Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассное мероприятие для 7-го класса Ленинградский зоопарк в годы Великой Отечественной войны - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Внеклассное мероприятие для 7-го класса Ленинградский зоопарк в годы Великой Отечественной войны


Автор(ы): Землякова Татьяна Станиславовна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  • Рассказать ребятам о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка.
  • Помочь осмыслить и понять моральную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины.
Форма проведения. Рассказ с элементами беседы.
УМК: книга Юрия Иванова Долгие дни блокады, опорные конспекты (Приложение 1, Приложение 2), магнитофон, запись 7 симфонии Дмитрия Шостаковича.
Ход занятия
1. Оргмомент
. Для создания более доверительной атмосферы и предрасположенности к откровенному разговору целесообразно разместить детей полукругом, так, чтобы они видели лица друг друга. Необходимо записать тему и оформить доску соответственно тематике внеклассного мероприятия.
2.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о северном городе, северной столице нашей Родины и её героических жителях, людях беззаветно преданных своему делу, своему городу, своей стране.
- Вы догадались, о каком городе пойдет речь?
- О Санкт-Петербурге.
- А что вы знаете об этом городе?
(Важнейший культурный и промышленный центр, основанный в дельте р. Невы в 1703 г. Петром I. С 1712 по 1918 гг. столица России. Его называют северной Венецией. С 1924 по 1991 гг. был переименован в Ленинград.)
Совсем недавно Санкт-Петербург отмечал 300летие со дня основания. Как удивительно течет время. Порой дни мелькают как мгновения, а порой мгновения тянутся годами. Так было и в Ленинграде 1941 года. (Звучит фрагмент 7 симфонии Дмитрия Шостаковича.)
- Ребята, какой характер у этой музыки, что вы услышали?
- Она тревожная, грозная, возникает ощущение опасности :.
- Вы правы, эта музыка ассоциируется с войной. Бьёт барабанная дробь - наступают немецкие войска, звучат духовые - это воют сирены, гудят самолеты, воздушная тревога, сейчас начнут бомбить.
- Ребята, что вы знаете о Ленинграде 1941-42 гг.?
- Ленинград был в блокаде.
В 1941 г. прямое наступление фашистов на город захлебнулось. И тогда Фюрер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Было предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии и беспрерывной бомбежки сравнять его с землей. 18 сентября 1941 г. началась блокада. 900 дней и ночей тяжелейших испытаний.
Год сорок первый
Год сорок второй
Полгорода лежит в земле сырой
Полгорода уничтожила, убила блокада.
(От голода, болезней и бомбежки погибло около 1 млн. человек)
- Что же это за чудовище блокада?
Чтобы понять и оценить меру испытаний, выпавших на долю ленинградцев, послушайте воспоминания очевидцев тех страшных событий.
Ленинград обстреливали. Каждый день на него обрушивали бомбы и снаряды. Зимой 1941-1942 гг. наступили самые тяжелые времена. Массовый голод, убийца-невидимка, беспощадный союзник врага, как его называли. Кого настигал голод, корчились и мучались так же, как и тяжелораненые.
В руках я держу кусочек хлеба, 125 гр. - суточная норма. Но если бы видели тот блокадный хлеб, когда его брали в руки, с него текла вода, и он был словно глина.
125, 150 и даже 250 гр. хлеба при отсутствии каких-либо других продуктов не могли обеспечить физиологическое существование организма в условиях холодной зимы. И люди падали от голода, они умирали, груды тел лежали в подвалах, траншеях, во дворах.
Чтобы выжить пищу приходилось изобретать. Ели столярный клей, кожаные ремни, древесные опилки, подсолнечный жмых. В таких условиях среди людей происходила как бы поляризация. Либо поступать по чести по совести несмотря ни на что. Либо выжить любыми способами за счет ближнего, родного, кого угодно. Тяжелейшему испытанию подверглись все человеческие чувства: любовь, верность, сострадание, милосердие, доброта, вера в победу, надежда на лучшее.
В блокадном Ленинграде люди не только выживали сами, но и спасали животных. Обо всем этом можно прочитать в книге Юрия Иванова Долгие дни блокады. Эта книга о ленинградцах, о взрослых и детях, о девчонках и мальчиках, которым в те годы было по 13-14 лет. А еще она о сотрудниках ленинградского зоопарка.
Давайте вместе полистаем некоторые страницы. (Чтение вслух первого отрывка, см. Приложение 1.)
Каждый день Ник снаряжал маленькие промысловые экспедиции. Искали в парках желуди, ягоды шиповника и рябины. Находили промерзшие кочерыжки. В столовых госпиталей собирали вываренные по три раза говяжьи и свиные кости. Отправлялись на фронт, где на нейтралке валялись трупы убитых коней.
- Ребята, зачем в блокадном городе, где каждый день умирали люди, сотрудники пытались сохранить животных зоопарка? Какая у них теплилась надежда, во что они верили?
- Ребята, вы были когда-нибудь в зоопарке? Для чего их создают?
Зоопарки нужны в мирное время, а тогда была война. Почему сотрудники пытались сохранить животных зоопарка? Прочтите, что сами ленинградские дети думали об этом. (Приложение 1, второй отрывок.)
В этой коротенькой заметке многое читается между строк.
Вера!
В спасение зоопарка - в спасение детей - в спасение нации (сохранение духовных ценностей) - в спасение города - в спасение страны.
Далее вы видите фотографии животных (Приложение 2), которые благодаря заботам людей пережили блокаду. Бегемот Красавица вместо обычных 30-40 кг корма получала 4-6 кг смеси из овощей, травы и жмыха. И для заполнения желудка еще 30 кг распаренных опилок.
Вернемся к страницам книги Юрия Иванова (Приложение 1, третий отрывок).
Каждый день Софья Петровна варила Красавице болтушку из рубленой соломы, сена и горстки жмыховых отбросов. Этим варевом питались вдвоем. Шкуру животного обтирали подогретой невской водой и смазывали камфорным маслом, чтобы успокоить боль. Носить воду и искать дрова помогали дети Жорик, Жека Володя и Нина. Особенно страшно было во время бомбежки. Это можно увидеть на фотографии. Копытные животные в панике метались по загону, рычали медвежата. Однажды ранило двух оленей, и служительница С.А. Коновалова делала им перевязки, отдавала часть своего хлеба. Когда с питанием стало совсем тяжело, приучали хищных животных к растительной пище. Медведей кормили фаршем из овощей и травы. Но тигрята отказывались есть такую смесь и тогда травой и жмыхом набивали шкурки кроликов, смазывали их рыбьим жиром. Соблазненные вкусным запахом изголодавшиеся животные поедали такие тушки. Так обманывали и хищных птиц, добавляя немного рыбы.
А вот еще одна интересная фотография. У гамадрила Эльзы в ноябре 1941 года родился детеныш. У истощенной обезьяны не было молока, и ближайший родильный дом ежедневно выделял пол-литра донорского молока. В блокадном Ленинграде гамадрильчик выжил.
Зоосад был закрыт для посетителей только в страшную зиму 1941-42 гг. но уже весной 1942 истощенные люди своими силами восстановили часть загонов. 8 июля зоосад торжественно открылся для посетителей.
Вот как описывает это событие Юрий Иванов.
До открытия зоопарка оставалось еще часа полтора. Люди были оживлены, они улыбались друг другу и говорили Здравствуйте! Здравствуйте!
Заиграл оркестр!
Ник быстро шел навстречу небольшой группе людей.
- Пускай первыми войдут дети.
Ворота распахнулись. Н...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.09 | Просмотров: 2049

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340