Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: Непроизносимые гласные в корне слова
Автор(ы): Силаева Наталья Александровна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: - Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;
- Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых согласных в корне слова
Задачи: 1. Обучающие задачи: - повторение изученого о звуках и обозначающих их буквах;
- совершенствование каллиграфических умений учащихся;
- формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками.
- формирование знания об опознавательных признаках орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;
- формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;
- формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимых согласных в корне слова, на основе применения орфографического правила и алгоритма
2. Развивающие задачи: - развитие фонематического слуха и орфографической зоркости;
- развитие речи детей на фонетическом, лексическом уровне и уровне связной речи;
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации;
- развитие произвольной и непроизвольной зрительной, слуховой и смысловой памяти;
- развитие воссоздающего и пересоздающего воображения;
- развитие непроизвольного и произвольного внимания;
- развитие рефлексии и адекватной самооценки.
3. Воспитывающие задачи: - воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
- воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе: толерантности, доброжелательности, эмпатии, сопереживания;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру и людям;
- воспитание познавательного интереса, любви и уважения к родному языку.
Ход урока I. Организационный момент У: Прозвенел звонок на урок. - Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке. II. Минутка чистописания У: Отгадайте загадки: Хлопотун Егорка Взялся за уборку: В пляс по комнате пошёл, Оглянулся – чистый пол (веник). (Слово появляется на установке) Я по дереву стучу, Червяка достать хочу, Хоть и скрылся под корой, Все равно он будет мой (дятел). (Слово появляется на установке) Я землю копала – Ничуть не устала. А кто мной копал, Тот и устал (лопата). (Слово появляется на установке) Что за чудо, что за ящик? Сам – певец и сам рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино (телевизор). (Слово появляется на установке) У. Ребята, назовите буквы, с которых начинаются эти слова. Д. В, Л, Д, Т. У. Сегодня на минутке чистописания мы напишем соединения с этими буквами. В, д, л, т У. Написать до конца строки. Д. (они пишут в тетради). III. Повторение ранее изученного материала У: Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы? Д: Они согласные. У: Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. Д: В, Л, Д У. Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук. Д: Т У: Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. Д: Д – Т IV. Словарная работа У: Прочитайте слово на доске (орфографическим способом). Д: чувство У: Что обозначает это слово? Д: ответы детей У. Прочитайте, какое объяснение этому слову даёт толковый словарь (появляется на установке) 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, эмоция, переживание. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутье, интуиция). У: Какие буквы из тех, что мы писали на минутке чистописания, есть в этом слове? Д: В, Т, В (учитель подчеркивает на доске эти буквы в слове) (чувство) У:Посмотритена слово и постарайтесь запомнить, как оно пишется. У: Напишите это слово в воздухе. Д: Пишут в воздухе У: Теперь закройте глазки, представьте, что вам нужно с помощью огненного факела написать слово чувство на ночном небе (письмо в воздухе). Д: с закрытыми глазами пишут в воздухе это слово У: Проговорим это слово громко хором, так, как оно пишется. Д: чувство У: Проговорим потише для соседа. Д: Проговаривают для соседа. У: Прогорите для себя вполголоса. Д: Проговаривают для себя. У. Проверим, как вы его заполнили (слово стирается с доски). У. Запишите это слово в тетрадь. Д. Пишут это слово У.Теперь проверим, как вы справились с заданием (слово появляется на установке). Проверьте себя, поднимите руку, кто написал это слово без ошибок. Д. Поднимают руку. У. Молодцы! У. Запишите предложение: Меня охватило чувство любви к родному краю. У. Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении. У. Проверьте, правильно ли вы написали это предложение и слово “чувство”? (появляется на установке) У. Поднимите руку, кто написал это слово без ошибок. Д. Поднимают руку. У. Молодцы! V. Введение нового материала. У: Ребята, а теперь вам я предлагаю выполнить исследовательское задание. Работу будем проводить в парах. У: У вас на каждой парте лежат конверты. Откройте конверт № 1, достаньте листочки. (Каждая парта получает слово). На каждом цветном листе написано слово, на белом листе – задание, которое нужно выполнить. Солнце - Сердце
- Здравствуй
- Звёздный
- Местный
- Капустный
Выполните задание № 1. З.№ 1. Запишите это слово к себе в тетрадь и посчитайте количество букв. Д: Считают количество букв и записывают к себе в тетрадь. У: Выполните задание № 2. З. № 2. Запишите слово ещё раз в тетрадь, укажите, какой звук обозначает каждая буква, подсчитайте количество звуков и запишите в тетрадь. (например) - [с] - [с]
- [о] - [о]
- [л] - [-]
- [н] - [н]
- [ц] - [ц]
- [е] - [э]
Д: Каждая пара записывает количество звуков по своему слову. У: Выполните задание № 3. Сравните количество букв и количество звуков и сделайте вывод о том, чего в слове больше: букв или звуков. У: Проверим, как вы справились с исследовательским заданием. 1 пара: У: Какое слово анализировали? Д: Солнце. У: Сколько букв? Д: 6 букв. У: Сколько звуков. Д: 5 звуков. У: Какой сделаем вывод? Д: В слове “солнце” букв больше, чем звуков. (по такому принципу разбираются остальные слова) У: Какую особенность вы заметили? Д: Мы заметили, что в каждом слове букв больше, чем звуков. У: А как вы думаете, что это значит? Д: Один какой-то звук выпадает, не произносится. У: Сделаем вывод: в наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся. У: С помощью мультимедийной установки, проверим, какие звуки не произносятся в наших словах. Появляется слово Солнце У: Какой звук не произносится? Д: [л] Сердце У: Какой звук не произносится? Д: [д] Здравствуй У: Какой звук не произносится? Д. [в] Звездный У: Какой звук не произносится? Д: [д] Местный У: Какой звук не произносится? Д: [т] Капустный У: Какой звук не произносится? Д: [т] У: Какие мы с вами нашли непроизносимые звуки? Д: [л], [т],[в], [д] У: Какие это звуки, гласные или согласные? Д: согласные У: Какими буквами обозначаются звуки [л], [т],[в], [д]? Д: Д, в, т, л У: У нас на уроке уже встречались эти буквы. Когда? Д: На минутке чистописания и в словарных словах. У: Итак, не произносятся звуки [л], [т],[в], [д], а пишутся ли в наших словах буквы, обозначающие эти звуки? Д. Пишутся У: Возникает удивительная ситуация: буква пишется, но обозначающий её согласный звук не произносится. Как мы назвали такие звуки? Д: Непроизносимые согласные. У: Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать? Д: Чтобы правильно писать слова. У: Именно этому мы и должны научиться. (слова появляются установке) Д: Запишите эти слова к себе в тетрадь в столбик. Подчеркните буквенные сочетания, в которых появляются непроизносимые согласные. Д. Записывают и подчеркивают - Солнце
- Сердц
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3977
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|