Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка занятия по обществознанию на тему Отрасли российского права: основные понятия - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Разработка занятия по обществознанию на тему Отрасли российского права: основные понятия


Автор(ы): Чапаева Марина Николаевна, преподаватель истории и общественных дисциплин


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Материалы: эпиграф к уроку; раздаточные материалы: карточки с юридическими задачами для каждой группы (по 3 - по конституционному и административному праву, по 2 - по гражданскому, уголовному, трудовому праву); карточки с заданиями группам на закрепление изученного материала; схема Семейное право (для каждого студента); большие листы бумаги для работы в группах.
Опережающее домашнее задание: два студента готовят сообщения по административному и конституционному праву, остальные по этим же отраслям готовят вопросы.
Цели:
  • дать представление учащимся о том, что система российского права подразделяется на крупные составные части - отрасли; рассмотреть основные отрасли права;
  • развитие умений учебного труда;
  • развитие умения участвовать в дискуссии;
  • отработка навыка работы в малой группе;
  • воспитание гражданственности, уважения к праву;
  • воспитание дисциплинированности;
  • воспитание уважительного отношения к собеседникам.
Понятия: отрасль права, конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, уголовное право.
Ход занятия
План занятия:
  • Конституционное право.
  • Административное право.
  • Уголовное право.
  • Гражданское право.
  • Трудовое право.
Право состоит из норм, постоянно и регулярно осуществляется в жизни, и потому
осуществление есть основной признак права.
Б. А. Кистяковский
Организационный момент.
Учащиеся с начала урока рассаживаются по группам (3 группы). На доске записана тема, цель и задачи занятия:

Цель: изучение основных отраслей российского права.
Задачи:
  • Прослушать выступления учащихся и их обсудить;
  • Учиться вести дискуссию;
  • Используя материал учебника, составить опорные схемы по трудовому, уголовному и гражданскому праву;
  • Учиться работать в малой группе;
  • Решить практические задачи (жизненные ситуации) по разным отраслям права
Вступительное слово преподавателя: сообщение темы занятия, постановка целей и задач.
- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему занятию, как вы его понимаете? В конце урока мы вернёмся к нему снова.
II. Изучение нового материала.
Вступление преподавателя:
Вам известно, что система российского права подразделяется на крупные составные части - отрасли.
Отрасль права - совокупность норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений.
К ведущим отраслям российского права относятся:
  • государственное (конституционное),
  • административное,
  • уголовное,
  • гражданское,
  • семейное,
  • трудовое право.
Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые из этих отраслей.
Домашним заданием было подготовить сообщения на темы: Конституционное право, Административное право для двух учащихся, остальные по этим темам должны были составить вопросы.
Далее учащиеся выступают с сообщениями, отвечают на вопросы согруппников.
Обсуждение, вопросы, оценивание выступающих.
Далее каждая группа решает 2 юридические задачи по представленным отраслям права (карточки с заданиями выдаёт преподаватель)

Задачи по конституционному праву:

1. Поздним вечером на станции метро сотрудник милиции потребовал, чтобы гражданин X. предъявил свой паспорт. X ответил что он проживает в гостинице, а паспорт находится на прописке. X доставили в отделение милиции, обыскали. В специальном журнале подробно записали вес данные и при этом оскорбили.
а) Правомерны ли действия работников милиции?
б) Как должен вести себя гражданин в случае задержания?

2. Евгений учится на втором курсе колледжа на дневном отделении.
а) Могут ли Евгения призвать в армию во время учёбы?
б) Если Евгений закончит ВУЗ, призовут ли его на военную службу?

3. Студент Николай Снегирёв связался с дурной компанией и почти всю стипендию стал тратить на спиртные напитки. На замечания и критику администрации и своих товарищей Снегирёв отвечал, что хотя ему 17 лет, но по закону он вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком и стипендией. Усыновитель Снегирёва обратился в суд с просьбой лишить его права самостоятельно распоряжаться стипендией, - т. е. ограничить его дееспособность.
а) Соответствует ли закону заявление Снигирёва об имущественной самостоятельности?
б) Вправе ли суд ограничить дееспособность подростка?

Задачи по административному праву:

Трое подростков 14 - 15 лет в пьяном виде бродили но улице города, зашли "отдохнуть" в парк культуры и отдыха, приставали к прохожим, вели себя развязно. На замечания окружающих реагировали негативно.
а) Есть ли в действиях подростков правонарушение?
б) Какое наказание предусмотрено за подобные действия?
2.
Во дворе колледжа группа учащихся посадила 15 саженцев. Битов, известный в колледже хулиган, был изгнан с урока за нарушение дисциплины, вышел во двор и выдернул все саженцы.
а) Оцените поведение Битова с позиции закона;
б) Правомерно ли наложен штраф на Битова? Его возраст - 16 лет.

3. В колледже рядом с кабинетом информатики висел огнетушитель, там же находился и противопожарный кран. Петренко и Федоров из хулиганских побуждений постоянно приводили их в непригодное состояние, за что неоднократно наказывались. Вызовы их родителей также не давали положительного результата.
Однажды в колледже возник пожар, который из-за очередной неисправности противопожарных средств (по вине Петренко и Федорова) причинил зданию ущерб на сумму 50 тыс. рублей.
Администрация и инспектор Госпожиадзора составили акт о привлечении виновников к административной ответственности. Петренко и Федоров виновными себя не признали.
а) Можно ли привлечь Петренко и Федорова к административной ответственности?
б) Как будет возмещаться материальный ущерб, причиненный пожаром?
Затем каждая группа изучает одну из отраслей права, составляет конспект, схему, представляет другим группам, отвечает на вопросы других групп и преподавателя.

I группа - уголовное право;
II группа - гражданское право;
III группа - трудовое право.
На работу в группах даётся 20-25 минут, затем - обсуждение, вопросы, далее каждая группа решает две юридические задачи по материалу, подготовленному другими группами (карточки с заданиями выдаёт преподаватель)
Задачи по уголовному праву:

1. Студенты техникума Пашин и Ревов поздно вечером подверглись нападению трех лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Во время драки Ревов причинил одному из нападавших - Бурскому тяжкие телесные повреждения. Задержанные хулиганы предстали перед судом. Однако Бурский предъявил к потерпевшему Ревову иск о взыскании ущерба за вред, причиненный во время драки, включая стоимость порванных пальто и костюма.
Хулиганы были осуждены к лишению свободы, а в иске суд отказал.
а) Что понимается под необходимой обороной?
б) В чем состоит правомерность действий лиц в состоянии необходимой обороны?

2. Днем в квартиру позвонили грабители. Услышав детский голос, они спросили: "Мальчик, ты один"? - "Нет, с Мусиком". Поняв, что в квартире один ребенок с кошкой, грабители взломали дверь. Мусиком оказался волкодав, который одного грабителя загрыз насмерть, а второго спасли прибежавшие на крики соседи.
а) Как можно квалифицировать действия грабителей?
б) Правомерно ли привлекать хозяев квартиры за убийство и за причиненные телесные повреждения грабителям?

Задачи по гражданскому праву:

1. Металлургический завод заключ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.11 | Просмотров: 3564

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340