Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Аналитическая справка Использование информационно-коммуникативных технологий, альтернативной технологии обучения детей с признаками одарённости
Автор(ы): Степанова Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1.1. Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние три года. В течение последних трёх лет общая успеваемость обучающихся по русскому языку и литературе остаётся неизменной и соответствует 100%-ному показателю (Приложение 1, приложение 2). Главный результат работы: - рост самостоятельности у тех обучающихся, которые были пассивны;
- повышение интереса к предмету;
- наблюдается позитивная динамика учебных достижений по годам.
100%-ный уровень обученности показали выпускники, сдававшие экзамены по литературе в традиционной форме за 2004-2005 учебный год (Приложение 3). 1.2. Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года С 2004–2005 учебного года наблюдается рост качества знаний отдельных обучающихся по итогам учебного года по русскому языку. Выросло число учащихся, имеющих оценку «хорошо» и «отлично». (Приложение 4). С 2004–2005 учебного года наблюдается тенденция роста качества знаний по итогам учебного года по русскому языку и литературе на 10% (Приложение 5). Результаты контрольных срезов по русскому языку в 5А классе, проведённые администрацией школы (Приложение 6). - 1 четверть «Словосочетание»
- 2 четверть «Буквы З и С на конце приставок»
- 3 четверть «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
- 4 четверть «Буквы О-А в корнях –РОС-, -РАСТ-, -РАЩ-
Оптимальный уровень обученности показывает, что качество знаний колеблется от 59,9% до 63,5%. Положительную динамику качества знаний по литературе (20%) характеризуют следующие данные за 2004-2005 учебный год (Приложение 7). Положительные результаты итоговой аттестации показывают высокий уровень сформированности у выпускников жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования: - извлекать информацию при аудировании и чтении, адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрение;
- интерпретировать в письменной форме информацию, извлечённую из прочитанного текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально – смысловом типом речи;
- соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические) (Приложение 8).
Эти ребята оказались конкурентоспособными, подтвердили свои знания, полученные в школе, учатся в престижных вузах. Особой гордостью являются Максутова Анастасия и Апхаликова Вера, поступившие на филологический факультет. 1.3. Увеличение количества обучающихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней. Растёт количество обучающихся, участвующих в олимпиадах и добивающихся высоких результатов. Принимали участие в олимпиадах по русскому языку и литературе: - на школьном уровне (в процентах от общего числа обучающихся) (Приложение 9). Динамика роста числа участников составила по русскому языку и литературе 11%
- на муниципальном уровне число участников возросло в два раза (Приложение 10).
- на областном уровне: 2006-2007 - 1чел. (Павлова Н., 8кл.)
1.4.Увеличение количества и повышение качества творческих работ обучающихся по русскому языку и литературе (проектов, исследований). Учебно-исследовательская деятельность – это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний. Моя цель: создание условий для развития творчества обучающихся, самоопределения и самореализации. Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи: - сформировать интерес к познанию мира;
- развивать умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике.
Число желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью растёт год от года (Приложение 11). Тема каждого исследования актуальна. Обучающиеся стараются качественно анализировать состояние проблемы, учатся использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы. Изучают специальный и научный аппарат по данной теме. Также обосновывают собственные выводы и грамотно отвечают на вопросы в процессе защиты результатов исследования. Рефераты, исследовательские работы, доклады, презентации, стендовые отчёты рекомендованы к представлению на Всероссийской научно-практической конференции, защите на экзамене. Творческие работы обучающихся, в том числе созданные в форме мультимедийных презентаций, качественно оформлены и являются частью учебно-методического комплекса кабинета русского языка, служат в качестве раздаточного материала на уроках, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе. 1.5. Рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента обучающихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета). С обучающимися психологом школы проводились следующие методики анкетного опроса: «Учитель и ученик», «Мои учебные результаты», «Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках», «Мои жизненные и профессиональные ценности». Задача: определить мотивацию учения у детей, выяснить, есть ли у них интерес к обучению, а также с целью профориентации и выбора будущей профессии. Интерпретация полученных ответов показала, что обучающиеся данных классов: - целенаправленно готовятся к сдаче промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
- с интересом слушают учителя;
- охотно занимаются исследовательской деятельностью;
- ставят проблемные вопросы и самостоятельно находят на них ответы, пользуясь справочными пособиями и источниками информации;
- готовятся поступать в вузы – 92%.
Также за последние три года наблюдается позитивная динамика роста уровня мотивации к изучению русского языка и литературы. (Приложение 12) Тестирование «Характер взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы» показало: - учитель относится с уважением ко всем ученикам, учитывает реальные учебные возможности, образовательные потребности;
- 89% учеников удовлетворяют знания, приобретённые на уроке;
- 11% - частично.
Учитель стремится к тому, чтобы её школьники как можно глубже и прочнее усвоили русский язык, научились пользоваться русским словом, поняли и почувствовали его точность, меткость, выразительность. Всё, что происходит на уроке, вызывает у детей искренний интерес, развивает творческие способности. Коллеги считают: - «Ребята вместе с Мариной Юрьевной отправляются в сказки, совершают незабываемые экскурсии в прошлое и увлекательные путешествия в будущее; меряются силами в турнирах и брейн – рингах, проводят аукционы знаний. Привитию интереса к урокам русского языка и литературы способствуют и другие нетрадиционные формы уроков: урок – конференция, урок – диспут, урок мудрости, урок – откровение, урок – презентация, урок – панорама, урок – суд, урок – соревнование, урок – деловая игра, уроки в форме различных телепередач.» Учитель русского языка и литературы: Путинцева Е.А.
- «Для Марины Юрьевны каждый обучающийся – личность, поэтому она стремится создать на уроке ситуацию успеха. Успех, считает словесник, рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к труду; ситуация успеха становится фактором развития личности ребёнка, ведь её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Атмосфера доброжелательности, внимание, интерес к каждому школьнику на уроке, приветливость, реальная помощь в продвижении к успеху, поддержка в процессе выполнения работы, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества способствует высокой мотивации деятельности обучающихся». Учитель русского языка и литературы: Байбурина Л.Ф.
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам. 2.1. Ведение кружков, секций, факультативов в последние три года. Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей обучающихся, выявление одарённых детей – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности. Для оптимального решения веду большую внеклассную работу. (Приложение 13) 2.2. Результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся, участие в конференциях, конкурсах, концертах) за последние три года. (Приложение 14, приложение 15, приложение 16) Совместный труд с обучающимися не замедлил принести положительные результаты. 3. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя. Мои родные сердца «… зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». А. де Сент-Экзюпери Ежедневно я погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец, учусь быть добрее и мудрее. Пять заповедей: любить, понимать, принимать, сострадать и помогать в моей воспитательной работе обеспечивают свободу выбора в принятии решений, создают климат взаимного доверия, доброты и гармонии и самое главное – принимают ребёнка таким, какой он есть. Мои ученики – мои соратники, мы поровну разделили ответственность в процессе воспитания. Мне не нужно громогласно доказывать свою правоту, идти на хитрости, добиваться понимания, авторитета, так как главное в наших отношениях – взаимоуважение. Считаю, от меня зависит, придёт ли к каждому ребёнку успех в учении. Я не имею права сомневаться в достижении положительного результата. Безграничная вера в ребёнка помогает мне справиться с проблемами. Для ребёнка важно всегда чувствовать успех. Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, учить трудиться, найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы с учениками в меру своих сил и способностей. Воспитывать не просто, да и человеком быть не просто, и жить тоже не просто. Но пусть всегда будут школа, 1 сентября, звонок. «Чего вы ждёте от меня, мои родные сердца?» На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь! 3.1 Благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности). 3.2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями обучающихся. 3.3. Отсутствие правонарушений у обучающихся (или положительная динамика по этому показателю). 3.4. Развитие самоуправления в классе. 3.5. Активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения. В 2006-2007 г. внимательно изучила данные вопросы. Разработала программу развития классного коллектива «Вечные ценности» (Приложение 17). Программа «Вечные ценности» на областном уровне вышла в финал и при защите в очной форме получила положительную оценку (Презентация). 3.6. Участие обучающихся в решении проблем местного социума. Приняла участие в конкурсе общественно полезных инициатив школьников «100 классных проектов» (Приложение 18). 4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. 4.1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету. Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие обучающихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижает нагрузку, позволяет более эффективно использовать учебное время. Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет: - качественно гот...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3308
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|