Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Экспериментальное исследование возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Экспериментальное исследование возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры


Автор(ы): Беспалова Анастасия Евгеньевна, социальный педагог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Экспериментальное исследование страхов и тревожности у детей 6-7 лет и их коррекция средствами сюжетно-ролевой игры было организовано и проведено в ноябре 2007 - марте 2008 года. В исследовании приняли участие 33 ребенка в возрасте 6-7 лет (16 мальчиков и 17 девочек), посещающие подготовительную группу детского сада №2310 г. Зеленограда. Данное исследование проводилось с участием психолога детского сада.
Нами определены контрольная и экспериментальная группы детей, участвующих в исследовании. Выделение контрольной и экспериментальной группы проводилось по методу попарных сравнений, который предусматривает разделение группы испытуемых на две равные группы (контрольную и экспериментальную).
В экспериментальную группу вошло 16 детей, а в контрольную - 17 детей.
Цель исследования: выявление возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности сюжетно-ролевой игры в снижении страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевой игры в коррекционных целях позволит уменьшить переживания страхов и снизить уровни тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
  • Провести анализ литературы по проблеме исследования;
  • Представить типологию страхов и уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
  • Выделить в практике сюжетно-ролевой игры методы и приемы для снижения страха и тревожности у детей дошкольного возраста;
  • Апробировать в практической педагогической деятельности программу занятий, направленную на коррекцию страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
  • Дать анализ эффективности использования сюжетно-ролевой игры в работе по снижению или преодолению страхов и тревожности у дошкольников;
  • Корректно сформулировать запрос и организовать сотрудничество с психологом для решения задач исследования.
Методики исследования: Наблюдение за игровой деятельностью детей;
2. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
Психологическое тестирование, включающее в себя:
- методику Опасения и страхи у детей А.И.Захарова;
- тест Незаконченные предложения А.И.Захарова;
- тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;
Работа была организована в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Этап констатирующего эксперимента посвящен изучению страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе проводится психологическая диагностика, которая включает обследование детей с помощью следующих методик:
Методика Опасения и страхи у детей А.И.Захарова (приложение 1);
Тест Незаконченные предложения А.И.Захарова (приложение 2);
Тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена (приложение 3).
Среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) - 11 человек (33,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи.
Большинство дошкольников - 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности. Это дети, которые не испытывают фрустрации потребности в одобрении взрослых, отрицательных переживаний беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.
У 3 человек (18,75%) обнаружен низкий уровень тревожности. У 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями.
Формирующий эксперимент исследования включал в себя проведение с детьми занятий, направленных на снижение реакций страха у детей.
Коррекционные занятия проводились только с детьми экспериментальной группы. Общая продолжительность занятий составила 4 месяца - с декабря 2007 года по март 2008 года. Всего с детьми было проведено 24 занятия по 35 минут. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине 2-3 раза в неделю.
Программа занятий составлена нами из конкретных упражнений, описанных Т.Шишовой, А.И.Захаровым, И.П.Воропаевой (приложение 4).
В качестве основного психокоррекционного метода мы используем сюжетно-ролевую игру.
В ходе коррекционной работы широко использовался весь арсенал игр и игровых упражнений, включая проигрывание условных и реальных ситуаций.
Сюжетно-ролевая игра, используемая в ходе коррекционной работы, включает в себя разнообразные по сюжетам, содержанию игры. В таблице 1 приведен перечень игр, проводимых с детьми. Всего с детьми разыгрывались около 40 игр.
Таблица 1. Сюжетно-ролевые игры, проводимые с детьми
Название этапа коррекционной работы Цель этапа Игры
Установочные игры Установление эмоционального контакта с группой; знакомство участников группы с правилами и нормами во время игры Здравствуйте, я рад познакомиться. Выработка правил поведения на занятиях
Игры, направленные на преодоление конкретных страхов А) страх темноты Зверушки в норке,Бобры,
Кто притаился в темноте,
В темной норе,
Кукольные прятки,
Смелый разведчик.
Б) отыгрывание страшных снов Зверь под кроватью,Снежная королева
В) страх одиночества Спасатели,Случай в магазине,
Малютка потерялась,
Как важно знать свой адрес,
Сюрпризы,
Готовимся к бою
Г) страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений Маски страха,Путешествие к бабе Яге,
Сказочный город,
Играем в привидение, Маленькое привидение из Вазастана,
Превращение страхов
Д) страх смерти Удивительная встреча,Ищем в плохом хорошее или Монстр,
Игры-перевоплощения
Е) боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф Сражение,Карлсон против Филе и Рулле,
Морские разбойники
Ж) страх уколов, боли, врачей Больница
З) страх наказания, крика Пятнашки,Жмурки,
Вышибалы,
Сердитый утенок.
Содержание коррекционной программы включало в себя два этапа работы:
На первом - ориентировочном этапе, идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.
Второй этап - это этап объективирования конфликтных ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе ставятся следующие задачи:
- объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками;
- эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с его травмирующим фактором и формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
- развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе;
- формирование способности к произвольной регуляции эмоций;
- формирование предпосылок для преодоления тревожности и страхов.
Этап контрольного эксперимента предполагал проверку эффективности проводимой с детьми коррекционной программы. Для этого с детьми контрольной и экспериментальной групп проводилась повторная психологическая диагностика по методикам, и сравнивались результаты констатирующего и контрольного исследования. Повторное обследование детей проводилось в конце марта 2008 года.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посещающих наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере. Для сравнительного анализа проведено сопоставление показателей количества страхов на этапах констатирующего и контрольного исследования (приложение 5).
На основе данных экспериментальной и контрольной группы построены профили данных по видам исследованных страхов до и после проведения сюжетно-ролевой игры для каждой группы (приложение 6). Профили результатов исследований в группах наглядно показывают, что количество страхов в экспериментальной группе после коррекционных занятий значительно снизилось.
Выводы по экспериментальной части исследования:
На этапе формирующего исследования с детьми были проведены психокоррекционные занятия в форме сюжетно-ролевой игры. Применение разнообразных игр позволило решить следующие задачи: объективировать негативные тенденции личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками; дать ребенку возможность эмоционально отреагировать чувства и переживания, связанные со страхами; сформировать у детей адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи; развивать способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе; формировать способность к произвольной регуляции эмоций; предпосылок для преодоления тревожности и страхов.
Среднее количество страхов у детей на этапе констатирующего исследования равно 10,3, что соответствует норме. Полученные в нашем исследовании данные подтвердили картину страхов, описанную для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет профессором А.И.Захаровым. больше всего дети 6-7 лет боятся: смерти родителей (97%), собственной смерти (93%), сказочных персонажей: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, привидений, чертей, инопланетян (90%), животных и насекомых (90%), темноты (87%), боли (80%). В дошкольном возрасте центральное место занимает у детей страх смерти и смерти родителей. Большинство страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-то поводу, например, о них ему напоминают окружающие. Но среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) - 11 человек (34,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи со стороны психолога и педагога. Большинство дошкольников - 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности, у 3 человек (9,1%) обнаружен низкий уровень тревожности, у 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями.
Изучение межполовых различий в проявлениях страхов у дошкольников показало, что среднее количество страхов у мальчиков меньше, чем...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.12 | Просмотров: 4097

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340