Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Подготовка и проведение педагогического совета по личностно-ориентированному обучению - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Подготовка и проведение педагогического совета по личностно-ориентированному обучению


Автор(ы): Белокопытова Наталья Владимировна, учитель, педагог-психолог; Коваленко Светлана Николаевна, замдиректора по учебно-методической работе; Козорез Ирина Владимировна, учитель, педагог-психолог; Наливайко Татьяна Викторовна, доцент


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Хотим поделиться своими наработками по данной теме всего педагогического коллектива, получить рекомендации и вступить в диалог с другими школами, работающими в данном направлении.
Повестка педсовета: Первый опыт освоения личностно-ориентированного обучения: плюсы и минусы, проблемы и перспективы.
Цель: создание организационно-педагогических, организационно-методических условий на основе личностно-ориентированного образования.
Подготовка к педсовету
I. Организационные мероприятия
1. Методический совет, творческие группы методических объединений: Подготовка к педсовету “Первый опыт освоения личностно-ориентированного обучения: плюсы и минусы, проблемы и перспективы” 12.10.06 (ответственные директор школы Казакова В.Ф., заместитель директора по учебно-методической работе Коваленко С.Н.)
2. Семинар-практикум “Применение личностно-ориентированных технологий обучения”. (В течение месяца). Открытые уроки учителей по данной теме.
3.Психолого-педагогическое сопровождение педсовета. Психологические семинары:
а) личностно-ориентированное обучение в начальных классах – 13.10.2006 в 13.30 – отв. Белокопытова Н.В. (педагог-психолог)
Развитие личности учащихся начальной школы через личностно-ориентированный подход в обучении
Основная цель обучения в начальной школе заключается в том, чтобы развить личность младшего школьника, его познавательные и созидательные возможности через включение в учебную деятельность, развить его учебную самостоятельность.
Обучение в начальной школе уже должно носить личностно ориентированную направленность.
1) Формирование учебной деятельности, постепенно передавая отдельные элементы этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя. Системообразующий компонент учебной деятельности - учебная задача. При чём она всегда выдвигается с таким расчётом, что её содержание ориентировано на "зону ближайшего развития ученика".
  • Организовать принятие учебной задачи.
  • Планирование решения учебной задачи.
  • Поиск и построение способа решения учебной задачи.
  • Конкретизация и применение способа для решения частных задач.
  • Контроль и оценка результата и процесса решения учебной задачи.
2) Отслеживание динамики формирования умений самостоятельной учебной деятельности.
Важным методом получения информации по изучению динамики формирования компонентов учебной деятельности является способность учителя целенаправленно наблюдать за деятельностью каждого ученика, делать пометки, записывать, соотносить реальную деятельность учеников с описанием уровней. Изучить динамику можно с помощью специальных методик, заданий.
3) Роль учебного сотрудничества в формировании у учащихся умений самостоятельной учебной деятельности. Организация учебной работы в групповой форме.
В своём предельно развитом виде способность строить учебное сотрудничество совпадает с умением учиться - самостоятельно расширять собственные знания, умения, навыки, способности (высшая цель начальной школы).
4) Проектирование уроков по типам: конструирование учебной задачи, планирование и поиск решения, конкретизация и применение способа для решения частных задач, контроля и оценивания меры владения способом, а так же по предлагаемой форме "поурочного" плана: этап урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, методический комментарий.
Замысел таких уроков, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Их осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебных занятий будут избраны следующие:
  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и "окультуривания" их субъектного опыта;
  • оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
  • содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
б) личностно-ориентированное обучение в классах VII вида – 13.10.2006 в 13.30 – отв. Козорез И.В. (педагог-психолог)
Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе (для классов VII вида)
Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем. Оно направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей, что особенно актуально для учащихся в классах VII вида.
Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю, работающему в коррекционных классах, в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Все ученики защищены в своем классе и в своей школе. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность школьника и личность педагога – главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.
Эффективность индивидуальной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель, работающий в классах VII вида, определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели коррекционных классов руководствуются следующими принципами:
  • установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне учитель – ученик – класс;
  • уважение самооценки личности ученика;
  • вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
  • постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
  • создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
Особого внимания требуют к себе “трудные” дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности “трудного” подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с “трудными” подростками, опытные педагогики применяют различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, “реконструкция характера”. Учитель должен стать ребенку другом, человеком, который может помочь ему справиться с трудностями, который его выслушает и протянет руку помощи. Главное не оттолкнуть подростка, а подружиться с ним.
в) личностно-ориентированное обучение у школьников в 5-9, 10-11-х классах общего и среднего уровня. Семинар классных руководителей – 25.10.2006 в 13.30 – отв. Наливайко Т.В. (психолог)
г) личностно-ориентированный подход при выборе профессии – 25.10.2006 – отв. Шаталина И.Г. (профориентатор)
д) классно-обобщающий контроль в 5-х классах. Цель: 1. Соблюдение преемственности начальных классов и средней школы. 2. Использование элементов личностно-ориентированного обучения в учебном процессе с 09.10 по 28.10.2006
II. Проведение педсовета.
1. Сообщение заместителя директора по учебно-методической работе (Коваленко С.Н.) (15 мин.) Личностно-ориентированное обучение и педагогические технологии
В 1992 г. был принят Закон РФ “Об образовании”, в котором провозглашается адаптивность системы образования к уровням и особенностям обучающихся. Государственная политика основывается на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, свободном развитии личности (ст. 2 п.1, редакция 2004г.)
Определена стратегическая цель содержания образования – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14 п.1), содержание образования призвано обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру (ст.14 п.2).
Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательным процессом в школе.
Первым компонентом этой системы управления выступает сама личность учителя. Изменяется его позиция по отношению к ученику, к себе самому. Учитель – не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры его приобщенности к знаниям, от его знания или незнания. Изменяется характер воздействия на ученика. Меняется и позиция ученика, для которого главное – не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний.
Второй компонент – изменение функций и строения знаний, которые осваиваются в школе, и способов организации процесса их усвоения. Знание в наше время дает возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации, только если оно представлено в духе современного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное, обобщенное. Процессом его усвоения не может быть рутинное заучивание, репродукция. Усвоение знаний организуется в многочисленных формах поисково-мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.
Третий компонент – выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связан выбор форм обучения (совместная деятельность, естественное становление индивидуальности в коллективе школьников).
Четвертый компонент реорганизации связан с отказом от репрессивной, подавляющей ролью оценок и всякого тестирования, с изменением критериев оценивания, эффективности обучения и воспитания.
Одним из важных направлений решения названных задач являются разработки и внедрение новых педагогических технологий. Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные направления в области педагогической науки. Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, теорий в практике, поэтому педагогическая технология занимает промежуточное место между наукой и практикой.
Педагогические технологии могут различаться:
  • по источнику возникновения (на основе опыта или научной концепции),
  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности),
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),
  • по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),
  • по тому, какую сторону педагогического процесса обслуживает предложенная педагогическая технология, и т.д.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Почему отдано предпочтение этой технологии обучения? Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии выделяются разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение.
Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. Вспомним пути реализации личностно-ориентированных технологий в нашей школе.
Технология разноуровнего обучения
Два года назад на педсовете было обсуждено теоретическое обоснование этой технологии на основе различия основной массы учащихся по уровню обучаемости, что сводилось, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Изучены способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены следующие группы учащихся:
  • малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
  • талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;
  • учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Было решено, что если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы.
Для этого нужны классы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.
Технология сотрудничества
В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи, присущие трем вариантам организации работы в малых группах, ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.13 | Просмотров: 3489

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340