Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (история + музыка) по теме О первопрестольной замолвим слово... - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок (история + музыка) по теме О первопрестольной замолвим слово...


Автор(ы): Малышкина Людмила Викторовна, преподаватель; Кайбышева Эльза Камильевна, преподаватель музыкальных дисциплин


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. Ознакомить учащихся с истоками возникновения и могущества Москвы, дать представление о значимых периодах в истории Московии на историко-музыкальном материале;
  2. Способствовать формированию у учащихся патриотического чувства и гордости за нашу первопрестольную столицу;
  3. Способствовать развитию; а) музыкального вкуса на произведениях великого П.И. Чайковского и советского композитора В.Я.Шебалина; б) навыков выделения из фундаментального материала главного и второстепенного; в) умению сравнивать, анализировать прослушанный материал; г) творческой деятельности учащихся.
Музыкальное оформление: П.И.Чайковский, кантата “Москва”; В.Я Шебалин, кантата “Москва”.
Наглядность: портреты композиторов, фотографии, иллюстрации, репродукции с видами Москвы.
Персонажи в ходе проведения урока: Летописец (учитель истории), Музыковед (учитель музыки).
Предварительная подготовка:
  1. Подбор наглядного материала о Москве;
  2. Совместный подбор с учащимися исторического материала о славном прошлом первопрестольной;
  3. Прослушивание музыкального материала;
  4. Подготовка вопросов к викторине, посвящённой 860-летию со дня основания Москвы;
План:
I. Вступительное слово Летописца.
II. Историко-музыкальные картинки:
Картинка №1 “С мала ключика”;
Картинка №2 “Маэстро Чайковский о Москве”;
Картинка №3 “Москва! Как много в этом слове”;
Картинка №4 “Славься, Москва, город мира и славы”.
III. Заключительное слово Музыковеда.

Ход урока

I. Вступительное слово Летописца.

Летописец:
“Почему было Москве царством быти и кто знал, что Москве государством слыти?”. “Повести о начале Москвы” стали любимейшим чтением широких слоёв грамотного населения в XVII – XVIII в.в. Историки искали рациональное объяснение этому в разных направлениях. Вопрос “почему?” – и сегодня один из самых трудных для учёного. Для ответа на него следует шаг за шагом проследить, как постепенно один из небольших городов домонгольской Руси стал столицей России. На этом пути немало трудностей, и главное из них – скудость источников. К сожалению, летописцы XIII – I половины XIV в.в. не предвидели, по меткому выражению Н.М. Карамзина, “блестящего будущего” Москвы и уделили совсем мало внимания начальным страницам её истории”.
Картинка №1 “С мала ключика”. Звучат фрагменты хора из кантаты “Москва” П.И.Чайковского – “С мала ключика”.
Летописец: “Москва стала известной жителям Древней Руси с 1147 года. Именно тогда князь Юрий Долгорукий обратился с приглашением к своему брату князю Святославу: “Приди ко мне, брате, в Москов”. Минули века. К 70-м годам XIII столетия выделяется Московское княжество. Родоначальником династии московских князей стал Даниил – младший сын Александра Невского. Для Москвы пробил её “звёздный час”. Почему же Москве удалось стать во главе земли русской?
Летописец обращается к аудитории с просьбой помочь ему разобраться с причинами возвышения Москвы.
Предполагаемые ответы учащихся, ознакомившихся предварительно с историей Москвы.
1-й ученик:
Многие учёные объясняют силу Москвы выгодами её географического положения, контролем над речными торговыми путями и связанными с этим экономическими преимуществами.
2-й ученик: С 1325 года Москва становится “седалищем” (резиденцией) митрополита всея Руси. С этого момента город – духовный центр русских земель.
3-й ученик: Решающую роль всё – таки следует отвести “демографическому” фактору. В Подмосковье шёл постоянный приток населения из земель, подвергавшихся частым нападениям ордынцев. Резкий рост численности населения способствует освоению новых, прежде не вовлечённых в хозяйственный оборот угодий.
4-й ученик: Не менее важной представляется и роль личностей первых московских князя Даниила Александровича и его сыновей Юрия Даниловича и Ивана I по прозвищу Калита.
Летописец: Конечно, было бы преувеличением считать процесс возникновения Москвы неуклонным, постоянным. Как и любой исторический процесс, он прошёл через целый ряд случайностей и критических моментов. Но всё-таки завершился триумфом Москвы.
Картинка №2 “Маэстро Чайковский о Москве”.
Музыковед:
Москва всегда являлась культурным и музыкальным центром России, сосредоточением художественной и музыкальной элиты. Именно в Москве провёл всю свою сознательную жизнь великий русский композитор XIX века, один из представителей московской композиторской школы Пётр Ильич Чайковский. С самых первых дней пребывания (с 1866 года) он стремился поближе познакомиться с жизнью города, посещая театры, Артистический кружок, маскарады и парки. Но чаще всего Пётр Ильич посещал концерты. Именно в Москве он вёл активную преподавательскую деятельность, сформировался как дирижёр, а главное – создал шедевры русской и мировой музыкальной культуры.
Творческое наследие композитора поражает своей многогранностью; он оставил после себя произведения практически во всех музыкальных жанрах: оперы и балеты, симфонии и программные симфонические произведения, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, произведения для различных инструментов, хоровые сочинения и кантаты, вокальные ансамбли, романсы и песни, музыкально- критические статьи, учебник “Руководство к практическому изучению гармонии”. Монументальная фигура композитора, патриота и гражданина возвышается среди великих художников XIX века.
Музыка Чайковского глубоко национальна и, как отмечал Н.Д. Кашкин “не только потому, что у него в музыке очень часто слышатся отголоски русской песни в её характернейших проявлениях или что он брал иногда подлинные русские народные мелодии в основу своих композиций, но по своему внутреннему складу и миросозерцанию”. Сам же Пётр Ильич признался однажды: “Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приёмов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова.
Среди огромного количества сочинений Чайковского есть только одно, написанное в стилизованно-русском былинном характере – это кантата “Москва”, созданная в 1883 году. Стиль произведения был навеян нерифмованным текстом А. Н. Майкова в духе русского эпоса. Воспевание Москвы как символа русского государства были близки Петру Ильичу всегда.
Автор текста Аполлон Николаевич Майков родился в семье художника в 1811 году. Первые стихотворения поэта были опубликованы в “Одесском альманахе” в 40-е годы. Произведения отличаются ровным созерцательным настроением, законченностью формы и пластичностью. Кроме лиричных стихов Майков писал баллады, исторические поэмы, драмы. Он является автором одного из лучших переводов “Слово о полку Игореве”. Среди наиболее известных произведений – стихотворения: “Сомнение”, “Осенние листья по ветру кружат”, “Весна” и др.
Учащимся предлагается прослушать фрагменты II-VI частей кантаты П.И.Чайковского “ Москва”
Музыковед:
Кантата “Москва” состоит из 6 частей. Хоровые полотна сменяют 3 сольных эпизода. Величественно-спокойное оркестровое вступление переходит в неторопливое повествование былинного характера. Постепенно усиливается динамика и фактура, “разрастаясь” вширь. Обрамляют кантату хоровые эпизоды: № 1 “С мала ключика” и № 6 “И крепись и будь, Русь великая”. Последний подобен яркой праздничной коде – эффектной и торжественной, где хоровые эпизоды чередуются с пением солистов. Своей лиричностью и близостью к русской народной песне отличаются №2 ариозо Воина “То не звёздочка” и №5 “Мне ли, господи”, полный героической патетики. Близок по характеру и № 4 монолог баритона и хор “Уж как из лесу”. Тема его, начинающаяся эпическим повествованием, постепенно достигает напряжённого драматизма. Контрастом к остальным частям выступает центральный хор №3 “ Час ударил”, привносящий живость, яркость и молодецкую удаль. По своей содержательности, составу исполнителей (симфонический оркестр, солисты, хор), особенностям построения и развития (6 частей, объединённых однородностью содержания) жанр кантаты, как никакой другой, способен выразить главную идею произведения:
За родимый край я на всё готов,
Я готов в огонь и во всяку скорбь,
Ибо дорог мне не земной почёт,
Не земной почёт, а отчизны честь…
Картинка №3 “Москва! Как много в этом слове”.
Летописец.
Дорогие мои слушатели, я предлагаю вам продолжить исторический экскурс по Москве. Только сделаем это мы весьма необычным способом. Перед вами 2 листа. На одном из них – самые славные и самые героические страницы из истории Москвы и Московии. А на другом – даты и временные промежутки, соответствующие этим событиям. Чтобы восторжествовала правда о нашей любимой столице, нужно привести в соответствие даты и события, в которых “героиней” значится наша первопрестольная.
Учащиеся работают над заданием.
Содержание первой части задания:
  1. Иван Данилович Калита закрепил за Москвой великое княжение. Москва становится стольным городом.
  2. Великокняжеские полки во главе с Дмитрием Ивановичем одержали знаменитую победу над ордынцами на поле Куликовом.
  3. “И пришёл Тохтамыш ко граду Москве августа в 23 день и обманом убедил москвичей открыть ворота Кремля и подверг столицу страшному разорению”.
  4. Иван III Великий военной силой и с помощью дипломатии присоединил к Московии все самостоятельные русские земли и княжества. Родилось московское государство, именуемое позднее Россией.
  5. “Полчища крымского хана Девлет-Гирея подожгли Москву. Великий город пылал 6 часов и выгорел полностью. Опричное войско не смогло отвратить этой страшной беды”.
  6. Гибельный поцелуй Великой Смуты.
  7. Освобождение российской столицы от польско-шведских интервентов 2-м Земским ополчением под командованием Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
  8. “Бунташная” эпоха Москвы.
  9. “Стрельцы ворвались в Кремль, убили неугодных им придворных и фактически установили свою власть во всей Москве. В столице установилась Хованщина (по имени судьи Стрелецкого приказа И.А.Хованского)”.
  10. Статус самого крупного города – “опальная столица”.
  11. “Прекрасный, великолепный город Москва более не существует”, – писал Бонапарт императору Александру I. “Недаром, Москва, спалённая пожаром, французам отдана”.
  12. “Окаянные” дни Москвы (меткое высказывание И.А.Бунина).
  13. “В разгар наступления немецкой армии на Петроград, глава советского правительства В.И.Ленин подписал декрет о переезде правительства в Москву”.
  14. “Сердце России” в опасности. “Мощное контрнаступление войск Западного и Калининского фронтов отбросили фашистские войска на 150 – 200 км. от столицы”.
  15. “На Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Под барабанную дробь к подножию Мавзолея В.И.Ленина брошены 200 немецких знамён”.
  16. Москва – столица новой России.
Содержание второй части задания:
1. 4 ноября 1612 г. 2. 1571 г.
3. 1682 г.
4. 24 июня 1945 г.
5. 1598 – 1612 гг.
6. 40 – 60-е гг. XVII в.
7. 26 февраля 1918 г.
8. 1462 – 1505 гг.
9. 1325 г.10. 1991 – 2009 гг.
11. 8 сентября 1380 г.
12. 1382 г.
13. 5 декабря 1941 г.
14. 1905 – 1917 гг.
15. 1812 г.
16. 1712 – 1918 гг.
Правильные ответы:
1 – 9; 2 – 11; 3 – 12; 4 – 8; 5 – 2; 6 – 5; 7 – 1; 8 – 6; 9 – 3; 10 – 16; 11- 15; 12 – 14; 13 – 7; 14 – 13; 15 – 4; 16 – 10.
Картинка №4 “Славься, Москва, город мира и славы”.
Музыковед:
Мы с вами продолжаем знакомство с музыкальными страницами, посвящёнными Москве. Машина времени переносит нас в мир современности. Важной особенностью творчества советски...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.13 | Просмотров: 1451

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340