Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Очерк в русской литературе: жанровая специфика, история развития - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Программа элективного курса Очерк в русской литературе: жанровая специфика, история развития


Автор(ы): Костылева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы; Немцева Светлана Равиновна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Очерк всегда занимал особое место – промежуточное между художественной литературой и публицистикой. С этим связано и деление очерка на два вида: художественный и документальный. Многие критики считают непростительным грехом смешение “поэзии” и публицистики, что, по их мнению, снижает художественные достоинства произведения. При этом ссылаются на В. Г. Белинского, который утверждал: “Поэт мыслит образами; он не доказывает истину, а показывает ее”. Жанровые особенности очерка предполагают документальность в изображении жизни, но, тем не менее, многие выдающиеся писатели обращались к этому жанру, тесно связанному с общественной жизнью. Очерк развивался в разные периоды нашей истории очень неравномерно: то подъем, то затишье. Штормовое кипение и штилевые периоды в развитии очеркового жанра теснейшим образом связаны с особенностями общественно-политической жизни. Близкий к публицистике, очерк расцветал, когда общество не могло больше молчать. Современное переломное время тоже вызвало расцвет этого жанра, поэтому изучение очерка в рамках средней школы сегодня будет востребованным и актуальным.
Целью курса является знакомство учащихся с историей появления очерка в русской литературе и его развития, классификацией очерков, жанровой спецификой на примере произведений писателей от древнерусской литературы и до наших дней. Выбор имен и текстов ориентирован на школьную программу.
Задачами курса является чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений, на это отводится одно занятие в неделю. Курс рассчитан на учащихся 10-х классов.
В основу программы положен историко-тематический принцип. Это позволяет не только увидеть развитие жанра в ретроспективе, но и приобрести необходимые знания о жанровых принципах. Учащиеся получат представление о месте очерка в художественной литературе, познакомятся с особенностями портретного очерка, бытового очерка, проблемного очерка, путевого очерка. Последний берет свое начало еще в распространенных в древнерусской литературе “хождениях”. Жанровая многомерность очерка, сращение очерка с близкими ему видами и образование многочисленных сложных межвидовых разновидностей (очерк–рассказ, очерк–статья, новеллистический очерк, очерковые повесть и роман) вызывает определенные трудности у школьников. Элективный курс позволит избежать этих трудностей, познакомит как с разновидностями очерка, так и с его идейно-художественной структурой, обогатит учащихся знаниями литературоведческих понятий и терминов.
Весь курс разделен на два цикла. Первый знакомит с особенностями жанра, второй дает представление о развитии жанра в русской литературе.

Содержание программы

I. Жанровое своеобразие очерка.
Художественная литература и публицистика. Документализм как определяющая черта жанра. Документальный и художественный (беллетризованный) очерк.
Документальный очерк в русской литературе: “Хождение за три моря” А. Никитина, “Севастополь в августе” Л. Толстого, “Шаги по росе” В. Пескова.
Вымысел и достоверность в художественном очерке: “Власть земли” Г. Успенского, “Павловские очерки” В. Короленко, очерки в цикле “По Руси” М. Горького, “На среднем уровне” А. Калинина, “О людях без стельки” В. Овечкина. Смешение документального и вымышленного в очерке.
Проблематика и способы художественного исследования действительности в очерке.
Путевой очерк. И. Гончаров “Фрегат “Паллада”.
Портретный очерк. Очерк о Белинском в “Былом и думах” И. Герцена.
Бытовые очерки, или “очерки нравов”. Проблемы социальной этики. Н. Некрасов “Физиология Петербурга”
Проблемный очерк как самый надежный проводник прогрессивной общественно-политической мысли в русской литературе. Г. Успенский “Живые цифры”.
Социально-тематическое деление очерков: деревенский, городской (“производственный”), военный, этнографический, исторический и др.
Авторская позиция в очерке. Эпическая и лиро-эпическая структура очерка. Публицистические и лирические (лирико-публицистические, лирико-философские и др.) очерки. М. Пришвин – непревзойденный мастер очерка лирико-философского (цикл “В краю непуганых птиц”).
Сложные межвидовые разновидности очерка.
Отсутствие границ между рядами жанровых разновидностей очерка.
II. Хронология жанра в русской литературе.
Первые приметы жанра в летописных источниках. “Хождения” как жанр древнерусской литературы.
Усиление лирического начала в очерках Н. Карамзина и А. Радищева. “Путешествие из Петербурга в Москву”: сочетание смелой правды о русской общественной жизни XVIII века с ее философским осмыслением – одно из достижений в развитии жанра.
Декабристы и литература. А. Бестужев-Марлинский “Отрывки из рассказов о Сибири”.
“Загородная поездка” А. С. Грибоедова, “Путешествие в Арзрум” А. С. Пушкина, “Петербургские записки” Н. В. Гоголя – очерки, ярко рисующие жизнь России первой половины XIX века.
И. С. Тургенев “Записки охотника”. Новый тип малого эпического произведения, вобравший в себя элементы очерка и рассказа: соединение изображения противоречий крепостнической России с изображением внутреннего мира крестьян.
Революционно-демократическое движение второй половины XIX века и дальнейшее развитие жанра очерка: В. Слепцов “Письма об Осташкове”, Н. Помяловский “Очерки бурсы”.
“Могущество мысли” очерков А. И. Герцена “Письма из Франции и Италии”. Их историзм, социальная проблематика, политическая острота.
Сатирические очерки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Мелочи жизни”. Создание писателем крупной очерковой формы: монолитной (хроника-обозрение, роман-обозрение) и составной (цикла очерков).
Проблемные очерки Г. И. Успенского “Из деревенского дневника”. Соединение в них элементов рассказа и научного социального исследования. Страстная публицистичность и стремление очеркиста добиться решения поднятых им общественных проблем.
История развития русского очерка конца XIX и начала XX века. Вклад в развитие жанра В. Г. Короленко. А. М. Горький – ревностный пропагандист и теоретик жанра очерка. Очерк-памфлет (“По Америке”) и очерковая новелла (цикл “По Руси”).
Небывалый подъем русской очерковой прозы в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1356

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340