Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Формирование субъекта через моделирование игровой деятельности
Автор(ы): Васильева Валерия Петровна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Дело не в том, что ребенок большую часть времени занят игрой, а в том, что именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике. Эти изменения имеют непреходящее значение и подготавливают ребенка к новой, более высокой ступени развития. Выдающийся теоретик и исследователь игровой деятельности Д.Б.Эльконин как одно из главных положений концепции игры рассматривал ее социальную природу. Он считал, что игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Его исследования проводились в 60-70-е годы ХХ века. С тех пор в обществе, в отношениях между людьми, в условиях жизни детей произошли значительные изменения, что, разумеется, не могли не отразиться на игре. Как отмечают родители и воспитатели, за последние 10 лет дети стали меньше играть. Особенно, в сюжетно-ролевые игры, которые являются основной единицей развернутой формы игровой деятельности. Эту ситуацию подтверждают результаты исследования, проведенные Центром социологии образования в подготовительных группах детских садов Москвы. В ходе индивидуальной беседы дети отвечали на следующие вопросы: Какие игры ты знаешь? Во что любишь играть? Можно ли нарушать правила игры? Что будет, если играющий нарушит правила? Исследователи в основном выясняли характер игр – в соответствии с принятой типологией: ролевые игры, подвижные игры с правилами, игры-драматизации, настольно-печатные игры. Результаты ответов, их анализ дали достаточно полную картину. Первое место занимают традиционные подвижные игры с правилами – 45%. Второе место – 25% - ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию у девочек вышли традиционные “дочки-матери” - 6,5% и современная разновидность этой игры, “кукла Барби” - 5%. У мальчиков наиболее популярны игры в машинки – 5%. Третье место занимают настольные и спортивные игры – 17%. Четвертую самую малочисленную (12%) группу составили игры-драматизации. А 4% детей вообще не назвали ни одной игры. О чем свидетельствуют результаты этой статистики? Наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры отстают почти в два раза, к тому же весьма однообразные и ограниченные по тематике. Практически отсутствуют игры на “профессиональные сюжеты”. Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Показательны ответы детей еще на один вопрос: “Что будет, если играющий нарушит правила игры? ”. При развитой форме игровой деятельности были бы получены ответы: “Игра не получится” или “Будет неинтересно”. Однако большинство – 62% - связали нарушение правил с какими-либо “санкциями” со стороны окружающих: “Директор выгонит из сада”, “Арестуют”, “Оштрафуют”, “Прибьют”, “Посадят в тюрьму”; 14% - о чисто игровых санкциях со стороны сверстников: “Выгонят из игры”, “Заставят водить”, “Не будут больше играть”. И только 5% детей ответили с позиции развитой игровой деятельности: “Игра не начнется, не получится” или “Придется объяснить еще раз”. Приведенные данные свидетельствуют о том, что отношение дошкольников к игре существенно изменилось: уходит ее суть, то есть осознанное и ответственное поведение играющего. Одной из причин такой ситуации можно считать метод “прямого копирования” школьного обучения в детском саду. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка считалось умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая “готовность” не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Д.Б.Эльконин в своих исследованиях доказывает: если ребенок свой дошкольный возраст проживет в полноценной игровой деятельности, то адаптация его к школьной жизни пройдет намного успешнее. Практика и исследования многих педагогов и психологов показывают, что развитую форму игровой деятельности можно сформировать, если четко выстроить стратегию и тактику поведения взрослого в совместной игре с детьми на разных этапах дошкольного детства. В формировании игры можно выделить три этапа: - усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями; - усвоение ролевого поведения; - усвоение способов построения сюжета. Значит, нам надо попытаться смоделировать игровую деятельность по этапам ее развития в условиях детского сада. Для этого нужно решить следующую учебную задачу: - Какой должна быть игра на разных этапах дошкольного детства?
- Какова собственно деятельность воспитателя по организации игры детей?
| Форма организации деятельности | Характер игровых действий | Выполне-ние роли | Развитие сюжета | Условие предметной среды | Особенности взаимодействия со взрослыми | Старшая и подготовительная группа | Взаимодействие в группе | Отображение отношения между людьми | Не только роли, но и замысел игры проговариваться до начала игры | Совместное самостоятельное сюжето-сложение | Предметы - заместители | Взрослый активизирует воображение, повышает инициативу | Средняя группа | Ролевое взаимодействие | Взаимосвязанные действия, отображающие функции людей | Роли называются и распределяются | Самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию | Условное игровое пространство (сюжетные игрушки заместители) | Поддержка детской творческой инициативы | Младшая группа | Индивидуальная игра | Отдельные действия | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет удерживается только с помощью взрослого | Яркие, объемные игрушки | Взрослый выступает как образец действия | Заключение: Игра – это практически единственная область, где ребенок может проявить инициативу и творческую активность. И в то же ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1825
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
Смотрите https://linkyou.ru/filter/moskva/girls/sozdanie-semiy тут. |