Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории
Автор(ы): Калмыкова Светлана Валентиновна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня российская система образования переживает процесс модернизации. Наблюдается изменение концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Не обученность, а образованность человека, обладающего целостной системой знаний, умений, определяет индивидуальное восприятие мира, готовность к творческому преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок. В концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель общеобразовательной школы – “формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”. В контексте этой концепции ставятся задачи воспитания и развития у обучаемых “гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Одним из важнейших направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов, который в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи. Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Т.е. метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Отличительные признаки проектной деятельности: метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта; работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата; проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого. Цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию. Как педагогическая технология метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, проблемных, поисковых методов, творческих по самой своей сути. В настоящее время в школьном образовании развивается весьма перспективное направление – использование информационных технологий. Использование информационных технологий в преподавании истории способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащимися в освоении исторического материала. Роль компьютера в историческом образовании разнообразна: - помощь учащимся в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации;
- представление ученику максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;
- содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;
- моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного исторического процесса.
Новые информационные технологии создают огромные возможности их использование в педагогическом процессе. Компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, снять эмоциональную напряженность в процессе работы, предоставляя учащимся помощь в виде консультации или предложенных вариантов выбора ответа. Специфика данных технологий заключается в том, что они представляют учителю и учащимся громадные возможности выбора источника получения разнообразной информации, дают возможность значительно расширить образовательную среду и создать дополнительные дидактические условия для повышения мотивации познавательной деятельности, изменения отношения к процессу обучения, формирование навыков самопознания и самореализации. По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно современными и перспективными для использования в сфере образования и позволяют организовывать совместные исследовательские работы учащихся. Метод проектов дает возможность организовывать при этом подлинно исследовательскую творческую либо чисто самостоятельную прикладную практическую деятельность партнеров с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности: - оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя т.о. свой кругозор, повышая свой культурный уровень;
- формировать коммуникативные навыки, культуру общения;
- прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу;
- развивать умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать информацию на любые расстояния;
- способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации.
В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам и возможность работать совместно над интересующим их проектом. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с различными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Метод проектов, как и любой другой метод, может быть использован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные коммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства и др. Метод проектов сегодня считается наиболее результативным методом обучения, причем нами используется как педагогический (приложение 1), так и ученический проект (приложение 2). Он способствует развитию творческой активности ребят, поднимает качество обучения, способствует развитию межпредметной компетенции обучаемых, способствует успешной социализации учащихся, формированию их проектной культуры. Но формирование проектной культуры у ребят требует, прежде всего, ее наличие у самих педагогов. В педагогической практике проектный метод с использованием информационных технологий нами стал использоваться с 2000 года. Урок с применением новых информационных технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационной технологией. Планируя урок с применением информационных технологий, учитель соблюдает ряд дидактических требований: - четко определяет педагогическую цель применения информационной технологии в учебном процессе;
- уточняет, где и когда он использует информационная технология на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала;
- согласовывает выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитывает специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
- анализирует и обсуждает с классом фундаментальные вопросы, узловые вопросы изучаемого материала.
Организованный при помощи компьютера урок обеспечивает более успешное запоминание и идентифицированное воспроизведение информации, расширяет кругозор учащихся. Влияние компьютера на формирование памяти учащихся огромно, тем более что запоминание происходит в интерактивном режиме. Циклограмма организации проектной деятельности в 5-м классе Тема проекта: В городе богини Афины. Учебный предмет: история, МХК. Участники: учащиеся 5-го класса. Продолжительность: 3 урока. Тип проекта: прикладной с элементами информационного, внутриклассный, краткосрочный, коллективный. Дидактические цели: формирование представлений о ценностях мировой художественной культуры, чувства прекрасного, навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, умения работать с информацией и медиасредствами, навыков критического и системного мышления, креативности и любознательности. Методические цели: освоение знаний о памятниках культуры древнегреческого города Афины и их создателях, углубление представлений об устройстве, социальном составе и занятиях населения древнегреческого полиса. Ожидаемые результаты: В результате работы над проектом учащиеся: узнают: - об Афинах как крупнейшем ремесленном, торговом и культурном центре Древней Греции; - значение понятий: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, краснофигурная и чернофигурная вазопись, портик, фронтон, ионический и дорический ордер. смогут: - ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.02 | Просмотров: 2010
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|