Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории


Автор(ы): Калмыкова Светлана Валентиновна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня российская система образования переживает процесс модернизации. Наблюдается изменение концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Не обученность, а образованность человека, обладающего целостной системой знаний, умений, определяет индивидуальное восприятие мира, готовность к творческому преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель общеобразовательной школы – “формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”. В контексте этой концепции ставятся задачи воспитания и развития у обучаемых “гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Одним из важнейших направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Одной из таких технологий является метод проектов, который в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи.
Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Т.е. метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Отличительные признаки проектной деятельности:
  • метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта;
  • работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата;
  • проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию.
Как педагогическая технология метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, проблемных, поисковых методов, творческих по самой своей сути.
В настоящее время в школьном образовании развивается весьма перспективное направление – использование информационных технологий.
Использование информационных технологий в преподавании истории способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащимися в освоении исторического материала.
Роль компьютера в историческом образовании разнообразна:
  • помощь учащимся в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации;
  • представление ученику максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;
  • содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;
  • моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного исторического процесса.
Новые информационные технологии создают огромные возможности их использование в педагогическом процессе. Компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, снять эмоциональную напряженность в процессе работы, предоставляя учащимся помощь в виде консультации или предложенных вариантов выбора ответа.
Специфика данных технологий заключается в том, что они представляют учителю и учащимся громадные возможности выбора источника получения разнообразной информации, дают возможность значительно расширить образовательную среду и создать дополнительные дидактические условия для повышения мотивации познавательной деятельности, изменения отношения к процессу обучения, формирование навыков самопознания и самореализации.
По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно современными и перспективными для использования в сфере образования и позволяют организовывать совместные исследовательские работы учащихся.
Метод проектов дает возможность организовывать при этом подлинно исследовательскую творческую либо чисто самостоятельную прикладную практическую деятельность партнеров с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности:
  • оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя т.о. свой кругозор, повышая свой культурный уровень;
  • формировать коммуникативные навыки, культуру общения;
  • прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу;
  • развивать умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать информацию на любые расстояния;
  • способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации.
В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам и возможность работать совместно над интересующим их проектом.
Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с различными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть использован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные коммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства и др.
Метод проектов сегодня считается наиболее результативным методом обучения, причем нами используется как педагогический (приложение 1), так и ученический проект (приложение 2). Он способствует развитию творческой активности ребят, поднимает качество обучения, способствует развитию межпредметной компетенции обучаемых, способствует успешной социализации учащихся, формированию их проектной культуры. Но формирование проектной культуры у ребят требует, прежде всего, ее наличие у самих педагогов.
В педагогической практике проектный метод с использованием информационных технологий нами стал использоваться с 2000 года.
Урок с применением новых информационных технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационной технологией.
Планируя урок с применением информационных технологий, учитель соблюдает ряд дидактических требований:
  • четко определяет педагогическую цель применения информационной технологии в учебном процессе;
  • уточняет, где и когда он использует информационная технология на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала;
  • согласовывает выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывает специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
  • анализирует и обсуждает с классом фундаментальные вопросы, узловые вопросы изучаемого материала.
Организованный при помощи компьютера урок обеспечивает более успешное запоминание и идентифицированное воспроизведение информации, расширяет кругозор учащихся. Влияние компьютера на формирование памяти учащихся огромно, тем более что запоминание происходит в интерактивном режиме.

Циклограмма организации
проектной деятельности в 5-м классе

Тема проекта: В городе богини Афины.
Учебный предмет: история, МХК.
Участники: учащиеся 5-го класса.
Продолжительность: 3 урока.
Тип проекта: прикладной с элементами информационного, внутриклассный, краткосрочный, коллективный.
Дидактические цели:
формирование представлений о ценностях мировой художественной культуры, чувства прекрасного, навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, умения работать с информацией и медиасредствами, навыков критического и системного мышления, креативности и любознательности.
Методические цели:
освоение знаний о памятниках культуры древнегреческого города Афины и их создателях, углубление представлений об устройстве, социальном составе и занятиях населения древнегреческого полиса.
Ожидаемые результаты:
В результате работы над проектом учащиеся:
узнают:
- об Афинах как крупнейшем ремесленном, торговом и культурном центре Древней Греции;
- значение понятий: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, краснофигурная и чернофигурная вазопись, портик, фронтон, ионический и дорический ордер.
смогут:
- ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.02 | Просмотров: 2010

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340