Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Регуляция мыслительной деятельности в процессе формирования системы ценностных ориентаций в ранней юности - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Регуляция мыслительной деятельности в процессе формирования системы ценностных ориентаций в ранней юности


Автор(ы): Прищепа Татьяна Александровна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ранняя юность – начало практической реализации жизненных планов. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения. Вместе с нравственными установками рождаются ответы на вопросы: “каким быть?”, “кем быть?”. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения. Ранний юношеский возраст – начальный период становления социальных, политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других позиций человека.
Формирование новых экономических отношений в стране вызвало резкое изменение социальных ориентиров общества, а также изменение содержания ценностных категорий. Все это усложняет ситуацию социального выбора и принятия норм подрастающим поколением. Отсутствие идеологических ориентиров, плюрализм и противоречивость мнений, изменчивость экономической ситуации создают особые условия в осуществлении выбора ценностных ориентаций молодыми людьми.
Ценностная ориентация, по мнению многих исследователей данной проблемы, это выборочное отношение человека к материальным и духовным ценностям, зависящее и в тоже время, определяющее установки этого отношения, мотивы деятельности, характер поведения личности.
Ценностные ориентации рассматриваются так же, как система воспринятых личностью социальных ценностей, которая выступает одним из факторов определения движения личности от настоящего к будущему, ибо, планируя свое будущее, определяя свои цели, смысл жизни, средства их достижения, человек учитывает определенную иерархию ценностей общества, выбирая те из них, которые более всего отвечают его интересам и потребностям. Выбранные человеком из этой иерархии ценности становятся для него главными смысло – жизненными ориентирами, которые и определяют его мотивы деятельности. В связи с этим, ценностные ориентации иногда рассматриваются как высший уровень диспозиционной структуры личности, направленности целей ее жизнедеятельности и средств их достижения [3].
В научной литературе выделяются развитые, устойчивые, непротиворечивые ценностные ориентации и, наоборот, неустойчивые, неразвитые, противоречивые. Первый тип ценностных ориентаций свидетельствует о зрелости личности, устойчивости и сформированности ее интересов, идеалов, потребностей, образа будущего. Развитые, устойчивые ценностные ориентации обуславливают такие качества личности, как целостность, надежность, верность определенным идеалам, способность к волевым действиям для их достижения. Неразвитые, неустойчивые, противоречивые ценностные ориентации, наоборот, являются причиной непоследовательности в поведении индивида, признаком его инфантильности, неопределенности смысла жизни, противоречивости интересов, неустойчивости идеалов и тому подобное. Устойчивые, глубоко осознанные ценностные ориентации оказывают регулирующее, мотивирующее воздействие на личность даже в том случае, если по каким-либо причинам ею недостигнуты поставленные жизненные цели. Ценностные ориентации в данной ситуации побуждают личность искать возможности и способы достижения этих целей, пути преодоления имеющихся препятствий. Система противоречивых ценностных ориентаций приводит к несовпадению потребностей, интересов личности с возможностями их удовлетворения, отрицательно влияет на жизненное самоопределение личности.
Ценностные ориентации, будучи одним из важных компонентов внутренней структуры личности, не только влияют на определение смысла жизни, они также выступают своеобразными критериями оценивания явлений окружающей действительности. Чтобы выполнять эти функции и обеспечить свободу выбора личностью жизненных ориентиров, которые бы удовлетворяли ее потребностям, соответствовали ее интересам и реальным возможностям, ценностные ориентации всегда отражают определенный уровень культуры (личности, социальной группы, общества).
Определяя свою систему ценностных ориентаций, личность выявляет степень осознания ценности явлений материальной и духовной культуры общества, дает свою оценку этим явлениям (предметам), проявляя при этом уровень своей культуры, свои вкусы, взгляды, мировоззрение и вообще представление о целях и смысле жизни [2].
Какой образ будущего формируется у сегодняшних юношей и девушек? Какие факторы влияют на формирование структуры ценностных ориентаций? Именно эти вопросы лежат в основе предлагаемого исследовательского материала.
В исследовании принимали участие 80 учащихся 11-х классов школ, лицеев, гимназий города Томска. В качестве методов исследования были использованы: методика “Ценностные ориентации” (М.Рокич); методика “Субъективный контроль” (Д.Роттера); методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (“Я” идеальное).
Методика “Субъективный контроль (СК)” (Д.Роттер) позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемых уровень СК над разнообразными жизненными ситуациями. Люди различаются между собой по тому, где и как они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей, обстоятельств и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Анализируя полученные результаты, следует отметить, что 82% от общего числа показателей находятся в области экстернального локус-контроля.
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (“Я” идеальное) использовалась для исследования представлений испытуемых о себе. В результате обработки данных средние по трем факторам у подавляющего большинства ребят (около 70%) оказались за пределами адаптивного поведения (превысили 8-ми бальное значение):
  • авторитарность, что интерпретируется как “тип сильной личности, доминантный, энергичный лидер, требующий уважения к себе, не умеет принимать советы других”;
  • дружелюбие – “дружелюбный, любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех”;
  • альтруизм – “всегда приносит в жертву свои интересы, стремиться помочь и сострадать всем”.
Необходимо обратить внимание на высокую степень рассогласованности в самооценке Я-идеального у учащихся – совмещение авторитарности и альтруизма (совершенно противоположных качеств), причем в границах экстремального поведения. Такое противоречие в представлениях ребят говорит о низкой степени осознания образа себя в будущем.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самой себе, основу мировозрения. В методике “Ценностные ориентации” (М.Рокич) выделяется два типа ценностей: терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремится и инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Интересными являются результаты по списку терминальных ценностей. Такие ценности, как друзья, любовь, свобода (независимость) занимают позиции в первой пятерке рейтинга. Это неслучайно, т.к. подростковый возраст выделяется как особый период развития со своими особенностями. Основными новообразованиями данного периода являются: ведущая деятельность – интимно-личностное общение; формирование референтных групп, “мы – концепции”; развитие чувства взрослости и стремления к независимости. Существуют еще две ценности, которые занимают ведущие позиции в списке: материально обеспеченная жизнь и здоровье. Думается, что эти ценностные категории есть отражение подростками социальных приоритетов общества. Стоит обратить внимание на ценностную категорию, которая указана подростками в первой половине списка – интересная работа. Данная категория является очень значимой в период окончания школы и выбора собственной жизненной траектории. Именно она во многом и определяет этот выбор, потому что является очень конкретной.
Анализируя результаты по списку инструментальных ценностей можно сделать вывод о том, что такие ценности, как независимость (самостоятельность), жизнерадостность занимают места в первой половине списка и являются актуальными для данного возраста. Актуальной и важной на данном отрезке жизненного пути является ценность – образованность. Думается, что такие категории, как честность и эффективность в делах (трудолюбие) являются результатом влияния общечеловеческих ценностей. Особое внимание обращает на себя следующий момент: честность занимает одну из первых позиций в рейтинге, трудолюбие – одну из последних позиций.
Подводя итоги, можно выделить противоречие: терминальная ценность “материально обеспеченная жизнь” имеет достаточно высокий рейтинг, при этом инструментальная ценность “трудолюбие”- одна из последних, а категория “высокие запросы” вообще занимает предпоследнее место в списке их 18 ценностей.
Представляется интересным привести результаты исследования, которое было проведено старшеклассницами Академического лицея Белоусовой Марией и Дудниковой Яной в 2005 году в рамках областного проекта “Юные дарования – Томску”. Целью исследования было выявление факторов, влияющих на формирование уровня притязаний и определение уровня реальных достижений старшеклассников. Обращает на себя внимание возникший в процессе опроса вывод: нынешние старшеклассники имеют смутное представление (или не имеют его вовсе) о том, как сложно добиться каких-либо высоких карьерных показателей, как много сил, времени потребуется для того, чтобы завоевать карьерные “высоты”, какие огромные вложения труда, упорства, ответственности требуются для того, чтобы построить свою жизненную и карьерную стратегии.
Возникает вопрос, почему, имея достаточно сильное желание добиться высокого положения в обществе, иметь высокий уровень материальной обеспеченности, нынешние старшеклассники практически не предпринимают никаких волевых усилий для того, чтобы их желания действительно стали реальностью?
Обратимся к “диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности” В.А.Ядова. Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т.е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни. В.А.Ядов предположил, что в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют диспозиционные образования, которые возникают всякий раз при встрече определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения.
Выделяются четыре уровня диспозиций:
  • первый уровень составляют элементарные фиксированные установки- они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения,
  • второй уровень – более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе- социальные фиксированные установки или аттитюды; они имеют сложную трехкомпонентную структуру – когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты,
  • третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой, как конкретная работа, конкретная область досуга); имеют трехкомпонентную структуру,
  • высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций, которые регулируют поведение личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, обусловленные типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.
Предложенная структура, взятая в целом, может выступать как регулятивная система по отношению к поведению. Высшие уровни так или иначе – не обязательно в прямом виде, но через сложные системы опосредования – играют свою важную роль в регуляции социального поведения на всех уровнях. Аттитюдная оценка – это почти всегда отражение ценности более высокого порядка. Социальная деятельность индивида может порождаться как за счет того, что он прямо отражает социальные ценности (отражают интересы сохранения и развития внешних систем), так и за счет того, что он отражает только свои собственные ценности, которые могут совпадать или нет с социальными. Нередко имеет место конфликт между ценностями независимости от непосредственного социального окружения и ценностями интеграции с ним, или между желаниями человека руководствоваться своими собственными потребностями и потребностями непосредственного социального окружения. Некоторые социальные ценности принимаются индивидом (интернализация ценностей) и начинают выступать в качестве конечных индивидуальных ценностей. Реальная деятельность во многом зависит от того, на какие ценности более ориентирован индивид. Большое значение на реальное поведение оказывает связь, которая существует между ценностями и социальными установками во внутренней структуре личности. Если ценность понимать как то, что для человека особенно важно в жизни, то, чему он придает особый жизненный смысл, а социальную установку, как устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или к чему-либо, то очевидно, что самое важное – ценности будут играть самую значимую роль на формирование установок.
Можно выдвинуть предположение о том, что если некоторая ценностная ориентация личности в большей степени является неосознанной, то и в структуре социальной установки по отношению к событиям, моментам жизни, в которых данная ценность является значимой, будет преобладать аффективный компонент. Чем больше ценностей будут неосознанными, тем более эмоциональное реагирование на различные ситуации будет демонстрировать индивид, тем меньшую мотивационную силу будут иметь цели жизнедеятельности и соответственно, меньше целенаправленных усилий будет прилагаться человеком для достижения определенного результата.
На разных уровнях диспозиций аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты проявляются в специфических формах, а главное, удельный вес каждого из них различен. “В относительно более простых ситуациях аффективный компонент играет значительную роль. Иное дело – самые высшие уровни регуляции поведения и деятельности человека, где сама деятельность может быть освоена только при условии ее осмысления, осознания. Здесь преобладающее выражение получает когнитивный компонент. Нельзя представить себе систему ценностных ориентаций личности, включающую отношение к основным ценностям жизни, таким как труд, мораль, политические идеи, построенную преимущественно на эмоциональных оценках”. [1]
Если обратиться к результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в системе ценностных ориентаций подростка большую роль занимает именно аффективный компонент, преобладает эмоциональная оценка. Думается, именно поэтому система ценностных ориентаций старшеклассников не является регулирующим фактором реального поведения.
Возникает вопрос: что произойдет с системой ценностных ориентаций, если увеличить когнитивный компонент через осмысление таких понятий, как “успешность”, “высокий уровень материальной обеспеченности”, “высокооплачиваемая работа”, “собственное дело, бизнес”? Осмысливая данные понятия, необходимо рассмотреть следующие основные моменты: смысловое наполнение понятий, какие виды успешности можно выделить в российском социуме, критерии успешности, как можно достичь успешности, преимущества успешного человека, то, от чего придется отказаться, двигаясь к намеченной цели, какие трудности могут встретиться на пути к достижению цели, глобальные, “дальние” цели жизнедеятельност...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.12.31 | Просмотров: 1733

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340