Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Экспериментальное исследование возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Автор(ы): Беспалова Анастасия Евгеньевна, социальный педагог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Экспериментальное исследование страхов и тревожности у детей 6-7 лет и их коррекция средствами сюжетно-ролевой игры было организовано и проведено в ноябре 2007 - марте 2008 года. В исследовании приняли участие 33 ребенка в возрасте 6-7 лет (16 мальчиков и 17 девочек), посещающие подготовительную группу детского сада №2310 г. Зеленограда. Данное исследование проводилось с участием психолога детского сада. Нами определены контрольная и экспериментальная группы детей, участвующих в исследовании. Выделение контрольной и экспериментальной группы проводилось по методу попарных сравнений, который предусматривает разделение группы испытуемых на две равные группы (контрольную и экспериментальную). В экспериментальную группу вошло 16 детей, а в контрольную - 17 детей. Цель исследования: выявление возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. Объект исследования: страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: возможности сюжетно-ролевой игры в снижении страхов и тревожности у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевой игры в коррекционных целях позволит уменьшить переживания страхов и снизить уровни тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: - Провести анализ литературы по проблеме исследования;
- Представить типологию страхов и уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
- Выделить в практике сюжетно-ролевой игры методы и приемы для снижения страха и тревожности у детей дошкольного возраста;
- Апробировать в практической педагогической деятельности программу занятий, направленную на коррекцию страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
- Дать анализ эффективности использования сюжетно-ролевой игры в работе по снижению или преодолению страхов и тревожности у дошкольников;
- Корректно сформулировать запрос и организовать сотрудничество с психологом для решения задач исследования.
Методики исследования: Наблюдение за игровой деятельностью детей; 2. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); Психологическое тестирование, включающее в себя: - методику Опасения и страхи у детей А.И.Захарова; - тест Незаконченные предложения А.И.Захарова; - тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена; Работа была организована в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Этап констатирующего эксперимента посвящен изучению страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе проводится психологическая диагностика, которая включает обследование детей с помощью следующих методик: Методика Опасения и страхи у детей А.И.Захарова (приложение 1); Тест Незаконченные предложения А.И.Захарова (приложение 2); Тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена (приложение 3). Среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) - 11 человек (33,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи. Большинство дошкольников - 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности. Это дети, которые не испытывают фрустрации потребности в одобрении взрослых, отрицательных переживаний беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. У 3 человек (18,75%) обнаружен низкий уровень тревожности. У 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями. Формирующий эксперимент исследования включал в себя проведение с детьми занятий, направленных на снижение реакций страха у детей. Коррекционные занятия проводились только с детьми экспериментальной группы. Общая продолжительность занятий составила 4 месяца - с декабря 2007 года по март 2008 года. Всего с детьми было проведено 24 занятия по 35 минут. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине 2-3 раза в неделю. Программа занятий составлена нами из конкретных упражнений, описанных Т.Шишовой, А.И.Захаровым, И.П.Воропаевой (приложение 4). В качестве основного психокоррекционного метода мы используем сюжетно-ролевую игру. В ходе коррекционной работы широко использовался весь арсенал игр и игровых упражнений, включая проигрывание условных и реальных ситуаций. Сюжетно-ролевая игра, используемая в ходе коррекционной работы, включает в себя разнообразные по сюжетам, содержанию игры. В таблице 1 приведен перечень игр, проводимых с детьми. Всего с детьми разыгрывались около 40 игр. Таблица 1. Сюжетно-ролевые игры, проводимые с детьми Название этапа коррекционной работы | Цель этапа | Игры | Установочные игры | Установление эмоционального контакта с группой; знакомство участников группы с правилами и нормами во время игры | Здравствуйте, я рад познакомиться. Выработка правил поведения на занятиях | Игры, направленные на преодоление конкретных страхов | А) страх темноты | Зверушки в норке,Бобры, Кто притаился в темноте, В темной норе, Кукольные прятки, Смелый разведчик. | | Б) отыгрывание страшных снов | Зверь под кроватью,Снежная королева | | В) страх одиночества | Спасатели,Случай в магазине, Малютка потерялась, Как важно знать свой адрес, Сюрпризы, Готовимся к бою | | Г) страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений | Маски страха,Путешествие к бабе Яге, Сказочный город, Играем в привидение, Маленькое привидение из Вазастана, Превращение страхов | | Д) страх смерти | Удивительная встреча,Ищем в плохом хорошее или Монстр, Игры-перевоплощения | | Е) боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф | Сражение,Карлсон против Филе и Рулле, Морские разбойники | | Ж) страх уколов, боли, врачей | Больница | | З) страх наказания, крика | Пятнашки,Жмурки, Вышибалы, Сердитый утенок. | Содержание коррекционной программы включало в себя два этапа работы: На первом - ориентировочном этапе, идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Второй этап - это этап объективирования конфликтных ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе ставятся следующие задачи: - объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками; - эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с его травмирующим фактором и формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; - развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе; - формирование способности к произвольной регуляции эмоций; - формирование предпосылок для преодоления тревожности и страхов. Этап контрольного эксперимента предполагал проверку эффективности проводимой с детьми коррекционной программы. Для этого с детьми контрольной и экспериментальной групп проводилась повторная психологическая диагностика по методикам, и сравнивались результаты констатирующего и контрольного исследования. Повторное обследование детей проводилось в конце марта 2008 года. Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посещающих наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере. Для сравнительного анализа проведено сопоставление показателей количества страхов на этапах констатирующего и контрольного исследования (приложение 5). На основе данных экспериментальной и контрольной группы построены профили данных по видам исследованных страхов до и после проведения сюжетно-ролевой игры для каждой группы (приложение 6). Профили результатов исследований в группах наглядно показывают, что количество страхов в экспериментальной группе после коррекционных занятий значительно снизилось. Выводы по экспериментальной части исследования: На этапе формирующего исследования с детьми были проведены психокоррекционные занятия в форме сюжетно-ролевой игры. Применение разнообразных игр позволило решить следующие задачи: объективировать негативные тенденции личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками; дать ребенку возможность эмоционально отреагировать чувства и переживания, связанные со страхами; сформировать у детей адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи; развивать способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе; формировать способность к произвольной регуляции эмоций; предпосылок для преодоления тревожности и страхов. Среднее количество страхов у детей на этапе констатирующего исследования равно 10,3, что соответствует норме. Полученные в нашем исследовании данные подтвердили картину страхов, описанную для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет профессором А.И.Захаровым. больше всего дети 6-7 лет боятся: смерти родителей (97%), собственной смерти (93%), сказочных персонажей: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, привидений, чертей, инопланетян (90%), животных и насекомых (90%), темноты (87%), боли (80%). В дошкольном возрасте центральное место занимает у детей страх смерти и смерти родителей. Большинство страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-то поводу, например, о них ему напоминают окружающие. Но среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) - 11 человек (34,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи со стороны психолога и педагога. Большинство дошкольников - 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности, у 3 человек (9,1%) обнаружен низкий уровень тревожности, у 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями. Изучение межполовых различий в проявлениях страхов у дошкольников показало, что среднее количество страхов у мальчиков меньше, чем...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.12 | Просмотров: 4097
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|