Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Программа элективного курса Литературная гостиная
Автор(ы): Чупина Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Искусство как определенный тип мышления, познание мира, как форма сознания составляет единую систему и требует системного подхода в изучении. Литература является одной из составных этой системы. При изучении литературы в оценке произведения необходимо вдвинуть на первый план критерии, прежде всего эстетические, связанные с идеалами личности и эпохи. Из этого следует, что одной из важнейших проблем является формирование читательского опыта в оценке действительности, формирование художественной культуры учащихся. Этому способствует творческий процесс: чтение. Прослушивание, осмысление, проба собственных сил в художественном творчестве. Для развития творческих способностей учащихся одним из основных условий является взаимоотношение и совместная деятельность учителя и ученика. Именно такой подход дает возможность развить в ребенке творческий потенциал, необходимый для самореализации личности в творческом процессе. Данный элективный курс является одной из оптимальных форм работы, отвечающим данным запросам. В основе его лежат различные формы деятельности: урок, литературная игра, внеклассная деятельность по предмету. Все составляющие связаны и подчинены единой задаче – формированию гармонично развитой личности, развитию творческих способностей учащихся. Данный курс состоит из 3х блоков: теоретического, практического, творческого. Панорама театральной жизни (10 класс –XVII и XIX в.в., 11 класс – новаторские идеи в театральном искусстве XX в.) Орфоэпические умения и навыки. Совершенствование дикции учащихся, устранение дефектов произношения дает возможность более успешно строить орфоэпическую работу. Положительные результаты в обучении орфоэпии во многом зависят от определения необходимого круга умений и навыков, которые следуют систематически и целенаправленно формировать и развивать. Важно научить анализировать свою речь с позиции правильности – неправильности и оценки дикции, т.е. развития внимания к собственной речи, умение слышать себя как бы со стороны и оценивать с позиции орфоэпической грамотности, необходимость выработки речевого самоконтроля, обеспечивающего в конечном итоге результативность совершенствования культуры устной речи. На практических занятиях целесообразно уделять внимание произношению изолированных звуков, сочетаний. Хорошие результаты дает работа со скороговорками, пословицами при обязательном проговаривании звуков и соблюдении норм произношения и ударения. Творческое воплощение. Данный блок представлен рядом литературно-музыкальных композиций. Выстроен он в следующей последовательности: - чтение художественных текстов;
- отбор материала для композиции;
- составление сценария;
- выразительное чтение;
- постановка мизансцен.
Творческое самовыражение позволяет осознать и выразить себя и помогает другим увидеть за созданным личность творца в ее неповторимости, а также, сравнивая свои чувства и оценки с ощущениями других, углубить и выявить свою собственную самобытность и в тоже время свою общность, единство с другими. Акцент в выборе театральных постановок сделан в сторону поэтического театра, так как, прежде всего в лирике закрепляются переживания души. Лирический элемент, по словам А. блока, тот самый могущественный. Лирика “преподносит в изящных и многообразных формах все богатство утонченных и разрозненных переживаний”. А ведь именно через чувственно воспринимаемые формы искусство стремится проникнуть в саму внутреннюю жизнь человека, через движение поэтической мысли – в движение самого переживания. Образовательной цели: формирование и развитие творческого потенциала, приводящего к осознанной читательской самостоятельности. Основные задачи: Познавательные: дать основы знаний по истории русского театра; информировать о современных тенденциях в театральном искусстве; показать многообразие и богатство литературного процесса; понять идейно-эстетический поиск и связь с духовными и художественными традициями в предложенных для ознакомления произведения художников слова; предметно-деятельные: формировать знания и глубину понимания художественных особенностей произведений; ценностно-ориентационные; формировать личностную оценку характеров героев произведений, событий, поступков с точки зрения общечеловеческих ценностей; лингво-коммуникативные: обогатить устную речь учащихся через выразительное чтение, заучивание наизусть и творческое самовыражение. Воспитательные цели: Воспитание духовно-развитой личности, чувствующей свою принадлежность к русской культуре посредством творческого самовыражения через восприятие художественного мира писателя. Обозначенные особенности и задачи курса определили особый подход к выбору методик преподавания. На первом месте стоит педагогика сотрудничества с идеей формирования положительной Я – концепции, отказа от прямого принуждения как метода, не дающего положительных результатов в современных условиях Личностный подход предполагает формирование положительной Я – концепции. Это устойчивая, в определенной степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение. Я – концепция определяет уровень притязаний личности, ее представления о том, какого “места” среди людей она заслуживает. Исходя из этого, данная технология предполагает: - рассмотрение содержания обучения как средства развития...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1366
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|