Главная / Методические материалы / Преподавание астрономии
Повышение познавательной активности учащихся. Метод проектов
Автор(ы): Кошелев Константин Владимирович, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. В нашей школе работа по методу проектов получила широкое применение последние шесть лет, после смены КУВТ УКНЦ на IBM-совместимую технику и подключению к Internet. Вашему вниманию предлагаются общие идеи и краткие сценарии двух проектов, выполненных в кабинете информатики нашей школы. Кроме этих проектов в кабинете информатики собран обширный материал для поддержки преподавания разных предметов, подготовленный школьниками: презентации в среде Power Point практически по всем темам школьного курса астрономии, раздела “Механика” физики, отдельных тем по географии, истории, иностранному языку, автоделу, ОБЖ и т.д. Подготовлены бланки отчётов за проведённые лабораторные работы по физике – электронные таблицы Excel, позволяющие автоматизировать расчёты результатов и построения графиков. Для администрации была создана база данных с необходимыми для удобной работы Формами, Запросами и Отчётами по учащимся школы в среде Microsoft Access и получен заказ на базу данных по кадровому составу. Такую работу выполняют учащиеся разных классов, в специализированном спортивном классе в 2002/2003 учебном году был выполнен проект “Мой выбор – спорт” - учащиеся с отделения футбола подготовили тему “Футбол”, гребцы – “Бегущие по волнам”. За более подробной информацией и материалами проектов обращайтесь в кабинет информатики школы к Кошелеву Константину Владимировичу. Межшкольная телекоммуникационная конференция “Наркотики?...НЕТ!” Руководители проекта: Зарубина Людмила Леонидовна – учитель информатики школы №1 и Кошелев Константин Владимирович – учитель информатики школы №2. Исполнители проекта – учащиеся старших классов Бронницких школ №1 и №2. Изначально планировалось рассмотреть темы “Работа в телеконференциях” и “Общение в реальном времени” при подключенном, но неоплаченном Internet. Попробовали решить проблему при помощи приложения Hyper Terminal (стандартное приложение Windows, позволяет бесплатно обмениваться данными в пределах бесплатности телефонных звонков). При следующей схеме (см. рис. 1) работа оказалась удобной. Серверы локальных сетей двух компьютерных классов связываются между собой через модем, передают и получают данные друг другу. Внутри каждого кабинета информатики пользователи компьютеров по локальной сети обращаются к “своему” серверу за полученной из соседней школы информацией и оставляют на нём информацию для отправки. После рассмотрения названных выше тем стало ясно, что предложенная проблема школьникам интересна и выходит за рамки уроков информатики. Работу продолжили во внеурочное время, и её итог был представлен на областном семинаре “Здоровьесберегающие технологии”, проходившем на базе нашей школы. Межшкольная телекоммуникационная конференция "Наркотики?… НЕТ!" Цель: 1. Продолжить формирование навыка работы учащихся с РС по коммутируемому каналу связи в среде Hyper Terminal; 2. Развивать умение: - чётко, лаконично высказывать своё мнение по заданной теме, используя современные средства связи;
- обрабатывать графические изображения в среде PhotoShop (создание коллажей);
- получать и обрабатывать изображения со сканера.
3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Материалы и оборудование: - РС, сканер, принтер, модем, локальная компьютерная сеть, телефонная линия;
- программное обеспечение: Hyper Terminal, PhotoShop, Блокнот, Word, Excel, ACDSee;
- заготовка газеты - отчёта о телекоммуникационной конференции;
- домашнее задание в виде обработанного результата опроса (что вы относите к наркотикам?), сообщения по теме, плакаты);
Режим работы: 1. Вступительное слово - 1 минута. 2. Работа учащихся: приём, обработка, отправление сообщений по темам ("Творчество и наркотики", "Спорт и наркотики", Карьера и наркотики", Отдых и наркотики"). - 10 минут. 3. Получение из школы №1 плакатов и их просмотр, отправка своих плакатов. Выбор из них двух лучших и отправление сообщения об их номерах - 3 минуты. 4. Просмотр материалов, полученных из Internet - 4 минуты. Если не хватает времени (технические накладки) - просмотр материала со стенда при оформлении газеты. 5. Итог - 2 минуты. 10 минут после занятия - оформление газеты (распечатка материалов, занесение их в шаблон газеты) Примечание: Занятие является заключительным в общении школ по данной теме. При подготовке и межшкольном обсуждении на прошлых занятиях учащиеся говорили (писали, чатились) о том, что можно называть наркотиком, какие вещества можно отнести к наркотическим, составили диаграмму общего межшкольного мнения по этому вопросу. В чем разница между пристрастием и зависимостью. Какова роль психологического и физического факторов. Учащиеся провели социологический опрос населения города, по результатам которого также составили диаграмму. Появилась возможность сравнить мнение учащихся школ и населения города. Результат работы размещён на стенде в качестве итога мероприятия. Стенд пользовался популярностью у школьников. Астрономическая конференция “От Птолемея до полётов на Луну. Зарождение и развитие небесной механики. Руководители проекта: Кошелев Константин Владимирович – учитель информатики школы №2 и Хорикова Светлана Анатольевна – учитель астрономии школы №2. Исполнители проекта – учащиеся 11 “А” класса школы №2. Учащимся класса были предложены пять тем: “От первых наблюдений к системе мира Птолемея”, “Система мира Коперника и её подтверждение телескопическими наблюдениями Галилея”, “Законы движения планет Кеплера и их объяснение Ньютоном с помощью закона всемирного тяготения”, “Практическое применение законов небесной механики для запуска и полёта космических аппаратов”, “Телескопы: от Галилея до наших дней”. В классе 24 человека, для разработки тем школьники организовались в группы по 4 – 5 человек. Каждый участник конференции готовил свой проект (презентация Power Point), наиболее удачные слайды которых вошли в итоговые работы. В качестве примера предложена одна из конференций по астрономии. Эта конференция была первой из показанных школьниками широкой аудитории (преподавателям разных предметов всех городских школ и коллегам из другого района). В дальнейшем подобные конференции по астрономии и физике проводились неоднократно. Проводилась конференция по краеведению “Исторический путеводитель по г. Бронницы”, “Моя школа”. Проект “Моя школа” послужил стартовой площадкой для создания девятиклассниками официального сайта школы, с которым можно познакомиться по адресу http://www.school-2.net В настоящее время на стадии завершения подготовка конференции по физике и ОБЖ, которые проведём в начале декабря 2003 года. При проведении такого рода мероприятий целесообразно иметь обратную связь как с участниками так и с гостями конференции; в Приложениях приведены примеры анкет. Сценарий научной конференции Общества любителей астрономии "Икар" От Птолемея до полётов на Луну. Зарождение и развитие небесной механики. Цели: 1. Повышение познавательной активности учащихся. 2. Развитие интереса к астрономии через информатику и к информатике через астрономию. 3. Формирование навыков коллективной деятельности. 4. Укрепление естественно - научного мировоззрения. 5. Формирование навыков использования учащимися современных информационных технологий. 6. Приобретение навыка публичных выступлений. Материалы и оборудование: - РС, сканер, локальная компьютерная сеть, принтер, модем, телефонная линия, мультимедийный проектор;
- программное обеспечение: Power Point, Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, Microsoft Word, Microsoft Excel, ACDSee, Hyper Terminal; Internet Explorer.
Режим работы: 1. Вступительное слово (5 - 7 минут). 2. Выступления докладчиков по темам (общее время выступлений 35 - 40 минут): - От первых наблюдений к системе мира Птолемея.
- Система мира Коперника и её подтверждение телескопическими наблюдениями Галилея.
- Законы движения планет Кеплера и их объяснение Ньютоном с помощью закона всемирного тяготения.
- Практическое применение законов небесной механики для запуска и полёта космических аппаратов.
- Телескопы: от Галилея до наших дней.
3. Вопросы прессы (8 - 10 минут). 4. Анкетирование учащихся и гостей. 5. Заключительное слово. Подведение итогов конференции (5 - 7 минут). Примечание: Занятие является обобщающим по теме "Небесная механика". Представленные работы - результат коллективного труда учащихся. Материалы конференции полностью подготовлены учащимися (Сертификат участника, схема выступлений, цитаты; всё кроме анкет); оформлена фотогазета. Благодаря этой конференции школьники получили возможность на подобных мероприятиях использовать мультимедийный проектор – одно из городских предприятий нам его предоставляло в пользование для проведения конференций, в настоящее время есть свой. Приложения: 1. Нагрузка школьников при подготовке и проведении конференции. № п/п | Фамилия | Тема | Подготовка | Конференция | 1 | Авдеев | Орбиты небесных тел | Фотограф | Корреспондент | 2 | Александров | Радиотелескопы. | Оформление 2 части доклада | Социолог | 3 | Алимурадов | Определение расстояний до тел солнечной системы и размеров этих небесных тел. | Оформление схемы конференции | Выставка литературы | 4 | Белан | Наблюдательная астрономия. | Монтаж 1, 2 и 3 частей доклада | Гид | 5 | Брянская | Наблюдение Вселенной. Телескопы. | Подготовка и оформление цитат | Выставка литературы | 6 | Василенко | Часы. | Приём проектов с удалённых компьютеров | Докладчик | 7 | Васильчиков | Радиотелескопы. | Подготовка и оформление цитат | Демонстрация презентаций | 8 | Васильчикова | Астрономия древних цивилизаций. | Оформление фотогазеты | Оформление зала | 9 | Витушкин | Радиотелескопы | Оформление 1 части доклада | Гид | 10 | Карпеева | Астрономия древних цивилизаций. | Оформление эмблемы конференции | Корреспондент | 11 | Катанская | Движение планет. | Оформление схемы конференции | Регистратор | 12 | Котова | Видимое движение планет. | Оформление фотогазеты | Гид | 13 | Крючков | Развитие космонавтики. | Приём проектов с удалённых компьютеров | Установка техники | 14 | Локоть | Коперник. | Оформление сертификатов | Докладчик | 15 | Никитина | Затмения. | Печать документов на бумагу | Корреспондент | 16 | Носов | Электронные системы наблюдения за звёздами. | Оформление 5 части доклада | Докладчик | <...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2011.01.09 | Просмотров: 1779
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|