предложения. Решение задач. 3. Закрепление нового материала. Проверка усвоение основных понятий выполнением тестового задания. 4. Домашнее задание. 5. Подведение итогов урока. План-конспект урока. 1. Понятие спроса и предложения. Саморегулирование рынка происходит за счет взаимодействия рыночных механизмов: спрос и предложение. Поэтому для адаптации в современных условиях необходимы знания по формированию спроса, предложения и рыночных цен. Цена в рыночной экономике – это сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, которые принимают решения о том, сколько производить продукции. На цену ориентируются и потребители, когда принимают решение, какие товары и в каком количестве им можно купить. Ценовой ориентир играет важную роль в развитии экономики на микро- и макроуровне. 1.1 Понятие спроса. Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определённой цене. Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания покупателей осуществимы. Кроме желания нужно располагать возможностью их купить, т.е. обладать покупательской способностью. Количественно спрос можно измерять показателем “величина спроса”. Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте. Закономерность изменения величины спроса определяется шкалой спроса и графическим изображением в виде кривой спроса. (Приложение, слайд 1) На основании этого можно сформулировать закон спроса: “ При прочих равных условиях изменение величины спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара. Чем выше цена, тем меньше количество проданного товара”. Следствия закона спроса. Обоснование закона спроса может подтверждаться следующими явлениями в экономике: - Ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным. Чем выше цена, тем более непреодолимым становится ценовой барьер. Для его снижения широко практикуются распродажи.
- Эффект дохода: снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя. Доход в этом случае не меняется, а экономия денег даёт возможность приобрести новый товар.
- Эффект замещения: если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешёвому товару.
- Принцип убывания предельной полезности: полезность каждой последующей покупки снижается по сравнению с первой; например: бутылка “Фанты” в жаркий полдень. Покупатель согласится купить менее полезный товар только по низкой цене.
- Эффект Гиффена: английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837-1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведёт к повышению спроса.В семьях с низким достатком увеличиваются расходы на основные продукты питания, несмотря на их удорожание.
Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса. - Качество и ассортимент данного товара. (Приложение, слайд 2)
- Уровень дохода населения. (Приложение, слайд 3).
- Цены на дополняющие товары. (Приложение, слайд 4)
- Цены на товары – заменители. (Приложение, слайд 5)
- Мода, вкусы и предпочтения. (Приложение, слайд 6)
- Климатические и сезонные условия. (Приложение, слайд 7)
- Ожидание изменений доходов и цен.
1.2 Понятие предложения. Предложение – это желания и способность продавца реализовать товар по данной цене. Желания продавца (производителя) определяются количеством прибыли от бизнеса. Способности характеризуются знаниями технологического процесса при производстве товара и навыками торговли. Количественно предложение можно измерять показателем “величина предложения”. Величина предложения – это количество товара, которое продавец предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте. Закономерность изменения величины предложения определяется шкалой предложения и графическим изображением в виде кривой предложения. (Приложение, слайд 8). На основании этого можно сформулировать закон предложения: “ При прочих равных условиях изменение величины предложения находится в прямой зависимости от изменения цены данного товара. Чем выше цена, тем больше товара предлагается к продаже”. Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения. - Качество и ассортимент данного товара. (Приложение, слайд 9).
- Цены на ресурсы: сырьё, топливо, электроэнергия. (Приложение, слайд 10)
- Усовершенствование технологии производства.
- Цены на товары – заменители. (Приложение, слайд 11)
- Налоги, дотации, субсидии.
- Количество конкурентов.
2. Установление рыночных цен. Взаимодействие спроса и предложения формирует цены на рынке. При пересечении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия. Равновесная цена – цена, при которой количество товара, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара, которое готовы купить покупатели. Данная цена устраивает продавца и покупателя. В точке равновесия величины спроса и предложения совпадают. На основании этого можно сформулировать условие равновесия: Qd = Qs. Если условие равновесия не соблюдается, то на рынке может сложиться положение дефицита или избытка товара. (Приложение, слайд 12) а) избыток товара: Qd < Qs, Ртов > Pp; при увеличении предложения цена товара снижается. (Приложение, слайд 13) б) дефицита товара: Qd > Qs, Ртов < Pp; с увеличением спроса цена товара на рынке повышается. (Приложение, слайд 14) 3. Реакция рынка на изменение...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.12.29 | Просмотров: 2760
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|