Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Клуб школьных психологов как форма организации профессионального общения - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Клуб школьных психологов как форма организации профессионального общения


Автор(ы): Карасёва Ирина Владимировна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Существует достаточно много формализованных и узкоспециализированных форм организации повышения квалификации психологов образования: курсы, методические объединения и т.п.
Однако, за рамками программных встреч остается без внимания важная составляющая профессиональной деятельности психолога - его уникальная личность.
Раздумья о том, как несколько изменить ситуацию, как грамотно построить работу, привели к мысли о нашем клубе.
Существовали клубы издавна. Это одна из форм общественной жизни, человеческого общения. В этой очень тонкой, весьма сложной форме соединялись серьёзные глубокие интересы с развлечениями, публичная деятельность с интимным бытом, личное с общественным… Но при этом каждая из сторон не подавляла собою другую.
В данной работе представлен практический опыт создания и деятельности клуба для школьных психологов.
В основу создания клуба заложена идея об организации пространства:
  • для профессионального и личностного развития психолога;
  • для неформального общения, где можно получить заряд внутренней физической и душевной силы и уверенности.
  • для отдыха в кругу единомышленников и интересных людей.
Клуб создаётся и работает на основе положения, которое разрабатывается самими членами клуба и утверждается в городском методическом Центре психологов образования.

Положение о Клубе школьных психологов

1.Общие положения
1.1. Клуб школьных психологов - добровольное объединение профессиональной (образовательной и досуговой) направленности (может иметь статус методического объединения).
1.2. Цель: Организация пространства для профессионального и личностного развития психолога образования.
1.3. Задачи:
  • Реализация познавательных и развивающих программ;
  • Организация неформального общения и досуга;
  • Выявление способностей личности, профессиональной готовности;
  • Разработка и осуществление общих творческих проектов;
  • Развитие основных способностей и профессиональных качеств психолога образования;
  • Поддержка познавательной активности и творческого самовыражения;
  • Организация различных форм познавательной и развивающей деятельности;
  • Оказание личностной и профессиональной поддержки и помощи;
  • Создание благоприятной психологической атмосферы и комфорта для выполнения задач саморазвития и отдыха;
1.4. Принципы деятельности:
  • Добровольного участия;
  • Сотрудничества членов клуба;
  • Взаимопомощи;
  • Коллективной творческой и познавательной деятельности;
  • Самодиагностики;
  • Умеренной закрытости.
2. Содержание деятельности
Совершенствование профессионального мастерства посредством передачи проверенного и признанного лучшего опыта; формирования собственного опыта, включая элементы заимствованного; творческого развития собственного опыта.
Участники:
  • знакомятся с достижениями коллег - психологов;
  • получают возможность расширить представление о многообразии видов, форм, методов, средств организации профессиональной деятельности;
  • получают возможность повысить уровень профессионального кругозора;
  • развивают когнитивные (мыслительные), творческие, оргдеятельностные способности, принимая участие в подготовке и проведении различных форм клубной деятельности;
  • овладевают способам познавательной деятельности, творческого самовыражения, самоактуализации;
3. Формы работы
Тренинги; познавательные, развивающие, ролевые игры; обучающая диагностика; семинары; вечера-встречи; тематические вечера; консультации; праздники.
4. Методы работы
Групповая работа; предъявление продуктов деятельности; упражнение; творческое самовыражение; беседа; исследование; дискуссия; психотехника и др.
5. Организация работы Клуба
5.1. Членами Клуба являются психологи образования различного уровня профессиональной подготовки и квалификации
5.2. Руководство Клубом осуществляется психологом высшей квалификационной категории (на добровольных началах).
5.3. Основной деятельностью клуба является организация встреч психологов в Клубной Гостиной не реже 1 раза в месяц.

Встречи в клубной гостиной (из опыта работы)

Далее будут представлены фрагменты встреч в клубе. Некоторые из них описаны довольно подробно, некоторые даны схематично. Это создаст простор для собственного творчества, импровизации тем специалистам, которые захотят использовать в своей деятельности наш опыт работы.
Каждая встреча в клубе может включать в себя кроме основного содержания организационные вопросы (например, порядок членства и работы клуба, выбор названия, принятие новых членов и др.), обзор новостей в профессиональной сфере, свободный обмен интересной и полезной информацией, имеющейся профессиональной литературой, приглашение интересных гостей, совместные профессиональные или “досуговые” поездки и т.п
Отдельно необходимо сказать о роли ведущего клубных встреч. Её может выполнять как руководитель клуба, так и специально назначенное (по желанию) лицо. Задача ведущего - руководить ходом встречи, создавать благоприятную, творческую атмосферу в гостиной, а также условия для активного и продуктивного общения участников.

Тема “Клуб? Клуб…Клуб! или Давайте познакомимся”

Цель:
Формирование представления о клубе, самоопределение к клубной форме общения. Актуализация коммуникативных способностей психологов в ситуации неформального взаимодействия.
Примерный ход встречи
1. Понятие о клубе
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости! Я вижу, что вы освоились в пространстве наше клубной гостиной, приготовились с пользой для себя провести время. Но сначала - несколько слов из истории существования клубов.
Если обращаться к примерам из жизни, истории, литературы, клубы создавались с разными целями: для серьёзных исследований, просвещения общества, для развлечения, а некоторые “не имели ни цели, ни истории, в чём и заключалась высшая степень аристократизма”.
По определению одного из литературных героев “Клуб - это место, где можно молчать или дремать в компании интереснейших людей, платя за эту привилегию несколько фунтов стерлингов в год” (старый каламбур хозяина одного из английских клубов).
Толковый словарь говорит нам о том, что клуб(club-англ) - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения.
Каждый клуб имел своё название (например, “Фолио клуб”- Э.По, “Пиквикский клуб”- Ч.Диккенс, “Двенадцать верных рыболовов”- Честерстон, “Клуб самоубийц”, “Клуб молчунов”), свои отличительные особенности (фрак зелёного цвета, полное уединение присутствующих в нём гостей, определённое количество членов, например, 11).
Чтобы стать членом клуба, в некоторых из них не требовалось особых заслуг, достаточно было принадлежать к определённому кругу людей, а в некоторых необходимо было каким-то образом проявить себя в деятельности, например, на заседание клуба приносить короткий рассказ в прозе.
2. Цели и задачи (см. ПОЛОЖЕНИЕ), план работы клуба (разрабатывается на основе запросов).
3. Светское общение
Ведущий:
У нашего клуба пока ещё нет названия, традиций, истории, но нас всех объединяет принадлежность к кругу школьных психологов-профессионалов.
А сейчас настало время представить всех присутствующих в нашей Клубной Гостиной.
Игра “Моя визитная карточка”
. За 5 минут вам предлагается изготовить свою визитную карточку. Что вы укажите в ней и каким образом оформите - это ваше дело. Помните: деловому человеку визитная карточка необходима для продолжения контактов, и это возможность заявить о себе как об индивидуальности.
По окончании игры ведущий представляет гостя, а он произносит несколько слов или движений приветствия.
Ведущий: И всё же в клубы люди приходили ради общения. Здесь можно было обменяться информацией, установить деловые контакты, встретиться с друзьями, завести новые знакомства, отдохнуть в окружении приятных людей.
Уважаемые гости, пришло время для светского общения.
Игра “Бинго-профессионал, или Мои новые друзья”

Меня зовут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вы должны в ходе свободного общения (за 10 минут) найти новых друзей, которые отвечают признакам, указанным ниже. Но одного и того же человека можно указать в бланке не более 2-х раз. Ищите новых друзей!
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . владею персональным компьютером Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . знаком с кем-то из известных психологов
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,был на курсах повышения квалификации в течение календарного года Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . , работаю психологом больше 5 лет
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,регулярно читаю журнал “Школьный психолог” Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,владею методиками исследования интеллекта
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . , участвовал в конференциях (любого уровня) с трансляцией собственного опыта Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,регулярно читаю классиков отечественной и зарубежной психологии
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,имею дома библиотеку психологической литературы Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,выполняю все виды психологической деятельности.
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,в свободное время люблю слушать музыку Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,владею современными психотехниками
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,имею благодарности за успехи в работе Мой любимый цвет такой же, как иу . . . . . . . . . . . . . . . ,
Самодиагностика или экспертиза:“Общительный ли я”, “Насколько я общителен”(выявление личностных ограничений).

Тема "Слагаемые успеха"

Цель:
Развитие деловой инициативы и личностной активности. Овладение способами и средствами достижения профессионального успеха.
Примерный ход встречи
1.Формула успеха

Ведущий:
Что позволяет вам, как профессионалам, расширить свои профессиональные и личностные возможности, получить определённые жизненные результаты и добиться успеха?
Существуют разнообразные формулы успеха, но мне ближе следующая:
“Успех = невероятно вкалывать + воспитать легион учеников + использовать общественное мнение + непрерывная самореклама” (С.Н.Фёдоров, врач-офтальмолог).
Школьному психологу часто недостаёт умения создавать достойную рекламу и саморекламу своей профессиональной деятельности (одного из важных слагаемых успеха), заниматься презентацией (представлением) себя как профессионала и уникальной личности.
* Полезная информация. Презентация - это полезное средство распространения информации о собственных достижениях заинтересованным лицам и руководству. Презентация проходит обычно в режиме общения с публикой “вживую”. Проведение презентации очень полезно, если вы хотите:
- представить свои рекомендации;
- объяснить планы относительно предстоящих важных событий;
- поделиться результатами исследований;
- доложить о результатах выполнения важных работ.

Презентации позволяют заинтересованным лицам, особенно руководству, познакомиться с вашей деятельностью, а вам - получить поддержку, обратную связь о качестве вашей работы и возможностях осуществления того или иного проекта.
2. Презентация собственных качеств и достижений
Игра “Самопрезентация или Кто я?”
За 5 минут необходимо составить 20 слов или предложений, которые бы ответили на вопрос “Кто я?” (представить себя как профессионала-психолога). Затем Вам необходимо выступить с презентацией (1 минута) перед присутствующей здесь или воображаемой аудиторией.
В итоге упражнения предлагается провести экспертизу (письменно либо устное обсуждение) и выбрать 3 лучшие самопрезентации.
Схема экспертизы самопрезентации
Ф.И. эксперта . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Кто наиболее точно выполнил задание? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Чья презентация была самая яркая и больше запомнилась? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Кто лучше общался с аудиторией (невербалика)? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Кто был наиболее раскован? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Оцените успешность своей презентации в % . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Цель игры:
В ходе самопрезентации психолог может провести самодиагностику по следующим параметрам:
- ассертивность в презентации (уверенность в себе, самодостаточность)
- моделирование ситуации быстрого принятия решения.
- хорезматическая убедительность, т.е. умение привлекать к себе внимание
- коммуникабельность в режиме монолога с аудиторией.
- уровень и качество мотивации на профессиональную деятельность
- уровень тревожности и стрессоустойчивости (невротический потенциал)
- концен...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.06 | Просмотров: 3154

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340