Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование субъекта через моделирование игровой деятельности - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Формирование субъекта через моделирование игровой деятельности


Автор(ы): Васильева Валерия Петровна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Дело не в том, что ребенок большую часть времени занят игрой, а в том, что именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике. Эти изменения имеют непреходящее значение и подготавливают ребенка к новой, более высокой ступени развития.
Выдающийся теоретик и исследователь игровой деятельности Д.Б.Эльконин как одно из главных положений концепции игры рассматривал ее социальную природу. Он считал, что игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Его исследования проводились в 60-70-е годы ХХ века. С тех пор в обществе, в отношениях между людьми, в условиях жизни детей произошли значительные изменения, что, разумеется, не могли не отразиться на игре.
Как отмечают родители и воспитатели, за последние 10 лет дети стали меньше играть. Особенно, в сюжетно-ролевые игры, которые являются основной единицей развернутой формы игровой деятельности. Эту ситуацию подтверждают результаты исследования, проведенные Центром социологии образования в подготовительных группах детских садов Москвы. В ходе индивидуальной беседы дети отвечали на следующие вопросы: Какие игры ты знаешь? Во что любишь играть? Можно ли нарушать правила игры? Что будет, если играющий нарушит правила? Исследователи в основном выясняли характер игр – в соответствии с принятой типологией: ролевые игры, подвижные игры с правилами, игры-драматизации, настольно-печатные игры. Результаты ответов, их анализ дали достаточно полную картину. Первое место занимают традиционные подвижные игры с правилами – 45%. Второе место – 25% - ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию у девочек вышли традиционные “дочки-матери” - 6,5% и современная разновидность этой игры, “кукла Барби” - 5%. У мальчиков наиболее популярны игры в машинки – 5%. Третье место занимают настольные и спортивные игры – 17%. Четвертую самую малочисленную (12%) группу составили игры-драматизации. А 4% детей вообще не назвали ни одной игры.
О чем свидетельствуют результаты этой статистики? Наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры отстают почти в два раза, к тому же весьма однообразные и ограниченные по тематике. Практически отсутствуют игры на “профессиональные сюжеты”. Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых.
Показательны ответы детей еще на один вопрос: “Что будет, если играющий нарушит правила игры? ”. При развитой форме игровой деятельности были бы получены ответы: “Игра не получится” или “Будет неинтересно”. Однако большинство – 62% - связали нарушение правил с какими-либо “санкциями” со стороны окружающих: “Директор выгонит из сада”, “Арестуют”, “Оштрафуют”, “Прибьют”, “Посадят в тюрьму”; 14% - о чисто игровых санкциях со стороны сверстников: “Выгонят из игры”, “Заставят водить”, “Не будут больше играть”. И только 5% детей ответили с позиции развитой игровой деятельности: “Игра не начнется, не получится” или “Придется объяснить еще раз”.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что отношение дошкольников к игре существенно изменилось: уходит ее суть, то есть осознанное и ответственное поведение играющего.
Одной из причин такой ситуации можно считать метод “прямого копирования” школьного обучения в детском саду. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка считалось умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая “готовность” не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Д.Б.Эльконин в своих исследованиях доказывает: если ребенок свой дошкольный возраст проживет в полноценной игровой деятельности, то адаптация его к школьной жизни пройдет намного успешнее.
Практика и исследования многих педагогов и психологов показывают, что развитую форму игровой деятельности можно сформировать, если четко выстроить стратегию и тактику поведения взрослого в совместной игре с детьми на разных этапах дошкольного детства. В формировании игры можно выделить три этапа:
- усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями;
- усвоение ролевого поведения;
- усвоение способов построения сюжета.
Значит, нам надо попытаться смоделировать игровую деятельность по этапам ее развития в условиях детского сада. Для этого нужно решить следующую учебную задачу:
  1. Какой должна быть игра на разных этапах дошкольного детства?
  2. Какова собственно деятельность воспитателя по организации игры детей?
Форма организации деятельности Характер игровых действий Выполне-ние роли Развитие сюжета Условие предметной среды Особенности взаимодействия со взрослыми
Старшая и подготовительная группа Взаимодействие в группе Отображение отношения между людьми Не только роли, но и замысел игры проговариваться до начала игры Совместное самостоятельное сюжето-сложение Предметы - заместители Взрослый активизирует воображение, повышает инициативу
Средняя группа Ролевое взаимодействие Взаимосвязанные действия, отображающие функции людей Роли называются и распределяются Самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию Условное игровое пространство (сюжетные игрушки заместители) Поддержка детской творческой инициативы
Младшая группа Индивидуальная игра Отдельные действия Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет удерживается только с помощью взрослого Яркие, объемные игрушки Взрослый выступает как образец действия
Заключение: Игра – это практически единственная область, где ребенок может проявить инициативу и творческую активность. И в то же ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1825

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
Смотрите https://linkyou.ru/filter/moskva/girls/sozdanie-semiy тут.

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340