Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Интегрированный урок по теме Путешествие по материку Южная Америка (с использованием ИКТ)
Автор(ы): Сабельникова-Бегашвили Наталья Николаевна, заведующая кафедрой ЕНД
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания школьников о природе и населении континента. Задачи: Образовательная: закрепить знания учащихся о материке Южная Америка; сформировать умения планировать ответ по теме, используя данные компьютерной программы. Воспитательная: содействовать воспитанию навыков индивидуальной и коллективной работы, умения слушать друг друга, воспитывать чувства прекрасного к окружающей природе. Развивающая: используя ИКТ, отработать навыки работы с тематическими, контурными картами, с текстом; развивать интерес к предметам информатики и географии; Тип урока: обобщающий интегрированный урок по теме. Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, тематические карты Южной Америки, географические атласы, тестовые задания. Мультимедийные ресурсы: мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений “География 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий, собственная разработка – презентация “Урок-путешествие”. ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Вводное слово учителя. Урок начинается с чтения стихотворения об Америке. Окруженная шумом и шепотом, Облаченная в зеленую растительность ты, О тебе, далекая Америка, Говорят все природные тайны твои. Ты являешься частью Гондваны, Континентом являешься ты, Ты богатствами нас удивляешь И веселым карнавалом любви. Учитель: Неслучайно наш урок начался именно с этих строк. Как вы, думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? – Правильно! О Южной Америке. Сегодня на уроке попробуем совершить заочное путешествие по материку. Южная Америка – четвертый по площади материк (18,1 млн. км2), обладающий значительными запасами полезных ископаемых, в том числе и драгоценных камней как алмаза, опала, изумруда и владеющий сокровищами самого большого тропического леса – сельвы. Она занимает 7 млн. км2 в Амазонском бассейне. Пышная сельва служит домом для различных растений и животных: 750 видов деревьев, около 1500 видов цветов, 125 видов млекопитающих, 400 видов птиц и множества насекомых, многие из которых являются эндемиками. На территории этого необычного континента выращивается большая доля мирового урожая кофе, когда-то привезенное поселенцами из Европы. И начнем мы наше заочное путешествие с географического положения материка. 1. Учитель: Как узнать, где этот южный материк? Исследователь без карты не привык. Выйдем мы из положенья: Карту создадим в одно мгновенье? Комментарий: Учащимся предлагается разделиться на группы: 1-я группа выполняет задание на контурной карте “Южная Америка” и обозначает моря, океаны, реки, озера и проливы. 2-я группа выполняет это же задание с использованием компьютера. Учитель: Что ж! Сравним с физической картой. Думаю, что вы справились с этим заданием. Как вы считаете? Так, какие же особенности имеет этот материк? Давайте их назовем. Учащиеся: Южная Америка – самый увлажненный материк земного шара. Анды – самые длинные горы. Титикака – самое высокогорное озеро. Атакама – самая сухая пустыня. Анхель – самый высокий водопад (1054 м). Игуасу – крупнейший водопад Бразильского плоскогорья, природный памятник национальных парков Бразилии и Аргентины. Водопад Игуасу 2. Учитель: Вы представьте, что друзья, Ведь проплыв они сюда, Много чудного узнали, О народах рассказали. Комментарий: Учащимся предлагается викторина “Исследователи Южной Америки”. Вопросы: - Считается, что Америку открыл Колумб. А в честь какого ученого она получила такое название? (Америго Веспуччи).
- О мореплавателе, исследовавшем Америку, напоминает название страны. О каком путешественнике идет речь? (Христофор Колумб).
- Именем, какого мореплавателя назван пролив? (Фернан Магеллан).
- Этот путешественник является автором 30-томного труда “Путешествие по тропическим областям Нового света, совершенное в 1799-1804 гг.”. (Александр Гумбольдт).
- Этот русский ученый установил центры происхождения культурных растений? (Николай Вавилов).
Вы с эти заданием неплохо справились. Продолжим наше путешествие. 3. Учитель: Я помню чудо дивное – погоду необычную: То с ярким знойным солнышком и с проливным дождем; То с западными ветрами и с зимами холодными... В горах легко нам дышится. Чарующие звуки запали глубоко. Комментарий: На климатической карте Южной Америки обозначены условными знаками территории, для которых необходимо составить описание климата. Работа выполняется в парах. 1 ряд дает характеристику бассейна р. Амазонки; 2 ряд – пустыни Атакама; 3 ряд – плато Патагония. Учащиеся: Бассейн р. Амазонки лежит в экваториальном поясе, характерны высокие температуры и достаточное количество осадков… Пустыня Атакама расположена в тропическом поясе, характерен засушливый климат, малое количество осадков из-за холодного Перуанского течения. Плато Патагония лежит в умеренном поясе, преобладают холодные западные ветры. 4. Учитель: Где-то под руками были близко Барона Мюнхгаузена записки. Он себя считает знатоком, Этот континент ему знаком. Комментарий: Учащимся предлагается текст, в котором надо найти географические ошибки, если считать, что правдивой является только первая фраза текста. Возглавляемая мною экспедиция достигла самой возвышенной точки южного полушария. С нее открывался царственный вид во все стороны. На севере – истоки одной из полноводных рек мира, которая несет свои воды в Тихий океан. На востоке и юге – пространства, покрытые степной растительностью. На западе – безбрежные пространства Атлантического океана. В пути нам пришлось преодолеть джунгли, где рычали львы и тигры, прыгали по баобабам шимпанзе. Ниже пояса джунглей мы попали в саванну, где бродили зебры и антилопы. Когда мы подошли к океану, то увидели плавающих на воде пеликанов. Под кроной одного из буков я написал отчет о своей экспедиции. 5. Учитель: Вам открыты страны континентов, Путешествуй, отдыхай! Коль в Америку поедешь, Этикеты соблюдай. Комментарий: Учащимся предлагается выполнить в тетрадях тест “Страны и народы Южной Америки”. Вопросы: 1. Какую страну называют страной “зеленого золота” и “золотых плодов”: а) Бразилия; б) Ар...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.12.29 | Просмотров: 2778
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|