Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Клуб школьных психологов как форма организации профессионального общения
Автор(ы): Карасёва Ирина Владимировна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Существует достаточно много формализованных и узкоспециализированных форм организации повышения квалификации психологов образования: курсы, методические объединения и т.п. Однако, за рамками программных встреч остается без внимания важная составляющая профессиональной деятельности психолога - его уникальная личность. Раздумья о том, как несколько изменить ситуацию, как грамотно построить работу, привели к мысли о нашем клубе. Существовали клубы издавна. Это одна из форм общественной жизни, человеческого общения. В этой очень тонкой, весьма сложной форме соединялись серьёзные глубокие интересы с развлечениями, публичная деятельность с интимным бытом, личное с общественным… Но при этом каждая из сторон не подавляла собою другую. В данной работе представлен практический опыт создания и деятельности клуба для школьных психологов. В основу создания клуба заложена идея об организации пространства: - для профессионального и личностного развития психолога;
- для неформального общения, где можно получить заряд внутренней физической и душевной силы и уверенности.
- для отдыха в кругу единомышленников и интересных людей.
Клуб создаётся и работает на основе положения, которое разрабатывается самими членами клуба и утверждается в городском методическом Центре психологов образования. Положение о Клубе школьных психологов 1.Общие положения 1.1. Клуб школьных психологов - добровольное объединение профессиональной (образовательной и досуговой) направленности (может иметь статус методического объединения). 1.2. Цель: Организация пространства для профессионального и личностного развития психолога образования. 1.3. Задачи: Реализация познавательных и развивающих программ; Организация неформального общения и досуга; Выявление способностей личности, профессиональной готовности; Разработка и осуществление общих творческих проектов; Развитие основных способностей и профессиональных качеств психолога образования; Поддержка познавательной активности и творческого самовыражения; Организация различных форм познавательной и развивающей деятельности; Оказание личностной и профессиональной поддержки и помощи; Создание благоприятной психологической атмосферы и комфорта для выполнения задач саморазвития и отдыха; 1.4. Принципы деятельности: Добровольного участия; Сотрудничества членов клуба; Взаимопомощи; Коллективной творческой и познавательной деятельности; Самодиагностики; Умеренной закрытости. 2. Содержание деятельности Совершенствование профессионального мастерства посредством передачи проверенного и признанного лучшего опыта; формирования собственного опыта, включая элементы заимствованного; творческого развития собственного опыта. Участники: знакомятся с достижениями коллег - психологов; получают возможность расширить представление о многообразии видов, форм, методов, средств организации профессиональной деятельности; получают возможность повысить уровень профессионального кругозора; развивают когнитивные (мыслительные), творческие, оргдеятельностные способности, принимая участие в подготовке и проведении различных форм клубной деятельности; овладевают способам познавательной деятельности, творческого самовыражения, самоактуализации; 3. Формы работы Тренинги; познавательные, развивающие, ролевые игры; обучающая диагностика; семинары; вечера-встречи; тематические вечера; консультации; праздники. 4. Методы работы Групповая работа; предъявление продуктов деятельности; упражнение; творческое самовыражение; беседа; исследование; дискуссия; психотехника и др. 5. Организация работы Клуба 5.1. Членами Клуба являются психологи образования различного уровня профессиональной подготовки и квалификации 5.2. Руководство Клубом осуществляется психологом высшей квалификационной категории (на добровольных началах). 5.3. Основной деятельностью клуба является организация встреч психологов в Клубной Гостиной не реже 1 раза в месяц. Встречи в клубной гостиной (из опыта работы) Далее будут представлены фрагменты встреч в клубе. Некоторые из них описаны довольно подробно, некоторые даны схематично. Это создаст простор для собственного творчества, импровизации тем специалистам, которые захотят использовать в своей деятельности наш опыт работы. Каждая встреча в клубе может включать в себя кроме основного содержания организационные вопросы (например, порядок членства и работы клуба, выбор названия, принятие новых членов и др.), обзор новостей в профессиональной сфере, свободный обмен интересной и полезной информацией, имеющейся профессиональной литературой, приглашение интересных гостей, совместные профессиональные или “досуговые” поездки и т.п Отдельно необходимо сказать о роли ведущего клубных встреч. Её может выполнять как руководитель клуба, так и специально назначенное (по желанию) лицо. Задача ведущего - руководить ходом встречи, создавать благоприятную, творческую атмосферу в гостиной, а также условия для активного и продуктивного общения участников. Тема “Клуб? Клуб…Клуб! или Давайте познакомимся” Цель: Формирование представления о клубе, самоопределение к клубной форме общения. Актуализация коммуникативных способностей психологов в ситуации неформального взаимодействия. Примерный ход встречи 1. Понятие о клубе Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости! Я вижу, что вы освоились в пространстве наше клубной гостиной, приготовились с пользой для себя провести время. Но сначала - несколько слов из истории существования клубов. Если обращаться к примерам из жизни, истории, литературы, клубы создавались с разными целями: для серьёзных исследований, просвещения общества, для развлечения, а некоторые “не имели ни цели, ни истории, в чём и заключалась высшая степень аристократизма”. По определению одного из литературных героев “Клуб - это место, где можно молчать или дремать в компании интереснейших людей, платя за эту привилегию несколько фунтов стерлингов в год” (старый каламбур хозяина одного из английских клубов). Толковый словарь говорит нам о том, что клуб(club-англ) - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Каждый клуб имел своё название (например, “Фолио клуб”- Э.По, “Пиквикский клуб”- Ч.Диккенс, “Двенадцать верных рыболовов”- Честерстон, “Клуб самоубийц”, “Клуб молчунов”), свои отличительные особенности (фрак зелёного цвета, полное уединение присутствующих в нём гостей, определённое количество членов, например, 11). Чтобы стать членом клуба, в некоторых из них не требовалось особых заслуг, достаточно было принадлежать к определённому кругу людей, а в некоторых необходимо было каким-то образом проявить себя в деятельности, например, на заседание клуба приносить короткий рассказ в прозе. 2. Цели и задачи (см. ПОЛОЖЕНИЕ), план работы клуба (разрабатывается на основе запросов). 3. Светское общение Ведущий: У нашего клуба пока ещё нет названия, традиций, истории, но нас всех объединяет принадлежность к кругу школьных психологов-профессионалов. А сейчас настало время представить всех присутствующих в нашей Клубной Гостиной. Игра “Моя визитная карточка”. За 5 минут вам предлагается изготовить свою визитную карточку. Что вы укажите в ней и каким образом оформите - это ваше дело. Помните: деловому человеку визитная карточка необходима для продолжения контактов, и это возможность заявить о себе как об индивидуальности. По окончании игры ведущий представляет гостя, а он произносит несколько слов или движений приветствия. Ведущий: И всё же в клубы люди приходили ради общения. Здесь можно было обменяться информацией, установить деловые контакты, встретиться с друзьями, завести новые знакомства, отдохнуть в окружении приятных людей. Уважаемые гости, пришло время для светского общения. Игра “Бинго-профессионал, или Мои новые друзья” Меня зовут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вы должны в ходе свободного общения (за 10 минут) найти новых друзей, которые отвечают признакам, указанным ниже. Но одного и того же человека можно указать в бланке не более 2-х раз. Ищите новых друзей! Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . владею персональным компьютером | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . знаком с кем-то из известных психологов | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,был на курсах повышения квалификации в течение календарного года | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . , работаю психологом больше 5 лет | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,регулярно читаю журнал “Школьный психолог” | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,владею методиками исследования интеллекта | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . , участвовал в конференциях (любого уровня) с трансляцией собственного опыта | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,регулярно читаю классиков отечественной и зарубежной психологии | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,имею дома библиотеку психологической литературы | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,выполняю все виды психологической деятельности. | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,в свободное время люблю слушать музыку | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,владею современными психотехниками | Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . ,имею благодарности за успехи в работе | Мой любимый цвет такой же, как иу . . . . . . . . . . . . . . . , | Самодиагностика или экспертиза:“Общительный ли я”, “Насколько я общителен”(выявление личностных ограничений). Тема "Слагаемые успеха" Цель: Развитие деловой инициативы и личностной активности. Овладение способами и средствами достижения профессионального успеха. Примерный ход встречи 1.Формула успеха Ведущий: Что позволяет вам, как профессионалам, расширить свои профессиональные и личностные возможности, получить определённые жизненные результаты и добиться успеха? Существуют разнообразные формулы успеха, но мне ближе следующая: “Успех = невероятно вкалывать + воспитать легион учеников + использовать общественное мнение + непрерывная самореклама” (С.Н.Фёдоров, врач-офтальмолог). Школьному психологу часто недостаёт умения создавать достойную рекламу и саморекламу своей профессиональной деятельности (одного из важных слагаемых успеха), заниматься презентацией (представлением) себя как профессионала и уникальной личности. * Полезная информация. Презентация - это полезное средство распространения информации о собственных достижениях заинтересованным лицам и руководству. Презентация проходит обычно в режиме общения с публикой “вживую”. Проведение презентации очень полезно, если вы хотите: - представить свои рекомендации; - объяснить планы относительно предстоящих важных событий; - поделиться результатами исследований; - доложить о результатах выполнения важных работ. Презентации позволяют заинтересованным лицам, особенно руководству, познакомиться с вашей деятельностью, а вам - получить поддержку, обратную связь о качестве вашей работы и возможностях осуществления того или иного проекта. 2. Презентация собственных качеств и достижений Игра “Самопрезентация или Кто я?” За 5 минут необходимо составить 20 слов или предложений, которые бы ответили на вопрос “Кто я?” (представить себя как профессионала-психолога). Затем Вам необходимо выступить с презентацией (1 минута) перед присутствующей здесь или воображаемой аудиторией. В итоге упражнения предлагается провести экспертизу (письменно либо устное обсуждение) и выбрать 3 лучшие самопрезентации. Схема экспертизы самопрезентации Ф.И. эксперта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. Кто наиболее точно выполнил задание? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Чья презентация была самая яркая и больше запомнилась? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Кто лучше общался с аудиторией (невербалика)? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Кто был наиболее раскован? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. Оцените успешность своей презентации в % . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Цель игры: В ходе самопрезентации психолог может провести самодиагностику по следующим параметрам: - ассертивность в презентации (уверенность в себе, самодостаточность) - моделирование ситуации быстрого принятия решения. - хорезматическая убедительность, т.е. умение привлекать к себе внимание - коммуникабельность в режиме монолога с аудиторией. - уровень и качество мотивации на профессиональную деятельность - уровень тревожности и стрессоустойчивости (невротический потенциал) - концен...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.06 | Просмотров: 3154
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|