Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина Тебе в залог я сердце оставляю…
Автор(ы): Дорошенко Валерия Николаевна, преподаватель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индивидуальности. Оформление сцены: портрет поэта, фотографии разных лет. “Тебе в залог я сердце оставляю…” С.А.Есенин Звучит песня на стихи С.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…” Демонстрируются слайды: времена года, портреты Есенина разных лет. Предлагается фрагмент документального фильма: Есенин на открытии памятника А.Кольцову. 1918 год. На открытии памятника в Москве документальная хроника подарила нам “живого” Сергея Есенина. Мы видим его молодым и очень красивым. Тоскуют, тоскуют березы, Осенним исходят дождем И желтые листья, как слезы, Роняют и ночью и днем. Дрожат от мороза под утро, И вдруг замирают в забвенье, И шепчут тоскливо кому-то: “Есенин, Есенин, Есенин…” Автор: Татьяна Смертина Стихотворение “Да кто ж так до сердца проймет?” Да кто ж так до сердца проймет? Да кто же плакать так заставит? Да кто ж так Русь свою поймет И сгоряча бел-свет оставит? Уже водица мерзнет в сенях, В стога уметано все сено, И ясень надломил колено… Опять – октябрь… Грусть деревень… Вспахали зябь… Сергеев день… Хоть годы – сгасчивы, быстры, То имя – нежно в сердце носим! В помин Его летят листы Со всех берез русоволосых! Заплакав, гуси в даль пронзают, Звенит осенник в синь дождей, И в честь Его себя сжигают Рябины по России всей! Автор: Татьяна Смертина Что мы знаем о Сергее Есенине, для которого стихи были лучшей, главнейшей частью его жизни? Его поэтические произведения – это вся его жизнь и его биография. Понимаем ли мы ее? Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей её покинуть. Звучит фонограмма (читает С.Есенин) Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина – художественное целое, то жизнь его – раздерганную, странную, противоречивую – понять сложно. Я люблю родину. Я очень люблю родину! Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь. Приятны мне свиней испачканные морды И в тишине ночной звенящий голос жаб. Я нежно болен воспоминаньем детства, Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь. Как будто бы на корточки погреться Присел наш клен перед костром зари. О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих, Карабкаясь по сучьям, воровал! Все тот же он теперь, с верхушкою зеленой? По-прежнему ль крепка его кора? Он – певец Руси! В его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”. Звучит песня на стихи С.Есенина “Клен ты мой опавший…” Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой – ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль? У него счастливое детство. Любимец в семье. Живой, спокойный, веселый, умный, общительный. Хорош собой. На него стали рано заглядываться девушки. С отличием закончил Константиновское четырехклассное училище (1909), вышел “учителем школы грамоты”. (Демонстрируются слайды). Летом 1912г. Сергей Александрович Есенин переехал в Москву, служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь, В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть Золотою лягушкой луна Распласталась над тихой воде, Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь!... Работал в книгоиздательстве, в типографии. В этот период примкнул к революционно настроенным рабочим, оказался под надзором полиции. Занимался на историко-философском отделении университета Шанявского (1913г. – 1915г.). Печататься начинает в 1914 году в московских журналах (дебют – стихотворение “Береза”). Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Весной 1915г. приезжает в Петроград, где знакомится с А.Блоком, С.Городецким, сближается с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. (Из дневников, записных книжек и писем, 9 марта 1915г., А.Блок) - Днем у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губернии. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, – Я одурманен весной. Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою. Сыпь ты, черемуха. Снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу. (Из воспоминаний С.М.Городецкого) - Для него не было никаких ценностей в жизни кроме его стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого. Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни. Но не меньше, чем прочесть стихи, он торопился спеть рязанские “прибаски, канавушки и страдания”. Исполняется песня на стихи С.Есенина “Ты поила коня”. Ты поила коня из горстей в поводу, Отражаясь, березы ломались в пруду. Я смотрел из окошка на синий платок, Кудри черные змейно трепал ветерок. Мне хотелось в мерцании пенистых струй С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй. Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня, Унеслася ты вскачь, удилами звеня. В пряже солнечных дней время выткало нить. Мимо окон тебя понесли хоронить. И под плач панихид, под кадильный канон, Все мне чудился тихий раскованный звон. “Застенчивая, счастливая улыбка не сходила с его лица. Он был очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос – которые он позже будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр, – синеглазый”. (Звучит фонограмма, читает стихи С.Есенин). Он явился в город, чтоб рассказать о своей восторженной любви, рассказать о красоте, окружающей его. Город восторгался им. Появились лицемеры и завистники. Друзья поили вином. И он почувствовал, что этот город должен его погубить. (Звучит песня на стихи С.Есенина “Отговорила роща золотая”, демонстрируются слайды). Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком. Этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отобразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказал о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом – о самом себе. Первый сборник стихов Есенина “Радуница” (1916г.) – восторженно принят критикой. Последующие “Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов” все (1918г.) и др. – в стихах складывается особый есенинский мир: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми гармоничный, целостный, прекрасный мир. Самое драгоценное в нем, – писал Б.Пастернак, – образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она давалась ему в детстве. Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок? Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум, Я полюбил – печальный Твой предосенний шум. И мне в ответ березка: “О любопытный друг, Сегодня ночью звездной Здесь слезы лил пастух. Луна стелила тени, Сияли зеленя, За голые колени Он обнимал меня. И так, вздохнувши глубко, Сказал под звон ветвей: “Прощай, моя голубка, До новых журавлей”. В начале 1918г. Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встречает революцию. Создает поэмы “Иорданская голубица”, “Инония”, “Небесный барабанщик” и др., проникнутых предчувствием и “преображения” жизни. Размышляя, “куда нас несет рок событий”, обращается к истории (поэма “Пугачев”, 1921г.) Поиски в сфере образности сближают Есенина с Мариенгофом, Шершеневичем и др., они объединяются в группу имажинистов. Есенин становится завсегдатаем “Стойла Пегаса” – литературного кофе с критикой “шутовского кривляния ради самого кривляния” “собратьев” – имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. (Демонстрация слайдов). В начале 20-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы “развороченного бурей быта” (распался брак с Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, окружает его “чужой и хохочущий сброд” (сборники “Исповедь хулигана”, 1921г., “Москва кабацкая”, 1924г.). (Звучит песня на стихи С.Есенина “Забава”). Мне осталась одна забава: Пальцы в рот – и веселый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист. Ах! Какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь. Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь. Золотые, далекие дали! Все сжигает житейская мреть. И похабничал я и скандалил Для того, чтобы ярче гореть. Дар поэта – ласкать и корябать, Роковая на нем печать. Розу белую с черной жабой Я хотел на земле повенчать. Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились – Значит, ангелы жили в ней. Вот за это веселие мути, – Отправляясь с ней в край иной, Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной, - Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать. Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921г.), (звучит музыка). Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922г. – август 1923г.), сопровождалось шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их “взаимопонимание”, усугублявшееся отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора знала несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались. Тогда я понял, Что такая Русь. Я понял, что такое слава. И потому мне В душу грусть Вошла, как горькая отрава. На кой мне черт. Что я поэт!... И без меня в достатке дряни. Пускай я сдохну, Только… Нет, Не ставьте памятник в Рязани! На родину вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием “быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР”. 1923 – 1925гг. создаются лучшие строки: стихотворения “Отговорила роща золотая…”, “Письмо матери”, “Мы теперь уходим понемногу…”, цикл “Персидские мотивы”, поэма “Анна Снегина”, “Страна негодяев” и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. “Русь Советская” – “Русь уходящая”. Он все больше о...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.14 | Просмотров: 1825
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|