Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Эколого-географическое исследование природных экосистем
Автор(ы): Платонов Андрей Александрович, учитель экологии и географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Одна из основных идей курса - ознакомительная. Учащиеся, прошедшие данный курс и освоившие элементарные навыки полевой работы, могут в дальнейшем углубить свои знания и умения, при обучении в классах эколого-технического, эколого-географического и биолого-географичесекого профиля. В программе, объемом 21 час, большая часть занятий ориентирована на практическую учебно-исследовательскую деятельность учащихся, в пределах буферной и охранной зон Юнтоловского заказника. Внимание учащихся так же будет обращаться на территорию микрорайона Лицея 554 и озеро Долгое. В данной программе предусмотрена интеграция различных областей знаний - биологии, географии, истории, химии и экологии. Программа реализуется в следующей логической последовательности: в начале, в течение трех часов, вводная теоретическая информация, по природоохранным объектам Санкт-Петербурга и их типах; а также методах исследования природных экосистем (минимальный набор). Затем самая главная часть программы – поисковая деятельность учащихся в пределах заказника, во время трех последующих занятий. Во время второго занятия преподаватель совместно с учащимися проводит обучающие мониторинги различных экосистем заказника. Третье и четвертое занятие – объемом по четыре часа каждое, представляет собой практическую работу учащихся на территории охранной зоны Юнтоловского заказника. Данные занятия необходимо проводить в различные учебные дни, выделяя полный учебный день. Работа учащихся в заказнике осуществляется, главным образом, в группах по 3-5 человек. Во время второго занятия учащиеся практически разбирают основные методы работы на местности. А в течение третьего и четвертого углубленно работают по выбранным методам исследования, под руководством преподавателя. И заканчивается курс камеральной обработкой, собранной эколого-географической информации и составлением отчета учебными группами по проделанной работе. Работа учащихся объемом обычно не более 20-22 страниц печатного текста, должна иметь титульный лист и страницу содержания работы. Работа включает в себя введение, с общим описанием Юнтоловского заказника; главу, содержащую данные по теме исследования и применяемые методики. Но основное содержание работы раскрывается в главе по результатам исследований с бланками наблюдений, рисунками, фотографиями, схемами и диаграммами. Также необходимо небольшое заключение. Каждая группа защищает свой полевой отчет и отвечает на возникающие вопросы, при этом вопросы задаются как группе в целом, так и конкретному учащемуся, отвечающему за данный раздел отчета. Оценка работы каждого учащегося происходит дифференцированно с учетом результатов полевого и камерального этапов, а также защиты отчета и ответов на вопросы, при этом учитывается мнение бригадира группы. Учащиеся, успешно прошедшие данный элективный курс получают удостоверение об окончании, которое входит в портфолио ученика. Учащимся, показавшим наиболее значимые результаты при прохождении данного предпрофильного курса, предоставляется возможность дальнейшей работы над понравившейся темой, результатом которой должна стать научно-исследовательская работа, которая, в дальнейшем, может быть направлена на Городскую экологическую олимпиаду и различные конкурсы. При создании научно-исследовательской работы (проекта) учащийся, или творческая группа учащихся, состоящая из 2-3 человек, систематизирует весь накопленный материал, по данной проблеме. При необходимости проводятся дополнительные полевые и камеральные исследования, в том числе и геохимические анализы с использованием тест-систем и тест-комплектов ЗАО «Крисмас+». Но данный вид исследований все же больше ориентирован на учащихся специализированных 8-9 классов. Важно заметить, что с учащимися, которые будут обучаться в 8 классах соответствующих профилей, данная работа может быть продолжена с дополнительным использованием геохимических методов исследования природных экосистем. Разумеется, работа в рамках данного элективного курса возможна и на базе других природных объектов. Учебно-тематический план № | Тема занятия | Всегочасов | В том числе | лекция | практикум | семинар | Тема 1: Введение – 3 часа | 1 | Типыприродоохранных территорий | 1 | 1 | ? | ? | 2 | Природоохранныеобъекты Санкт-Петербурга | 1 | 1 | ? | ? | 3 | Методыэколого-географических исследований на местности | 1 | 1 | ? | ? | Тема 2: Учебный практикум в Юнтоловскомзаказнике – 5 часов | 4 | Гидрологическиймониторинг | 1 | ? | 1 | ? | Метеорологическийи радиационный мониторинг | 1 | ? | 1 | ? | Изучениепочв, четвертичных отложений и форм рельефа | 1 | ? | 1 | ? | Мониторинглесных и болотных экосистем | 2 | ? | 2 | ? | Тема 3: Комплексное исследование экосистемЮнтоловского заказника – 8 часов | 5 | Гидрометеорологическиймониторинг экосистем | 4 | ? | 4 | ? | 6 | Мониторинг лесных и болотныхландшафтов охранной зоны Юнтоловского заказника | 4 | ? | 4 | ? | Тема 4: Камеральная обработка результатовполевых работ - 3 часа | 7 | Методы обработки различных видовинформации | 2 | 2 | ? | ? | 8 | Правилаоформления отчетной работы и процедуры защиты | 1 | ? | ? | 1 | Тема 5: Групповая защита отчета – 2часа | 9 | Защитаучебными бригадами отчетов | 1 | ? | ? | 1 | 10 | Подведениерезультатов работы | 1 | ? | ? | 1 | Итого: | 21 | 5 | 13 | 3 | Содержание программы - Введение ? Типы природоохранных объектов, природоохранные объекты Санкт-Петербурга. Методы эколого-географических исследований на местности, их цели и задачи ? 3 часа;
- Учебный практикум в Юнтоловском заказнике ? мониторинг лесных и болотных экосистем заказника; гидрологический мониторинг реки Каменка (температура воды, ее физические и химические свойства, скорость течения, промер параметров русла и его глубины, русловые и прирусловые образования); метеонаблюдения на территории заказника (t, направление и скорость ветра, облачность, влажность, атмосферные явления и т.д.); изучение разрезов болотно-торфяных и других видов почв; исследование рельефа (абсолютные и относительные высоты, работа с планами местности) и четвертичных отложений (аллювиальные, бо...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.01 | Просмотров: 2341
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|