Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект занятий из раздела Познавательные процессы - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Конспект занятий из раздела Познавательные процессы


Автор(ы): Цыреньщикова Ольга Николаевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ПАМЯТЬ (2 урока)
Цель: дать определение памяти, как одного из важнейших психических процессов.
Задачи:
  1. Познакомить учащихся с видами памяти и механизмами запоминания.
  2. Предоставить возможность выявить индивидуальные особенности своей памяти.
  3. Освоить некоторые приемы мнемотехники.

Ход занятия

Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно скорее все укладывать все куда следует.
А.В.Суворов

Разминка

Передать информацию:
“22 мая в 11.15 по адресу: Пушкинская, 148, некая Валентина Евгеньевна будет зачитывать названия экзаменационных сочинений” быстро запомнит тот, кто 23 мая должен сдавать экзамен, а я, конечно, не вспомню этот адрес, время и имя, отчество”.

Работа по теме

Память — способность запоминать, хранить и в дальнейшем воспроизводить или узнавать то, что было увидено, услышано, прочитано или сделано. Памятью обладают не только люди, но и животные.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
У каждого человека свои, индивидуальные, особенности памяти, например, одни лучше запоминают услышанную информацию, другие — увиденную. Хорошая память помогает человеку добиваться успехов в учебе и работе.
Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Под продуктивностью памяти понимают ее объем, способность запомнить как можно больше материала. Главное из качеств, определяющих продуктивность памяти, — умение быстро извлекать (воспроизводить) из запаса запомнившихся сведений именно то, что необходимо в данный момент. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться, чтобы его можно было эффективно сохранить. Особое значение здесь приобретает способность находить в вещах сходство и различия (это уже процесс мышления). Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: “Память есть кладовая ума, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует”.
Виды памяти:
  1. По характеру психической активности:
  • двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем),
Например, когда вы разучиваете какой-то танец, то сразу вам довольно тяжело не сбиваться, вы постоянно следите за тем, какое “па” должно быть следующим. Когда же вы разучили танец, вы идете легко, не задумываясь над тем, что делать дальше. В этом вам помогает именно двигательная память. Некоторым людям с хорошо развитой двигательной памятью легче запомнить материал, который они записали.
  • эмоциональная память — это память на чувства.
Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
2.По предъявляемым стимулам (виду и форме информации) выделяют:
  • образную (образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, рисунки и модели, а также на звуки)
  • словесно-логическую память (запоминание и сохранение логически упорядоченной информации, представленной в словесной форме. Ее еще называют смысловой памятью).
3. По анализаторам, которые участвуют в восприятии запоминаемого материала:
  • зрительная,
  • слуховая,
  • осязательная,
  • обонятельная,
  • вкусовая
Упражнения: на выявление уровня развития зрительной памяти (рис. 1).
Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому тренировки требуют все виды памяти. При подготовке уроков желательно чередовать разные способы работы. Скажем, сегодня вы приготовили все задания молча, читая учебник и конспектируя. Завтра договоритесь заниматься вдвоем: один будет читать, а второй постарается запомнить на слух. Послезавтра попробуйте использовать речедвигательную память: проговаривать прочитанное вслух или шепотом.
В зависимости от того, какие органы чувств (анализаторы) задействованы при предъявлении информации, выделяют память зрительную и слуховую.
4. По характеру целей деятельности:
  • Непроизвольная (запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить)
  • Произвольная (в тех случаях, когда мы ставим такую цель)
Приступая к приготовлению уроков, нужно поставить перед собой цель — запомнить. При этом нужно четко сформулировать для себя, что именно и как запомнить: все подряд или отдельные части материала; наизусть, близко к тексту или лишь общий смысл содержания. Точная предварительная настройка поможет добиться желаемого результата. Отчетливое, сознательное намерение запомнить надолго, “навсегда” повышает прочность запоминания.
5. По продолжительности закрепления и сохранения материала:
  • кратковременная (определяется способностью к сохранению информации после однократного непродолжительного восприятия.),
  • долговременная (характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения),
  • оперативная (мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия, операции.)
6. По уровню организации: наглядно-образная, словесно – логическая
Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный материал может забыться. Аналогическое явление мы наблюдаем при чтении, списывании, вообще при выполнении любого более или менее сложного действия.
Память бывает также механической и смысловой. Механическая память — кратковременная. Уже на следующий день четверть из того, что было просто “зазубрено”, бесследно забывается.
Смысловая (логическая) память основана на понимании сути того, что хочет запомнить человек. Поэтому материал, который ты не просто заучиваешь, а внимательно анализируешь, запоминается надолго.
Упражнение: определение уровня смыслового и механического запоминания.
I. Смысловая (логическая) память I. А. Механическая память
корова — молоко огонь — диван
фонарь — ночь бабочка — ваза
краски — рисовать соловей — брат
яблоко — сок улица — чайник
карандаш — писать краб — автобус
расческа — волосы шкаф — играть
лодка — плыть браслет — песок
снег — зима молоток — газета
журнал — читать лента — плавать
санки — кататься коза — свет
Психологические эксперименты показали, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через день забывается 25% заученного. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше продуктивности механической памяти.
Упражнения: Зрительная память. Рассмотри фигуры, изображенные в рисунке 2. Постарайся их запомнить. Закрой тетрадь и нарисуй их на отдельном листе.
Образная память. Рассмотри рисунки 3, постарайся их запомнить. Закрой тетрадь и перечисли все, что нарисовано.
Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. С помощью психологических экспериментов выявлен закон, определяющий объем кратковременной памяти: 7 ± 2 (т. е. запоминается от 5 до 9 стимулов). Существуют и другие закономерности процесса запоминания и забывания. Так, обычно лучше запоминаются начало и конец информации, воспринимаемой на слух, а середина как бы выпадает. Этот процесс графически выглядит так (рис. 4).
Вы уже знаете также, что при механическом запоминании информации через день 25% ее забывается. Однако многократное повторение материала дает возможность перевести информацию в долговременную память. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с определенными интервалами через 15—20 минут, затем через 8—9 часов и через 24 часа.
Условия, влияющие на запоминание.


    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1331

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340