Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина Тебе в залог я сердце оставляю…


Автор(ы): Дорошенко Валерия Николаевна, преподаватель русского языка и литературы

Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индивидуальности.
Оформление сцены: портрет поэта, фотографии разных лет.
“Тебе в залог я сердце оставляю…”
С.А.Есенин
Звучит песня на стихи С.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…” Демонстрируются слайды: времена года, портреты Есенина разных лет. Предлагается фрагмент документального фильма: Есенин на открытии памятника А.Кольцову.
1918 год. На открытии памятника в Москве документальная хроника подарила нам “живого” Сергея Есенина. Мы видим его молодым и очень красивым.
Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.
Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
“Есенин, Есенин, Есенин…”
Автор: Татьяна Смертина
Стихотворение “Да кто ж так до сердца проймет?”
Да кто ж так до сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгоряча бел-свет оставит?
Уже водица мерзнет в сенях,
В стога уметано все сено,
И ясень надломил колено…
Опять – октябрь…
Грусть деревень…
Вспахали зябь…
Сергеев день…
Хоть годы – сгасчивы, быстры,
То имя – нежно в сердце носим!
В помин Его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси в даль пронзают,
Звенит осенник в синь дождей,
И в честь Его себя сжигают
Рябины по России всей!
Автор: Татьяна Смертина
Что мы знаем о Сергее Есенине, для которого стихи были лучшей, главнейшей частью его жизни?
Его поэтические произведения – это вся его жизнь и его биография. Понимаем ли мы ее?
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
Звучит фонограмма (читает С.Есенин)
Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина – художественное целое, то жизнь его – раздерганную, странную, противоречивую – понять сложно.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен воспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих,
Карабкаясь по сучьям, воровал!
Все тот же он теперь, с верхушкою зеленой?
По-прежнему ль крепка его кора?
Он – певец Руси! В его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”.
Звучит песня на стихи С.Есенина “Клен ты мой опавший…”
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой – ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
У него счастливое детство. Любимец в семье. Живой, спокойный, веселый, умный, общительный. Хорош собой. На него стали рано заглядываться девушки. С отличием закончил Константиновское четырехклассное училище (1909), вышел “учителем школы грамоты”. (Демонстрируются слайды).
Летом 1912г. Сергей Александрович Есенин переехал в Москву, служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь,
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть
Золотою лягушкой луна
Распласталась над тихой воде,
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!...
Работал в книгоиздательстве, в типографии. В этот период примкнул к революционно настроенным рабочим, оказался под надзором полиции. Занимался на историко-философском отделении университета Шанявского (1913г. – 1915г.).
Печататься начинает в 1914 году в московских журналах (дебют – стихотворение “Береза”).
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Весной 1915г. приезжает в Петроград, где знакомится с А.Блоком, С.Городецким, сближается с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние.
(Из дневников, записных книжек и писем, 9 марта 1915г., А.Блок)
- Днем у меня рязанский парень со стихами.
Крестьянин Рязанской губернии. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные.
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха. Снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
(Из воспоминаний С.М.Городецкого)
- Для него не было никаких ценностей в жизни кроме его стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого.
Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни.
Но не меньше, чем прочесть стихи, он торопился спеть рязанские “прибаски, канавушки и страдания”. Исполняется песня на стихи С.Есенина “Ты поила коня”.
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь, удилами звеня.
В пряже солнечных дней время выткало нить.
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
“Застенчивая, счастливая улыбка не сходила с его лица. Он был очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос – которые он позже будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр, – синеглазый”. (Звучит фонограмма, читает стихи С.Есенин).
Он явился в город, чтоб рассказать о своей восторженной любви, рассказать о красоте, окружающей его.
Город восторгался им. Появились лицемеры и завистники. Друзья поили вином. И он почувствовал, что этот город должен его погубить. (Звучит песня на стихи С.Есенина “Отговорила роща золотая”, демонстрируются слайды).
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отобразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказал о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом – о самом себе.
Первый сборник стихов Есенина “Радуница” (1916г.) – восторженно принят критикой. Последующие “Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов” все (1918г.) и др. – в стихах складывается особый есенинский мир: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми гармоничный, целостный, прекрасный мир.
Самое драгоценное в нем, – писал Б.Пастернак, – образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она давалась ему в детстве.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил – печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
“О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя,
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вздохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
“Прощай, моя голубка,
До новых журавлей”.
В начале 1918г. Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встречает революцию. Создает поэмы “Иорданская голубица”, “Инония”, “Небесный барабанщик” и др., проникнутых предчувствием и “преображения” жизни. Размышляя, “куда нас несет рок событий”, обращается к истории (поэма “Пугачев”, 1921г.)
Поиски в сфере образности сближают Есенина с Мариенгофом, Шершеневичем и др., они объединяются в группу имажинистов. Есенин становится завсегдатаем “Стойла Пегаса” – литературного кофе с критикой “шутовского кривляния ради самого кривляния” “собратьев” – имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. (Демонстрация слайдов).
В начале 20-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы “развороченного бурей быта” (распался брак с Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, окружает его “чужой и хохочущий сброд” (сборники “Исповедь хулигана”, 1921г., “Москва кабацкая”, 1924г.). (Звучит песня на стихи С.Есенина “Забава”).
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта – ласкать и корябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути, –
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, -
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921г.), (звучит музыка).
Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922г. – август 1923г.), сопровождалось шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их “взаимопонимание”, усугублявшееся отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора знала несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.
Тогда я понял,
Что такая Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.
На кой мне черт.
Что я поэт!...
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только…
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!
На родину вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием “быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР”. 1923 – 1925гг. создаются лучшие строки: стихотворения “Отговорила роща золотая…”, “Письмо матери”, “Мы теперь уходим понемногу…”, цикл “Персидские мотивы”, поэма “Анна Снегина”, “Страна негодяев” и др.
Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. “Русь Советская” – “Русь уходящая”. Он все больше о...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.14 | Просмотров: 587

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!