Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Эколого-географическое исследование природных экосистем - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Эколого-географическое исследование природных экосистем


Автор(ы): Платонов Андрей Александрович, учитель экологии и географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Одна из основных идей курса - ознакомительная. Учащиеся, прошедшие данный курс и освоившие элементарные навыки полевой работы, могут в дальнейшем углубить свои знания и умения, при обучении в классах эколого-технического, эколого-географического и биолого-географичесекого профиля. В программе, объемом 21 час, большая часть занятий ориентирована на практическую учебно-исследовательскую деятельность учащихся, в пределах буферной и охранной зон Юнтоловского заказника. Внимание учащихся так же будет обращаться на территорию микрорайона Лицея 554 и озеро Долгое.
В данной программе предусмотрена интеграция различных областей знаний - биологии, географии, истории, химии и экологии.
Программа реализуется в следующей логической последовательности: в начале, в течение трех часов, вводная теоретическая информация, по природоохранным объектам Санкт-Петербурга и их типах; а также методах исследования природных экосистем (минимальный набор). Затем самая главная часть программы – поисковая деятельность учащихся в пределах заказника, во время трех последующих занятий. Во время второго занятия преподаватель совместно с учащимися проводит обучающие мониторинги различных экосистем заказника. Третье и четвертое занятие – объемом по четыре часа каждое, представляет собой практическую работу учащихся на территории охранной зоны Юнтоловского заказника. Данные занятия необходимо проводить в различные учебные дни, выделяя полный учебный день.
Работа учащихся в заказнике осуществляется, главным образом, в группах по 3-5 человек. Во время второго занятия учащиеся практически разбирают основные методы работы на местности. А в течение третьего и четвертого углубленно работают по выбранным методам исследования, под руководством преподавателя.
И заканчивается курс камеральной обработкой, собранной эколого-географической информации и составлением отчета учебными группами по проделанной работе.
Работа учащихся объемом обычно не более 20-22 страниц печатного текста, должна иметь титульный лист и страницу содержания работы. Работа включает в себя введение, с общим описанием Юнтоловского заказника; главу, содержащую данные по теме исследования и применяемые методики. Но основное содержание работы раскрывается в главе по результатам исследований с бланками наблюдений, рисунками, фотографиями, схемами и диаграммами. Также необходимо небольшое заключение.
Каждая группа защищает свой полевой отчет и отвечает на возникающие вопросы, при этом вопросы задаются как группе в целом, так и конкретному учащемуся, отвечающему за данный раздел отчета. Оценка работы каждого учащегося происходит дифференцированно с учетом результатов полевого и камерального этапов, а также защиты отчета и ответов на вопросы, при этом учитывается мнение бригадира группы.
Учащиеся, успешно прошедшие данный элективный курс получают удостоверение об окончании, которое входит в портфолио ученика.
Учащимся, показавшим наиболее значимые результаты при прохождении данного предпрофильного курса, предоставляется возможность дальнейшей работы над понравившейся темой, результатом которой должна стать научно-исследовательская работа, которая, в дальнейшем, может быть направлена на Городскую экологическую олимпиаду и различные конкурсы.
При создании научно-исследовательской работы (проекта) учащийся, или творческая группа учащихся, состоящая из 2-3 человек, систематизирует весь накопленный материал, по данной проблеме. При необходимости проводятся дополнительные полевые и камеральные исследования, в том числе и геохимические анализы с использованием тест-систем и тест-комплектов ЗАО «Крисмас+». Но данный вид исследований все же больше ориентирован на учащихся специализированных 8-9 классов.
Важно заметить, что с учащимися, которые будут обучаться в 8 классах соответствующих профилей, данная работа может быть продолжена с дополнительным использованием геохимических методов исследования природных экосистем.
Разумеется, работа в рамках данного элективного курса возможна и на базе других природных объектов.

Учебно-тематический план

Тема занятия Всегочасов В том числе
лекция практикум семинар
Тема 1: Введение – 3 часа
1 Типыприродоохранных территорий 1 1 ? ?
2 Природоохранныеобъекты Санкт-Петербурга 1 1 ? ?
3 Методыэколого-географических исследований на местности 1 1 ? ?
Тема 2: Учебный практикум в Юнтоловскомзаказнике – 5 часов
4 Гидрологическиймониторинг 1 ? 1 ?
Метеорологическийи радиационный мониторинг 1 ? 1 ?
Изучениепочв, четвертичных отложений и форм рельефа 1 ? 1 ?
Мониторинглесных и болотных экосистем 2 ? 2 ?
Тема 3: Комплексное исследование экосистемЮнтоловского заказника – 8 часов
5 Гидрометеорологическиймониторинг экосистем 4 ? 4 ?
6 Мониторинг лесных и болотныхландшафтов охранной зоны Юнтоловского заказника 4 ? 4 ?
Тема 4: Камеральная обработка результатовполевых работ - 3 часа
7 Методы обработки различных видовинформации 2 2 ? ?
8 Правилаоформления отчетной работы и процедуры защиты 1 ? ? 1
Тема 5: Групповая защита отчета – 2часа
9 Защитаучебными бригадами отчетов 1 ? ? 1
10 Подведениерезультатов работы 1 ? ? 1
Итого: 21 5 13 3

Содержание программы

  1. Введение ? Типы природоохранных объектов, природоохранные объекты Санкт-Петербурга. Методы эколого-географических исследований на местности, их цели и задачи ? 3 часа;
  2. Учебный практикум в Юнтоловском заказнике ? мониторинг лесных и болотных экосистем заказника; гидрологический мониторинг реки Каменка (температура воды, ее физические и химические свойства, скорость течения, промер параметров русла и его глубины, русловые и прирусловые образования); метеонаблюдения на территории заказника (t, направление и скорость ветра, облачность, влажность, атмосферные явления и т.д.); изучение разрезов болотно-торфяных и других видов почв; исследование рельефа (абсолютные и относительные высоты, работа с планами местности) и четвертичных отложений (аллювиальные, бо...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.01 | Просмотров: 2341

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340