Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-презентация результатов исследовательского проекта по теме: Изучения изменения рельефа временными водотоками в условиях южной подтайги. 6-й класс - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок-презентация результатов исследовательского проекта по теме: Изучения изменения рельефа временными водотоками в условиях южной подтайги. 6-й класс


Автор(ы): Муратов Марат Исамитдинович, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
При изучении темы «Рельеф Земли» в начальном курсе физической географии в 6 классе, учащимися данного класса была начата исследовательская работа в форме проекта на тему «Изучение изменения рельефа временными водотоками в условиях южной подтайги» (слайд №1 Презентации 1 - Заставка). Предлагаем разработку урока-презентации результатов проекта.
Организационная часть урока
Учитель
Уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в нашем пресс-центре! Сегодня мы представляем результаты нашей исследовательской работы по изучению изменений рельефа в окрестностях нашего села под действием временных водотоков. Слово передаю авторам проекта – координатору проекта Ученик 1.
Презентация
Координатор – Ученик 1.

Одним из элементов изменения рельефа под действием внешних сил природы, является процесс образования оврагов. Эти процессы протекают с разной скоростью в зависимости от условий взаимодействия основных компонентов природы: почв, растительности, климата.
Вмешательство хозяйственной деятельности человека может явиться причиной или катализатором эрозии почв. Следствием является появление и развитие обширной овражно-балочной сети.
Перед тем, как продолжить работу разрешите представить старших групп:
технический отдел – Ученик 2,
отдел камеральной обработки – Ученик 3,
отдел графической обработки – Ученик 4.
Слово предоставляю Ученику 4.
Ученик 4
Наше село находится в зоне южной подтайги. Объект исследования расположен на южной окраине нашего села. Он представляет собой интенсивно развивающийся овраг среди живописного участка соснового леса, на левом берегу безымянной речки (рисунок 1).
Овраг образовался в результате эрозионного размыва склона временными водотоками. Склон сложен слабозадернованной подзолистой почвой. Перед Вами сейчас на экране почвенный профиль участка исследования.
Почвенный профиль состоит из 3-х горизонтов (слайд №2):
- верхний А0, толщиной около 5 см. Он состоит из опада трав и хвои,
- ниже В1, толщиной до 12 см, с малым содержанием гумуса, слабо-коричневого цвета,
- и далее В2, песчаный.
В качестве предмета исследования мы определили процесс эрозионного размыва почвы склона. Визуальное наблюдение ведется с августа 2004 года. Учитывая, что к концу осени 2002 года объекта исследования на наблюдаемом участке не существовало, мы определили три цели исследования (слайд №3):
1. Выявление механизма эрозионного размыва,
2. Оценку количественных характеристик размыва.
3. Выявление факторов – причин возникновения оврага.
Координатор – Ученик 1.
Мы предполагаем, что (слайд №4):
  1. Хозяйственная деятельность человека послужила причиной образования оврага,
  2. Направление вектора развития оврага в длину совпадает с траекторией пути волочения строевого леса.
  3. Лесопосадка в створе развития оврага может остановить рост оврага.
Для достижения поставленной цели определились с задачами нашего исследования (слайд №5):
  1. Выработать методику наблюдения над предметом исследования.
  2. Проведение регулярных замеров на объекте исследования.
  3. Осуществить пересадку саженцев сосны
  4. Определение параметров эрозионного размыва в глубину, ширину за 1 год. Рассчитать объем вынесенного материала.
  5. Смоделировать механизм эрозии, сделать выводы и дать рекомендации.
С решением первой задачи Вас ознакомит технический отдел.
Ученик 2

Основная причина образования оврага заключается в разрушительной деятельности временных водотоков. Главным образом, при таянии снега весной и после дождей летом и осенью. Процесс образования и развития оврага проявляется в виде физических процессов роста эрозионного вреза в глубину, ширину и длину. Динамику роста можно визуально пронаблюдать. Следовательно, путем регулярных замеров можно оценить их величину.
Измерительные работы проводились в следующие сроки:
- весной после полного таяния снега и схода талых вод
- в конце каждого месяца с июня по октябрь, т.е. всего 5 замеров в течение лета и осени, так как именно в этот период выпадают осадки в виде дождя.
- и один контрольный замер в январе.
С методикой выполнения замеров Вас ознакомит моя коллега Ученик 5.
Ученик 5
Оценку динамики развития оврага можно осуществить путем построения поперечных профилей в постоянных контрольных точках. Для составления профиля поперечного сечения нужно провести комплекс замеров на овраге (слайд №6).
Для измерения глубины использовали рейку, концы которого лежат на бровках оврага. Положение рейки – строго горизонтальное. Поверх рейки вытягивается рулетка. Нуль рулетки совмещается с краем оврага и делается первый замер – это ширина оврага в данной точке.
Полученные данные сразу записываем в дневник замеров (слайд №7).
Дальше определяем количество замеров глубины. Их число равно числу точек изгибов ложбины оврага (слайд №8). В первой точке ставится строго вертикально линейка. Определяется отступ от края оврага по горизонтальной рейке. Потом измеряется глубина оврага в этой точке. Точно также проводим замеры в остальных точках ложбины оврага.
После проведения замеров во всех точках наблюдения, полученные данные остается обработать и построить профили поперечного сечения оврага.
Координатор Ученик 1.

Таким образом, мы ознакомили Вас с теоретическими основами проекта. Далее мы перейдем к конкретным результатам и выводам нашего проекта. Слово предоставляю отделу графической обработки данных. Ребята проанализировали дневники и построили профили поперечного сечения. Вам слово.
Ученик 3
Для оценки динамики роста оврага были заложены шесть контрольных точек. Результаты замеров мы преобразовали в чертежи профилей поперечного сечения ложбины оврага (приложение №2). При построении использовали единый горизонтальный и вертикальный масштаб.
Для сравнения на октябрьские профили 2006 года сделали наложение профилей октября 2005 года. Это позволило проследить изменения в профиле во времени и оценить динамику глубины и ширины оврага.
Итак, прошу обратить внимание на экран. К примеру, перед Вами наложение профилей октября 2005 и 2006 года в контрольной точке № 4 (слайд №9). Напомню, все они построены в едином горизонтальном и вертикальном масштабе. Из наложения сразу заметно изменение профиля оврага за 1 год. Причину мы видим в обильных осадках. 57 суток в течение лета и осени прошедшего 2006 года шли как проливные, так и моросящие дожди.
Для оценки динамики роста оврага в зимнее время мы сравнили профили той же точки за октябрь 2006 и январь 2007 года (слайд № 10). Как видите из наложения, профили почти просто совпали. Таким образом, за зимние месяцы динамику роста оврага мы не обнаружили.
Построенные профили для дальнейшего анализа и расчетов были переданы в отдел камеральной обработки.
Ученик 4

Я хочу обратить внимание на модель механизма развития эрозии. Мы представили его в два этапа (слайд №11). Итак, первый этап водной эрозии. В результате обработки профилей летних месяцев мы выявили, что углубление и расширение оврага происходит в результате вымывания и транспортировки ручьями песчаного грунта почвенного горизонта В2. Фракции песка выносятся по дну оврага в протекающую ниже по склону безымянную речку, которая дальше переносит их в реку Агитку.
Второй этап эрозии (слайд №12). После вымывания образуются свисающиеся бровки. Они через некоторое время под своей тяжестью обрушаются в ложбину оврага (рисунок 2). Их обломочный материал также в течение времени постепенно выносится ручьями. Таким образом, овраг растет по трем векторам эрозии – в ширину, глубину и длину.
Координатор Ученик 1

Уважаемые гости! Таким образом, наша группа провела серию замеров на объекте исследования. Далее мы сделали графическую интерпретацию полученных данных. В результате выполненных действий мы подошли к реализации 4 задачи, которую мы ставили перед проектом. То есть мы сейчас можем определить параметры эрозионного размыва за 1 год. Используем 3-х ступенчатый анализ полученных данных.
Итак, внимание на следующий слайд (слайд №13). Возьмем, например, наложение профилей контрольной точки № 5. Путем простых замеров и расчетов определяем динамику эрозии в ширину для данной точки. Заполняем лист расчета.
Дальше определяем глубину в точках изгиба профиля за последний год. Здесь 5 точек замера глубины. Измерив, полученные данные также заносим в лист расчета. Среднеарифметическое этих глубин и есть средняя величина эрозии в глубины для контрольной точки №5. Точно также определяем среднюю глубину эрозии для других контрольных точек.
После анализа профилей и заполнения всех расчетных листов, мы составили сводную таблицу (слайд №14), содержание, которого характеризует предмет нашего исследования. Извлечение средней величины из средних глубин всех контрольных точек дает показатель эрозии в глубину для оврага в целом. Это – 34, 7 см. Точно также вычисляем среднюю ве...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.31 | Просмотров: 1781

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340