Главная / Методические материалы / Преподавание астрономии

Повышение познавательной активности учащихся. Метод проектов


Автор(ы): Кошелев Константин Владимирович, учитель информатики

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. В нашей школе работа по методу проектов получила широкое применение последние шесть лет, после смены КУВТ УКНЦ на IBM-совместимую технику и подключению к Internet. Вашему вниманию предлагаются общие идеи и краткие сценарии двух проектов, выполненных в кабинете информатики нашей школы. Кроме этих проектов в кабинете информатики собран обширный материал для поддержки преподавания разных предметов, подготовленный школьниками: презентации в среде Power Point практически по всем темам школьного курса астрономии, раздела “Механика” физики, отдельных тем по географии, истории, иностранному языку, автоделу, ОБЖ и т.д. Подготовлены бланки отчётов за проведённые лабораторные работы по физике – электронные таблицы Excel, позволяющие автоматизировать расчёты результатов и построения графиков. Для администрации была создана база данных с необходимыми для удобной работы Формами, Запросами и Отчётами по учащимся школы в среде Microsoft Access и получен заказ на базу данных по кадровому составу. Такую работу выполняют учащиеся разных классов, в специализированном спортивном классе в 2002/2003 учебном году был выполнен проект “Мой выбор – спорт” - учащиеся с отделения футбола подготовили тему “Футбол”, гребцы – “Бегущие по волнам”. За более подробной информацией и материалами проектов обращайтесь в кабинет информатики школы к Кошелеву Константину Владимировичу.
Межшкольная телекоммуникационная конференция “Наркотики?...НЕТ!”
Руководители проекта: Зарубина Людмила Леонидовна – учитель информатики школы №1 и Кошелев Константин Владимирович – учитель информатики школы №2.
Исполнители проекта – учащиеся старших классов Бронницких школ №1 и №2.
Изначально планировалось рассмотреть темы “Работа в телеконференциях” и “Общение в реальном времени” при подключенном, но неоплаченном Internet. Попробовали решить проблему при помощи приложения Hyper Terminal (стандартное приложение Windows, позволяет бесплатно обмениваться данными в пределах бесплатности телефонных звонков). При следующей схеме (см. рис. 1) работа оказалась удобной. Серверы локальных сетей двух компьютерных классов связываются между собой через модем, передают и получают данные друг другу. Внутри каждого кабинета информатики пользователи компьютеров по локальной сети обращаются к “своему” серверу за полученной из соседней школы информацией и оставляют на нём информацию для отправки. После рассмотрения названных выше тем стало ясно, что предложенная проблема школьникам интересна и выходит за рамки уроков информатики. Работу продолжили во внеурочное время, и её итог был представлен на областном семинаре “Здоровьесберегающие технологии”, проходившем на базе нашей школы.

Межшкольная телекоммуникационная конференция
"Наркотики?… НЕТ!"
Цель:
1. Продолжить формирование навыка работы учащихся с РС по коммутируемому каналу связи в среде Hyper Terminal;
2. Развивать умение:
  • чётко, лаконично высказывать своё мнение по заданной теме, используя современные средства связи;
  • обрабатывать графические изображения в среде PhotoShop (создание коллажей);
  • получать и обрабатывать изображения со сканера.
3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Материалы и оборудование:
  • РС, сканер, принтер, модем, локальная компьютерная сеть, телефонная линия;
  • программное обеспечение: Hyper Terminal, PhotoShop, Блокнот, Word, Excel, ACDSee;
  • заготовка газеты - отчёта о телекоммуникационной конференции;
  • домашнее задание в виде обработанного результата опроса (что вы относите к наркотикам?), сообщения по теме, плакаты);
Режим работы:
1. Вступительное слово - 1 минута.
2. Работа учащихся: приём, обработка, отправление сообщений по темам ("Творчество и наркотики", "Спорт и наркотики", Карьера и наркотики", Отдых и наркотики"). - 10 минут.
3. Получение из школы №1 плакатов и их просмотр, отправка своих плакатов. Выбор из них двух лучших и отправление сообщения об их номерах - 3 минуты.
4. Просмотр материалов, полученных из Internet - 4 минуты. Если не хватает времени (технические накладки) - просмотр материала со стенда при оформлении газеты.
5. Итог - 2 минуты.
10 минут после занятия - оформление газеты (распечатка материалов, занесение их в шаблон газеты)
Примечание:
Занятие является заключительным в общении школ по данной теме. При подготовке и межшкольном обсуждении на прошлых занятиях учащиеся говорили (писали, чатились) о том, что можно называть наркотиком, какие вещества можно отнести к наркотическим, составили диаграмму общего межшкольного мнения по этому вопросу. В чем разница между пристрастием и зависимостью. Какова роль психологического и физического факторов. Учащиеся провели социологический опрос населения города, по результатам которого также составили диаграмму. Появилась возможность сравнить мнение учащихся школ и населения города. Результат работы размещён на стенде в качестве итога мероприятия. Стенд пользовался популярностью у школьников.
Астрономическая конференция “От Птолемея до полётов на Луну. Зарождение и развитие небесной механики.
Руководители проекта: Кошелев Константин Владимирович – учитель информатики школы №2 и Хорикова Светлана Анатольевна – учитель астрономии школы №2.
Исполнители проекта – учащиеся 11 “А” класса школы №2.
Учащимся класса были предложены пять тем: “От первых наблюдений к системе мира Птолемея”, “Система мира Коперника и её подтверждение телескопическими наблюдениями Галилея”, “Законы движения планет Кеплера и их объяснение Ньютоном с помощью закона всемирного тяготения”, “Практическое применение законов небесной механики для запуска и полёта космических аппаратов”, “Телескопы: от Галилея до наших дней”. В классе 24 человека, для разработки тем школьники организовались в группы по 4 – 5 человек. Каждый участник конференции готовил свой проект (презентация Power Point), наиболее удачные слайды которых вошли в итоговые работы.
В качестве примера предложена одна из конференций по астрономии. Эта конференция была первой из показанных школьниками широкой аудитории (преподавателям разных предметов всех городских школ и коллегам из другого района). В дальнейшем подобные конференции по астрономии и физике проводились неоднократно. Проводилась конференция по краеведению “Исторический путеводитель по г. Бронницы”, “Моя школа”. Проект “Моя школа” послужил стартовой площадкой для создания девятиклассниками официального сайта школы, с которым можно познакомиться по адресу http://www.school-2.net В настоящее время на стадии завершения подготовка конференции по физике и ОБЖ, которые проведём в начале декабря 2003 года. При проведении такого рода мероприятий целесообразно иметь обратную связь как с участниками так и с гостями конференции; в Приложениях приведены примеры анкет.
Сценарий научной конференции Общества любителей астрономии "Икар"
От Птолемея до полётов на Луну.
Зарождение и развитие небесной механики.

Цели:
1. Повышение познавательной активности учащихся.
2. Развитие интереса к астрономии через информатику и к информатике через астрономию.
3. Формирование навыков коллективной деятельности.
4. Укрепление естественно - научного мировоззрения.
5. Формирование навыков использования учащимися современных информационных технологий.
6. Приобретение навыка публичных выступлений.
Материалы и оборудование:
  • РС, сканер, локальная компьютерная сеть, принтер, модем, телефонная линия, мультимедийный проектор;
  • программное обеспечение: Power Point, Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, Microsoft Word, Microsoft Excel, ACDSee, Hyper Terminal; Internet Explorer.
Режим работы:
1. Вступительное слово (5 - 7 минут).
2. Выступления докладчиков по темам (общее время выступлений 35 - 40 минут):
  • От первых наблюдений к системе мира Птолемея.
  • Система мира Коперника и её подтверждение телескопическими наблюдениями Галилея.
  • Законы движения планет Кеплера и их объяснение Ньютоном с помощью закона всемирного тяготения.
  • Практическое применение законов небесной механики для запуска и полёта космических аппаратов.
  • Телескопы: от Галилея до наших дней.
3. Вопросы прессы (8 - 10 минут).
4. Анкетирование учащихся и гостей.
5. Заключительное слово. Подведение итогов конференции (5 - 7 минут).
Примечание:
Занятие является обобщающим по теме "Небесная механика". Представленные работы - результат коллективного труда учащихся.
Материалы конференции полностью подготовлены учащимися (Сертификат участника, схема выступлений, цитаты; всё кроме анкет); оформлена фотогазета.
Благодаря этой конференции школьники получили возможность на подобных мероприятиях использовать мультимедийный проектор – одно из городских предприятий нам его предоставляло в пользование для проведения конференций, в настоящее время есть свой.
Приложения:
1. Нагрузка школьников при подготовке и проведении конференции.
<...

№ п/п Фамилия Тема Подготовка Конференция
1 Авдеев Орбиты небесных тел Фотограф Корреспондент
2 Александров Радиотелескопы. Оформление 2 части доклада Социолог
3 Алимурадов Определение расстояний до тел солнечной системы и размеров этих небесных тел. Оформление схемы конференции Выставка литературы
4 Белан Наблюдательная астрономия. Монтаж 1, 2 и 3 частей доклада Гид
5 Брянская Наблюдение Вселенной. Телескопы. Подготовка и оформление цитат Выставка литературы
6 Василенко Часы. Приём проектов с удалённых компьютеров Докладчик
7 Васильчиков Радиотелескопы. Подготовка и оформление цитат Демонстрация презентаций
8 Васильчикова Астрономия древних цивилизаций. Оформление фотогазеты Оформление зала
9 Витушкин Радиотелескопы Оформление 1 части доклада Гид
10 Карпеева Астрономия древних цивилизаций. Оформление эмблемы конференции Корреспондент
11 Катанская Движение планет. Оформление схемы конференции Регистратор
12 Котова Видимое движение планет. Оформление фотогазеты Гид
13 Крючков Развитие космонавтики. Приём проектов с удалённых компьютеров Установка техники
14 Локоть Коперник. Оформление сертификатов Докладчик
15 Никитина Затмения. Печать документов на бумагу Корреспондент
16 Носов Электронные системы наблюдения за звёздами. Оформление 5 части доклада Докладчик
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.09 | Просмотров: 1466

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!