Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Взаимодействие спроса и предложения - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Взаимодействие спроса и предложения


Автор(ы): Брюханова Елена Александровна, преподаватель экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
План урока.
Тема урока: Взаимодействие спроса и предложения.
Цель урока:
  • Обучающая: Изучить понятия “спрос” и “предложении”, неценовые факторы, влияющие на изменение спроса и предложения, условия формирования рыночной цены, практическое применение при решении задач.
  • Развивающая: Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков предпринимательской деятельности.
  • Воспитательная: Воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.
Оснащение урока:
  1. Компьютер, проектор, интерактивная доска.
  2. Диск с презентацией. (Приложение).
  3. Карточки-задания.
Тип: урок с применением информационных технологий.
Межпредметные связи:
  • математика,
  • маркетинг,
  • специальные дисциплины.
Основные понятия для изучение:
  • спрос и предложение,
  • равновесная цена,
  • условие равновесия,
  • дефицит и избыток товара,
  • неценовые факторы,
  • влияющие на спрос и предложение.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Изучение нового материала:
  • Понятие спроса и предложения.
  • Установление рыночных цен.
  • Реакция рынка на изменение спроса и предложения.
  • Решение задач.
3. Закрепление нового материала. Проверка усвоение основных понятий выполнением тестового задания.
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
План-конспект урока.
1. Понятие спроса и предложения.
Саморегулирование рынка происходит за счет взаимодействия рыночных механизмов: спрос и предложение. Поэтому для адаптации в современных условиях необходимы знания по формированию спроса, предложения и рыночных цен.
Цена в рыночной экономике – это сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, которые принимают решения о том, сколько производить продукции. На цену ориентируются и потребители, когда принимают решение, какие товары и в каком количестве им можно купить. Ценовой ориентир играет важную роль в развитии экономики на микро- и макроуровне.
1.1 Понятие спроса.
Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определённой цене.
Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания покупателей осуществимы. Кроме желания нужно располагать возможностью их купить, т.е. обладать покупательской способностью.
Количественно спрос можно измерять показателем “величина спроса”.
Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Закономерность изменения величины спроса определяется шкалой спроса и графическим изображением в виде кривой спроса. (Приложение, слайд 1)
На основании этого можно сформулировать закон спроса:
“ При прочих равных условиях изменение величины спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара. Чем выше цена, тем меньше количество проданного товара”.
Следствия закона спроса. Обоснование закона спроса может подтверждаться следующими явлениями в экономике:
  1. Ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным. Чем выше цена, тем более непреодолимым становится ценовой барьер. Для его снижения широко практикуются распродажи.
  2. Эффект дохода: снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя. Доход в этом случае не меняется, а экономия денег даёт возможность приобрести новый товар.
  3. Эффект замещения: если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешёвому товару.
  4. Принцип убывания предельной полезности: полезность каждой последующей покупки снижается по сравнению с первой; например: бутылка “Фанты” в жаркий полдень. Покупатель согласится купить менее полезный товар только по низкой цене.
  5. Эффект Гиффена: английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837-1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведёт к повышению спроса.В семьях с низким достатком увеличиваются расходы на основные продукты питания, несмотря на их удорожание.
Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
  1. Качество и ассортимент данного товара. (Приложение, слайд 2)
  2. Уровень дохода населения. (Приложение, слайд 3).
  3. Цены на дополняющие товары. (Приложение, слайд 4)
  4. Цены на товары – заменители. (Приложение, слайд 5)
  5. Мода, вкусы и предпочтения. (Приложение, слайд 6)
  6. Климатические и сезонные условия. (Приложение, слайд 7)
  7. Ожидание изменений доходов и цен.
1.2 Понятие предложения.
Предложение
– это желания и способность продавца реализовать товар по данной цене.
Желания продавца (производителя) определяются количеством прибыли от бизнеса. Способности характеризуются знаниями технологического процесса при производстве товара и навыками торговли.
Количественно предложение можно измерять показателем “величина предложения”.
Величина предложения – это количество товара, которое продавец предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Закономерность изменения величины предложения определяется шкалой предложения и графическим изображением в виде кривой предложения. (Приложение, слайд 8).
На основании этого можно сформулировать закон предложения:
“ При прочих равных условиях изменение величины предложения находится в прямой зависимости от изменения цены данного товара. Чем выше цена, тем больше товара предлагается к продаже”.
Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения.
  1. Качество и ассортимент данного товара. (Приложение, слайд 9).
  2. Цены на ресурсы: сырьё, топливо, электроэнергия. (Приложение, слайд 10)
  3. Усовершенствование технологии производства.
  4. Цены на товары – заменители. (Приложение, слайд 11)
  5. Налоги, дотации, субсидии.
  6. Количество конкурентов.
2. Установление рыночных цен.
Взаимодействие спроса и предложения формирует цены на рынке. При пересечении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия.
Равновесная цена – цена, при которой количество товара, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара, которое готовы купить покупатели. Данная цена устраивает продавца и покупателя.
В точке равновесия величины спроса и предложения совпадают. На основании этого можно сформулировать условие равновесия: Qd = Qs.
Если условие равновесия не соблюдается, то на рынке может сложиться положение дефицита или избытка товара. (Приложение, слайд 12)
а) избыток товара: Qd < Qs, Ртов > Pp; при увеличении предложения цена товара снижается. (Приложение, слайд 13)
б) дефицита товара: Qd > Qs, Ртов < Pp; с увеличением спроса цена товара на рынке повышается. (Приложение, слайд 14)
3. Реакция рынка на изменение...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.29 | Просмотров: 2760

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340